Методические рекомендации по изучению темы. Изучение данной темы следует начинать с рассмотрения инструментов формирования стратегий и параметров определения стадий жизненного цикла товара. Следует обратить внимание н6а необходимость и специфику учета динамики продукта в стратегическом управлении, а так же рассмотреть особенности инвестиционного аспекта жизненного цикла товара.
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие жизненного цикла товара.
2. Характеристика фаз жизненного цикла товара.
3. Взаимосвязи жизненного цикла продукта и жизненного цикла организации.
Практическое задание
1. Предприятие производит товары А, Б, В, Г с удельным весом в ценовом выражении объема продаж соответственно 35, 30, 10, 5%. Товары А и Б по своему основному назначению являются взаимозаменяемыми. Товар Г выступает в качестве дополнения к товару А. Товар В – в качестве сборочного элемента для товара А и Б, но имеет и самостоятельный спрос.
Товары А, Б, В и Г находятся соответственно в следующих стадиях жизненного цикла на рынке: «зрелость», начало «спада», «рост» и «внедрение».
|
|
Также предприятие производит товар Д с удельным весом 20% и реализует его на основе долгосрочного контракта с транснациональной корпорацией.
Длительность жизненных циклов товаров А и Б составляет в среднем 8 лет, В и Г 5 и 3 года соответственно. Контракт с корпорацией о поставках товара Д только что продлен на 5 лет.
Длительность стадий ЖЦТ
А | Б | В | Г | Д | |
Внедрения | 1,0 | 1,5 | 0,5 | 0,2 | - |
Роста | 1,5 | 2,0 | 2,0 | 0,9 | - |
Зрелости | 4,0 | 3,5 | 1,5 | 1,5 | |
Спада | 1,5 | 1,0 | 1,0 | 0,4 | - |
ЖЦТ |
30% 0%, Д 10%, Г 20%, В 40%, Б Товары приносят следующие доли в общей массе прибыли А.