Возникают ли они независимо друг от друга или таким образом что появление одной влечет за собой появление другой? «Зависимую диф-^еренцировку», выражаясь языком современной эмбриологии, Аристотель -также отрицает, как и «самодифференцировку». Импульс к развитию дает движение, заключающееся в семени, и оно в сущности не его, т. е. не возникает в нем самом, а сообщено ему родителем, наподобие того, как происходит в чудесных автоматах: достаточно дать толчок одной части, и в других частях возникают действительное движение, продолжающееся и в ^отсутствие лица, сообщившего импульс.
Если здесь Аристотель высказывается за эпигенез раньше Гарвея и Вольфа! и ставит вопросы о дифференцировке, формулированные ла наших глазах Ру и Гербстом, то в другом месте он намечает нечто Аналогичное закону Бэра, предтечи биогенетического закона развития. Зародыш в своем развитии специфицируется: он получает последовательно родовые черты живого существа вообще (животно-растения), яатем животного, затем видовые, например, человеческие, и под самый конец индивидуальные.
|
|
Древних, как мы видели, очень интересовал вопрос о причинах возникновения мужского и женского пола. Аристотель в книге IV уделяет ему много внимания, подвергая критике взгляды Анаксагора, Эмпедокла и Демокрита. Их главный недостаток заключается, по его мнению, в том, что они не связывают выдвигаемые ими причины «с образованием соответствующих половых частей. Аристотель всецело ^отвергает какое-либо участие в определении пола правой и левой стороны как несогласное с действительностью, что доказывают многочисленные наблюдения при вскрытиях, но, отвергая учение Эмпедокла (участие тепла ги. холода) и Демокрита (преобладание семени одного из родителей), он эти причины удерживает, комбинируя их. В общих чертах его учение та-тсово. При решении этого вопроса следует исходить из первых причин и некоторых общих положений. Прежде всего самец, благодаря своей теп-.лоте, дает хорошо сваренное, сильное семя, самка, вследствие холодности своей природы, — не поваренное выделение; им обоим соответствуют органы различного рода: яички и матка. Результаты смешения семени и женского выделения определяются тремя положениями: 1) природа одновременно дает каждому существу определенную способность и соответствующий орган; 2) все возникает из ему противоположного и 3) то, чье образующее начало не может победить, переходит в свою противоположность. Таким образом, если образующая сила семени не может одолеть выделение ж сообщить ему мужское начало, возникает слабый женский пол, а вместе «с тем матка и общий вид самки. Общий вид, т. е. вторичные половые