Для углубленного изучения дисциплины «Стратегическое управление» должны проводиться творческие деловые игры, которые позволяют имитировать:
— «живую» обстановку реальной ситуации;
— увеличение спроса конкретного клиента с учетом конкретной ситуации.
Стратегической управленческой игре в сфере управления процессами должны предшествовать лекционные занятия по изучению стратегических принципов, форм, методов науки и искусства управления, так как каждый участник игры должен продемонстрировать умение реализовать свои знания.
На практике стратегические игры – это имитация практической деятельности организации в учебных, производственных или исследовательских целях.
Цель стратегических деловых игр — нейромоделирование приоритетного развития:
— выработка и реализация уникальных управленческих решений;
— создание НЕО мотивации к внедрению новшеств;
— формирование гуманной культуры;
— создание социально-экономического мышления;
— приобретение уникальных навыков при принятии гибких решений с учетом управления потоками информации;
— умение гибко анализировать, нейромоделировать, прогнозировать и оценивать критические ситуации в социально-экономических и общественно-политических аспектов.
Управленческая игра, относящаяся к активным формам обучения имитирует производственные, экономические, психологические или иные процессы, имеет целью поиск и обоснование оптимальных решений поставленных проблем. Она является прообразом будущей руководящей деятельности слушателей и помогает оценить деловые качества участников игры в нестандартных ситуациях.
В управленческой стратегической игре, как и в реальном управлении производством или любым коллективом, главный итог заключается в принятии наилучшего гибкого оперативно-стратегического решения, в поисках которого участники используют различные уникальные: приемы, методы и технику управления знаний.
Участники управленческой стратегической игры получают новационные навыки принятия управленческих решений в условиях неопределенности и повышенного риска, учатся согласованию частных, локальных интересов с новыми элементами системы стратегического управления на основе приоритета: качества, новизны и имиджа. Присущий игре дух креативной состязательности, стремление получить признание среди своих коллег и одобрение преподавателя поощряет слушателей к творческому использованию накопленных ими знаний и опыта.
Преподаватель знакомит участников с условиями стратегической игры – конкретной ситуацией, предлагая:
– направленность игры;
– совместное распределение ролей участников;
– консультация всех игроков.
Раскрывает сценарий:
– проведения управленческой игры;
– анализ и оценка игры;
– экспертиза из участников с учетом упущений;
– итог с выводами.
Неопределенность изменений среды требует адекватной и гибкой реакции при проведении стратегических игровых моделей (игр) с учетом создания прогностических и аналитических ситуаций с учетом проведения социально-психологического и экономическо-стартегического мониторинга.
Поведенческие ситуации моделируемые в стратегических деловых играх определяют становление участников игры как личности с социальной направленностью.
Сценарий стратегических деловых игр должен включать элементы инициации новаций в неординарных ситуациях, которые предопределяют способность к стратегически-диффузному мышлению, приобретению новых знаний и генерированию их всеми участниками, так как моменты предполагают как модификацию, так и адаптацию игры к изменяющимся ситуациям.
Механизм мониторинга стратегических изменений определяет определение новых задач бизнеса и целевой направленности новационных деловых игр, а результат – приоритет развития и успех бизнеса.
Философия стратегической деловой игры основывается на пилот-проектной подготовки участников к изменениям бизнеса, где более компетентными считаются те из них, которые гибко и быстро адаптируются к новым задачам, а скорость и качество освоения новых особых знаний, позволяют изменять поведение и приспосабливаться к изменяющимся условиям деятельности бизнеса. Совершенно очевидно, что стратегическая деловая игра — это способность и форма организации взаимодействия участников, осуществляющих реальные радикальные и уникальные управленческие решения в критических ситуациях.