Экономика СССР в военные и послевоенные годы (1941 - 1953 гг.)

Модель мобилизационной экономики оказалась весьма эффективной в годы войны и послевоенного восстановления. Такие ее черты, как жесткий централизм, директивная плановость, концентрация в руках государства средств производства, отсутствие конкуренции и рыночного эгоизма отдельных социальных слоев, трудовой энтузиазм миллионов людей сыграли решающую роль в обеспечении экономической победы над врагом и в восстановлении экономики. Следовательно, в тех чрезвычайных условиях административная система оказалась вполне эффективной. Все другие факторы (ленд-лиз, использование труда заключенных и военнопленных, репарации) играли подчиненную роль.

Германия, оккупировав почти всю Европу, поставила ее экономический потенциал себе на службу. Совокупная промышленная мощь Германии в 1,5 раза превышала советскую. А если учесть, что к концу 1941 г. Германия оккупировала территорию, на которой проживало около 40 % населения СССР, находилось 47 % посевных площадей, производилось более 30 % промышленной продукции, то станет ясно, что Германия превосходила СССР по общему объему промышленного производства в три – четыре раза.

Самыми трудными для советской экономики были первые полгода войны. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, резко снизилось производство военной техники и боеприпасов. Проводилась эвакуация из прифронтовой зоны людей, промышленных предприятий, материальных и культурных ценностей, скота. В Поволжье, на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан было вывезено к концу 1941 г. 2593 предприятия. К середине 1942 г. все эвакуированные предприятия были полностью введены в строй.

Война потребовала изменения пропорций в развитии народного хозяйства, совершенствования структуры государственного управления экономикой. При этом созданная жестко централизованная система управления сочеталась с расширением полномочий хозяйственных органов и инициативой трудящихся.

В условиях существенного сокращения трудовых ресурсов важным направлением экономической политики стало проведение ряда мер по обеспечению рабочей силой промышленности, транспорта, новостроек. К концу войны общая численность рабочих и служащих достигла 27,5 млн. человек, из которых 9,5 млн. трудилось в промышленности (к уровню 1940 г. это составляло 86 – 87 %).

В невероятно тяжелом положении в годы войны находилось сельское хозяйство. Для нужд армии были мобилизованы трактора, автомашины, лошади. Деревня осталась практически без тягловой силы. Почти все трудоспособное мужское население было мобилизовано в армию. Крестьяне работали на пределе своих возможностей. За годы войны катастрофически упала производительность сельского хозяйства. Сбор зерновых в 1942 и 1943 гг. составил 30 млн. т. по сравнению с 95,5 млн. т. в 1940 г. Поголовье крупного рогатого скота сократилось вдвое, свиней – 3,6 раза. Почти весь урожай колхозы должны были сдавать государству. За 1941 – 1944 гг. было заготовлено 66,1 млн. т. зерна, а за 1941 – 1945 гг. – 85 млн. т. (для сравнения: за 1914 – 1917 гг. заготовлено 22,4 млн. т.).

Трудности в сельском хозяйстве неизбежно отразились на продовольственном обеспечении населения. С первых дней войны была введена карточная система, которая по минимальным нормам обеспечивала городское население продуктами питания. На государственном нормированном снабжении находилось около 77 млн. человек. Кроме того, организовывалось дополнительное снабжение рабочих и служащих через предприятия, выросло число огородов у горожан, возросла роль колхозной базарной торговли, с 1944 г. создавались магазины государственной коммерческой торговли.

Во время Великой Отечественной войны создались экстремальные условия для функционирования финансовой системы. В годы войны поступления от народного хозяйства составляли более 75 % доходов государственного бюджета. Вместе с тем увеличились поступления в бюджет за счет налогов и сборов с населения. Если в предвоенные годы они составляли до 5 % доходов государственного бюджета, то за годы войны – около 13 %. Поскольку налоги оказались недостаточными для обеспечения военных расходов, методом покрытия дефицита стали государственные займы. За четыре года войны подписка на займы достигла 90 млрд. руб., что почти вдвое превышает сумму довоенных займов. В годы войны были широко распространены добровольные взносы – сборы средств населения в Фонд Обороны и Фонд Красной Армии. За 1941 – 1945 г. в бюджет было мобилизовано 111,7 млрд. руб., при этом платежи от государственных и кооперативных предприятий составили 84,7 млрд. руб.

Разумеется, в чрезвычайных условиях войны в СССР имела место избыточная денежная эмиссия. Точных сведений о количестве находившихся в обращении денег в настоящее время нет, но по подсчетам экономистов за годы войны количество денежных знаков в обращении возросло в 6 раз и к концу войны достигло 180 млрд. рублей.

В ходе войны советская финансовая система показала высокие мобилизационные возможности и эффективность. За 1941 – 1945 гг. она обеспечила мобилизацию в доход государственного бюджета 1117,1 млрд. руб., из которых 582,4 млрд. было направлено на финансирование военных расходов. Если в 1940 г. военные расходы составляли около 7 % национального дохода, то в 1943 г. – 33 %. Военные расходы резко возросли и за 1941 – 1945 гг. составили 50,8 % всех расходов бюджета. При этом дефицит государственного бюджета составил лишь 2,6 %.

В результате проведения чрезвычайных мер и героического труда народа уже с середины 1942 г. СССР располагал слаженным военным хозяйством, которое обеспечивало армию всем необходимым во все возрастающих объемах. За годы войны в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений. Материальные и сырьевые ресурсы, оборудование у нас использовались лучше, чем в германской экономике. В расчете на тысячу тонн выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность. Советская экономика оказалась в годы войны более эффективной, чем экономика фашистской Германии.

