Затраты на качество продукции

Основополагающий документ, определяющий основные термины в области качества приводит понятие «затраты, связанные с качеством», как затраты, возникающие при обеспечении и гарантировании удовлетворительного качества, а также связанные с потерями, когда не достигается удовлетворительное качество.

Современное понятие затраты на качество включает:

· Затраты на оценку качества;

· Затраты на обеспечение качества;

· Затраты на улучшение качества;

· Затраты на управление качеством.

Классификация затрат на качество

По целевому назначению:

a) На оценку качества;

b) На улучшение качества;

c) На обеспечение качества;

d) На управление качеством.

По экономическому характеру затрат:

a) Текущие;

b) Единовременные.

По виду затрат:

a) Производственные;

b) Непроизводственные.

По методу определения:

a) Прямые;

b) Косвенные.

По возможности учета:

a) Поддающиеся прямому учету;

b) Не поддающиеся прямому учету;

c) Затраты, которые экономически нецелесообразно учитывать.

По стадиям жизненного цикла:

a) На качество при разработке;

b) На качество при изготовлении;

c) На качество при эксплуатации.

По возможности оценки:

a) Планируемые;

b) Фактические.

По характеру структурирования:

a) По предприятию;

b) По производству, цеху, участку;

c) По видам продукции.

По объемам формирования и учета:

a) По продукции;

b) По процессам;

c) По работам;

d) По услугам.

По виду учета:

a) Оперативный;

b) Аналитический;

c) Бухгалтерский;

d) Целевой.

Затраты на качество связаны со всеми видами деятельности предприятия, определяющими качество продукции. Совокуп­ность видов деятельности применительно к качеству составляет систему качества на предприятии. Ее действие распространяется на все этапы жизненного цикла продукции от первоначального выявления потребностей рынка до конечного удовлетворения установленных и предполагаемых потребностей в области ка­чества.

Типичными видами деятельности предприятия по этапам жизненного цикла продукции (работ, услуг) являются следующие:

• маркетинг и изучение рынка;

• исследование, разработка и проектирование продукции;

• планирование выпуска продукции;

• закупки;

• производство продукции или предоставление услуг;

• проверки;

• упаковка и хранение;

• реализация;

• монтаж и ввод в эксплуатацию;

• техническая помощь и обслуживание;

• послепродажная деятельность;

• утилизация или переработка продукции в конце полезного срока службы.

Состав затрат на оценку уровня качества промышленнойпро­дукции включает затраты на выполнение следующих основных работ:

• выбор номенклатуры показателей качества;

• выбор базовых образцов и определение базовых показате­лей качества;

• выбор методов и определение значений показателей ка­чества;

• выбор и обоснование метода оценки уровня качества;

• оценка уровня качества.

Оценка уровня качества промышленной продукции требует специалистов высокой квалификации, сложного оборудования, наличие соответствующих методик, компьютерного оснащения с программным обеспечением. В связи с тем, что это не одноразо­вая или эпизодическая работа, а систематическая работа по всей номенклатуре продукции затраты предприятия на ее выполнение являются достаточно большими. Их выполнение является базой для оценки технической конкурентоспособности продукции пред­приятия.

Состав затрат на обеспечение качествавключает следующие группы затрат.

Затраты на правовое обеспечение в области качества - это
все затраты, обусловленные деятельностью в рамках юридической ответственности предприятия за качество. Эту деятельность необходимо осуществлять в соответствии с действующими
нормами законодательства. В эту группу входят затраты, связан­ные с приобретением и экспертизой внешних и разработкой внут­ренних документов, затраты на обеспечение законности заклю­чаемых сделок и затраты по сертификации и патентованию.

Отнести предложенные затраты непосредственно к затратам на качество возможно по той причине, что все они, за исключени­ем последних, направлены на предупреждение возникновения риска ответственности предприятия за несоответствия и ошибки их партнеров. В затраты на правовое обеспечение качества также войдут за­траты на сертификацию и патентование.

• Затраты на информационное обеспечение - одна из важ­нейших групп затрат - включает затраты на комплекс мероприя­тий по идентификации, сбору, обозначению, регистрации, хране­нию и предоставлении данных о качестве.

• Затраты на качество исходных материалов - это затраты на все виды деятельности предприятия с целью обеспечения качества исходных материалов. Эта группа затрат является неотъемлемой составляющей затрат на качество, поскольку невозможно создать качественное изделие из некачественных материалов.

• К затратам на обеспечение качества изготовления относят­ся затраты на мероприятия, обеспечивающие качество продукции
при изготовлении.

• Затраты на качество упаковки, хранения и транспортировки - это затраты на мероприятия по обеспечению качества упа­ковки, хранения и транспортировки, а также затраты на ее консервацию, если она необходима. Не подлежит сомнению, что эта
группа затрат должна быть включена в состав на обеспечение качества, поскольку несоответствующая упаковка или несоблюдение условий хранения и транспортировки может привести в итоге
к потере качества.

• Затраты на послепродажную деятельность - это затраты,
охватывающие комплекс мероприятий по обслуживанию потре­бителей после продажи продукции с целью удовлетворения потребностей, возникающих при эксплуатации продукции. Эти затраты будут различаться для предприятий, работающих на основе конструкторской и технологической документации, ввиду специфики выпускаемой продукции.

• Затраты на обучение и подготовку кадров являются едва
ли не самым важными, поскольку качество начинается и заканчи­вается подготовкой кадров. С одной стороны, только квалифи­цированные работники могут качественно выполнять соответствующие виды работ, с другой стороны, каждый работник должен четко представлять цели своего предприятия (в том числе и в
области качества), поскольку без осознания целей невозможно
получение необходимого конечного результата.

• Затраты на связи с потребителями целесообразно разделить
на три статьи, поскольку основных видов деятельности, связан­ных непосредственно с потребителями три: это комплекс работ
отдела маркетинга в области качества; работа по обработке и
анализу претензий потребителей в отношении качества; сбор и
анализ запросов потребителей в отношении качества. Учет перечисленных затратне всегда может быть целесообразным, поэтому данный вопрос решается индивидуально на каждом конкретном предприятии.

• Затраты на учет, оценку и анализ затрат на обеспечение ка­чества направлены не просто на получение и анализ данных по затратам на качество, но в первую очередь на реализацию поли­тики по снижению затрат на качество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: