Основополагающий документ, определяющий основные термины в области качества приводит понятие «затраты, связанные с качеством», как затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигается удовлетворительное качество.
Современное понятие затраты на качество включает:
· Затраты на оценку качества;
· Затраты на обеспечение качества;
· Затраты на улучшение качества;
· Затраты на управление качеством.
Классификация затрат на качество
По целевому назначению:
a) На оценку качества;
b) На улучшение качества;
c) На обеспечение качества;
d) На управление качеством.
По экономическому характеру затрат:
a) Текущие;
b) Единовременные.
По виду затрат:
a) Производственные;
b) Непроизводственные.
По методу определения:
a) Прямые;
b) Косвенные.
По возможности учета:
a) Поддающиеся прямому учету;
b) Не поддающиеся прямому учету;
c) Затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать.
По стадиям жизненного цикла:
a) На качество при разработке;
b) На качество при изготовлении;
c) На качество при эксплуатации.
По возможности оценки:
a) Планируемые;
b) Фактические.
По характеру структурирования:
a) По предприятию;
b) По производству, цеху, участку;
c) По видам продукции.
По объемам формирования и учета:
a) По продукции;
b) По процессам;
c) По работам;
d) По услугам.
По виду учета:
a) Оперативный;
b) Аналитический;
c) Бухгалтерский;
d) Целевой.
Затраты на качество связаны со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Совокупность видов деятельности применительно к качеству составляет систему качества на предприятии. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных и предполагаемых потребностей в области качества.
Типичными видами деятельности предприятия по этапам жизненного цикла продукции (работ, услуг) являются следующие:
• маркетинг и изучение рынка;
• исследование, разработка и проектирование продукции;
• планирование выпуска продукции;
• закупки;
• производство продукции или предоставление услуг;
• проверки;
• упаковка и хранение;
• реализация;
• монтаж и ввод в эксплуатацию;
• техническая помощь и обслуживание;
• послепродажная деятельность;
• утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.
Состав затрат на оценку уровня качества промышленнойпродукции включает затраты на выполнение следующих основных работ:
• выбор номенклатуры показателей качества;
• выбор базовых образцов и определение базовых показателей качества;
• выбор методов и определение значений показателей качества;
• выбор и обоснование метода оценки уровня качества;
• оценка уровня качества.
Оценка уровня качества промышленной продукции требует специалистов высокой квалификации, сложного оборудования, наличие соответствующих методик, компьютерного оснащения с программным обеспечением. В связи с тем, что это не одноразовая или эпизодическая работа, а систематическая работа по всей номенклатуре продукции затраты предприятия на ее выполнение являются достаточно большими. Их выполнение является базой для оценки технической конкурентоспособности продукции предприятия.
Состав затрат на обеспечение качествавключает следующие группы затрат.
Затраты на правовое обеспечение в области качества - это
все затраты, обусловленные деятельностью в рамках юридической ответственности предприятия за качество. Эту деятельность необходимо осуществлять в соответствии с действующими
нормами законодательства. В эту группу входят затраты, связанные с приобретением и экспертизой внешних и разработкой внутренних документов, затраты на обеспечение законности заключаемых сделок и затраты по сертификации и патентованию.
Отнести предложенные затраты непосредственно к затратам на качество возможно по той причине, что все они, за исключением последних, направлены на предупреждение возникновения риска ответственности предприятия за несоответствия и ошибки их партнеров. В затраты на правовое обеспечение качества также войдут затраты на сертификацию и патентование.
• Затраты на информационное обеспечение - одна из важнейших групп затрат - включает затраты на комплекс мероприятий по идентификации, сбору, обозначению, регистрации, хранению и предоставлении данных о качестве.
• Затраты на качество исходных материалов - это затраты на все виды деятельности предприятия с целью обеспечения качества исходных материалов. Эта группа затрат является неотъемлемой составляющей затрат на качество, поскольку невозможно создать качественное изделие из некачественных материалов.
• К затратам на обеспечение качества изготовления относятся затраты на мероприятия, обеспечивающие качество продукции
при изготовлении.
• Затраты на качество упаковки, хранения и транспортировки - это затраты на мероприятия по обеспечению качества упаковки, хранения и транспортировки, а также затраты на ее консервацию, если она необходима. Не подлежит сомнению, что эта
группа затрат должна быть включена в состав на обеспечение качества, поскольку несоответствующая упаковка или несоблюдение условий хранения и транспортировки может привести в итоге
к потере качества.
• Затраты на послепродажную деятельность - это затраты,
охватывающие комплекс мероприятий по обслуживанию потребителей после продажи продукции с целью удовлетворения потребностей, возникающих при эксплуатации продукции. Эти затраты будут различаться для предприятий, работающих на основе конструкторской и технологической документации, ввиду специфики выпускаемой продукции.
• Затраты на обучение и подготовку кадров являются едва
ли не самым важными, поскольку качество начинается и заканчивается подготовкой кадров. С одной стороны, только квалифицированные работники могут качественно выполнять соответствующие виды работ, с другой стороны, каждый работник должен четко представлять цели своего предприятия (в том числе и в
области качества), поскольку без осознания целей невозможно
получение необходимого конечного результата.
• Затраты на связи с потребителями целесообразно разделить
на три статьи, поскольку основных видов деятельности, связанных непосредственно с потребителями три: это комплекс работ
отдела маркетинга в области качества; работа по обработке и
анализу претензий потребителей в отношении качества; сбор и
анализ запросов потребителей в отношении качества. Учет перечисленных затратне всегда может быть целесообразным, поэтому данный вопрос решается индивидуально на каждом конкретном предприятии.
• Затраты на учет, оценку и анализ затрат на обеспечение качества направлены не просто на получение и анализ данных по затратам на качество, но в первую очередь на реализацию политики по снижению затрат на качество.