телей исходит больше семени, на того ребенок больше и похож, как всем телом, так и отдельными частями, так как семя отходит от каждой части; если же от каждого родителя отойдет поровну, ребенок ни на того, ни на другого похож не будет. Но если это предположение ложнр, и не от всего отходит семя, ясно, что оно не будет причиной сходства или несходства. Далее, они не могут объяснить, каким образом девочка походит на отца, а мальчик на мать. Те, которые указывают причину возникновения женского и мужского пола такую же, как Эмпедокл и Демокрит, говорят невозможное в другом отношении,-а те, которые объясняют это возникновение большим или меньшим количеством семени, отходящего от самца и самки, не могут показать, каким образом девочка будет похожа на отца, а мальчик на мать: ведь одновременно^ отхож-дение большего количества от обоих немыслимо. Кроме того, по какой причине ребенок будет похож на предков, как это часто бывает, да еще отдаленных? Ведь от них не отошло никакого семени. Но о сходстве и о прочем гораздо лучше говорят те, которые объясняют его еще другим, остающимся способом. Некоторые, ведь, утверждают, что семенная влага, будучи единой, является как бы «панспермией» многих семенных влаг. Представим,, что кто-нибудь примешал много соков к одной жидкости, а затем брал их оттуда и мог бы брать не поровну от каждого, а иногда — больше такого, иногда — такого; иногда этого взять, другого — совсем не брать: то же самое происходит и с семенной жидкостью, смешанной из многих: от какого родителя внедрится больше, на того ребенок и будет похож по виду. Хотя это учение не ясно и во многом фантастично, невозможно, однако, изложить 7бэь его и лучше; именно, что панспермия, о которой идет здесь речь, существует не в действительности*, а в возможности; в первом случае это учение — немыслимо, во втором — мыслимо. Нелегко также, исходя из единственной причины, указать причины всего прочего и как возникает мужской и женский пол, и почему девочки часто похожи на отца, а мальчики — на мать, а также сходство с предками; далее, по какой причине иногда человек но похож ни на кого из предков, иногда же в своем уклонении
|
|