Война нанесла огромный урон экономике страны. Прямой материальный ущерб достиг почти трети национального богатства страны. Были разрушены 1710 городов и городских поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень, около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км. железных дорог, разрушено и угнано в Германию около 16 тыс. паровозов и 482 тыс. вагонов, 25 млн. человек лишились крова. Было разорено 100 тыс. колхозов и совхозов, 2890 МТС, зарезано или угнано в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. голов КРС, 20 млн. свиней, 27 млн. овец и коз; уничтожено 85 тыс. школ, техникумов, вузов и научных институтов, 43 тыс. библиотек, 40 тыс. больниц. Возрождение послевоенной экономики предполагало решение следующих основных задач.

Во-первых, восстановление разрушенной экономики. В 1946 г. был принят IV пятилетний план (1946 – 1950 гг.), который предусматривал восстановление пострадавших районов, достижение, а затем и превышение довоенного уровня промышленности и сельского хозяйства. Восстановление промышленности проходило весьма быстрыми темпами. По официальным данным, довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. промышленность произвела продукции на 70 % больше, чем в 1940 г. Правда, по расчетам некоторых исследователей, довоенный уровень национального дохода был восстановлен только в 1950 г.

Сельское хозяйство, пострадавшее от войны больше, чем промышленность, восстанавливалось значительно медленнее. В 1945 г. страна получила лишь 60 % довоенного количества сельскохозяйственной продукции. В 1946 г. сельское хозяйство пострадало от сильной засухи, противостоять которым разрушенные производительные силы деревни были не в состоянии. Довоенный уровень производства был достигнут лишь в первой половине 50-х гг.

Восстановление экономики сопровождалось некоторым повышением уровня жизни народа. Восстанавливались не только промышленность и сельское хозяйство, но и жилье, школы, объекты здравоохранения, институты, библиотеки и т.п. В 1947 г. были отменены карточки на продовольствие, проводилось ежегодное снижение цен. Правда, средний уровень цен оставался выше, чем в довоенные годы, тем не менее, тенденция роста материального уровня жизни людей в 1946 – 1950 гг. имела место. По мере восстановления экономики проводилась отмена и снижение налогов: в 1946 г. был полностью отменен военный налог, с большой категории плательщиков отменен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан.

Во-вторых, восстановление народного хозяйства шло параллельно с конверсией, которая включала такие мероприятия, как изменение народнохозяйственных пропорций и перераспределение рабочей силы, сырья, материалов; перевод предприятий на выпуск гражданской продукции; введение нормального режима труда и отдыха (восстановление 8-часового рабочего дня, отмена обязательных сверхурочных работ, восстановление отпусков и т.п.); реорганизация органов государственного управления. В эти же годы проходила массовая демобилизация. Численность личного состава вооруженных сил сократилась с 11,4 млн. человек в мае 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.

Вместе с тем, конверсия военной промышленности носила частичный характер. Начало холодной войны, противоборство с США, борьба за обеспечение геополитических интересов СССР не могли не сказаться на положении ВПК. Одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники, боеприпасов и т.п. началась модернизация ВПК и перевооружение армии. В 1949 г. СССР произвел испытание атомной бомбы, а в 1953 г. – водородной.

В-третьих, восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы. Хотя денежное обращение в годы войны в целом было устойчивым, излишняя денежная наличность отрицательно сказывалось на развитии экономики и благосостоянии народа. Поэтому в 1947 г. была проведена денежная реформа, которая заключалась в обмене находившихся в обращении денег на вновь выпущенные и переоценке денежных накоплений в форме займов и вкладов в сберегательных кассах. В соответствии с условиями реформы наличные деньги обменивались в соотношении 10: 1; вклады в сберкассах до 3 тыс. рублей не переоценивались; вклады от 3 тыс. до 10 тыс. рублей переоценивались в соотношении 3: 2, вклады свыше 10 тыс. рублей переоценивались в соотношении 2: 1. Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных государственных займов в единый новый двухпроцентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3: 1, облигации займа 1930 года – в соотношении 5: 1. В результате произошло изъятие лишней денежной массы, а сама реформа приобрела, в основном, конфискационный характер. В ходе реформы пострадала часть сельских жителей, которые, как правило, хранили свои накопления дома, и те граждане, которые не успели реализовать большие наличные суммы денег. По данным Госбанка СССР, в 1947 г. на счетах в сберкассах находилось лишь 15 % денежных накоплений населения. Одновременно с реформой была отменена карточная система. Денежная реформа способствовала оздоровлению финансовой системы страны.

Таким образом, в начале 50-х гг. восстановительные процессы в основных чертах были завершены, хотя до полной ликвидации последствий войны в экономической области было еще далеко. Весьма динамичные темпы восстановления народного хозяйства объясняются возможностями мобилизационной модели экономики и трудовым энтузиазмом народа. Кроме того, нельзя не отметить, что послевоенный экономический рост имел и внешние источники. В соответствие с соглашениями союзников СССР получал репарации с Германии, Венгрии, Румынии, Финляндии, Италии. По официальным оценкам, СССР получил с Германии репараций на сумму в 4,3 млрд. долларов. В счет репараций из Германии вывозилось промышленное оборудование, черные и цветные металлы, продовольствие, сельскохозяйственное оборудование и т.д. Кроме того, в СССР трудилось 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: