Составление структурной схемы

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,

ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Основная задача курса состоит в раскрытии ключе­вых проблем интенсификации и методов экономии мате­риальных ресурсов, трудовых и денежных средств на ста­диях жизненного цикла изделия или системы.

Курс ориентирует нарешение задач интенсификации производства на основе достижений научно-технического прогресса, максимального использования внутрипроизвод­ственных резервов.

Состав тем и композиционное построение программы обеспечивает системное изучение курса. Темы, посвящен­ные функцонально-стоимостному анализу конструкции, технологии и организации производства, даны в их орга­нической взаимосвязи.

Курс «Функционально-стоимостный анализ техники, технологии, организации производства» непосредственно связан, с курсами: экономика отрасли, организация, плани­рование, менеджмент, маркетинг, анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий и др.

ПРОГРАММА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

Содержание тем

Введение. Роль и место функционально-стоимостного анализа в системе рыночных отношений предприятия. Повышение эффективности производства. Конкурентоспособность продукции и производства в современных условиях. Тре­бования, предъявляемые к создаваемой продукции, основ­ные направления повышения качества и конкурентоспо­собности изделий. Традиционные пути и методы экономии материальных и трудовых ресурсов. Необходимость выяв­ления резервов производства.

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль ФСА в повышении эффективности производства и ускорении научно-технического прогресса?

2. Как связаны работой ФСА с совершенствованием конструкции, технологии, организации производства?

3. Каковы прямые и косвенные последствия приме­не­ния ФСА в машиностроении?

Тема 1. Предмет и задачи курса «ФСА техники, тех­нологии, организации производства»

Задачи ФСА в условиях перехода к рыночным от­но­шениям. Предмет курса, связь с другими дисципли­нами.

Вопросы для самопроверки

1.Что является предметом дисциплины ФСА?

2. Какова связь дисциплины ФСА с другими нау­ками?

Тема 2. История развития ФСА за рубежом и в Рос­сийской Федерации.

Предпосылки и история возникновения метода ана­лиза стоимости. Развитие метода в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии и др. Состояние и перспективы развития и использования метода в Российской Федера­ции, Белоруссии и в странах ближнего зарубежья. Опыт исполь­зования метода ФСА в отраслях машиностроения России.

Самостоятельное изучение: Опыт ФСА В электро­тех­нике, энергетике, автомобильной и электронной про­мыш­ленности.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы предпосылки возникновения ФСА как ме­тода?

2. Кто разработал методику стоимостного анализа в США?

3. Каковы перспективы использования ФСА в РФ?

Тема 3. Сущность и эффективность ФСА.

ФСА в системе методов и теорий. Законы развития технических систем. Тенденции развития машин и при­боров в современных условиях. Определение понятий ФСА. Цели ФСА. Понятие функций в теории ФСА. Из­лишние затраты, основные причины их возникновения.

Области применения ФСА. Слагаемые эффективно­сти ФСА.

Самостоятельное изучение: Иллюстрация эффек­тив­ности метода на примере отечественных и зарубеж­ных достижений при использования ФСА. Тенденции развития машин и приборов в современных условиях.

Вопросы для самопроверки

1. Какие задачи решаются с помощью ФСА?

2. Каковы основные теоретические источники ФСА?

3. В чем заключается отличие ФСА от других анали­тических методов?

Тема 4. Принципы ФСА.

Понятие принципов ФСА и их классификация. Функциональный подход – важнейший принцип ФСА. Принцип программно-целевого подхода. Принцип сис­тем­ности. Принцип соответствия и значимости функций. Принцип активизации творчества. Принцип коллектив­но­сти проведения ФСА.

Самостоятельное изучение: Принцип народнохозяй­ственного подхода, принцип планирования.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные принципы ФСА?

2. Каковы основные принципы развития ФСА в усло­виях научно - технического прогресса?

Тема 5. Формы ФСА и сферы их применения. Корректирующая форма ФСА Творческая форма ФСА. Инверсная форма ФСА. Методика и этапы проведения ФСА техники

(конструкции) изделия. Отличие и особенности проведения ФСА на стадиях научных исследований, опытно – конструкторских работ, подготовки производ­ства.

Самостоятельное изучение: Исследование соотноше­ния процедур, сфер использования. Степень автономности. Порядок моделирования.

Вопросы для самопроверки

1. Какие методики ФСА используются на практике?

2. Какие этапы проведения ФСА вы знаете?

Тема 6. Подготовительный этап ФСА

Цели и задачи этапа. Критерии выбора объекта ана­лиза. Формирование рабочих групп и структуры службы ФСА на предприятии. Планирование работ по ФСА: ли­нейные и сетевые графики проведения работ ФСА

Тема 7. Информационный этап ФСА

Значение сущность информации. Сбор и анализ ин­формации. Изучение информации по объекту анализа. Со­хранение информации от посторонних. Информационная база ФСА. Особенности сбора конструк­торской, техноло­гической, организационно-экономической и маркетинговой информации.

Банк данных. Банк идей. Экономическая эффективность сбора информа­ции.

Самостоятельное изучение: Использование компью­терной техники и интернет при сборе и анализе информа­ции.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое информация?

2. Что понимается под коммерческой и государствен­ной тайной?

3. Как сохранить информацию от посторонних лиц?

4. Виды информации?

Тема 8. Аналитический этап ФСА

Цели и задачи этапа. Построение структурной мо­дели изделия. Классификация функций конкретного объ­екта. Анализ общеобъектных и внутриобъектных функций. Сис­темный анализ функций. Виды анализируемых затрат Оп­ределение стоимости функций. Построение функцио­наль­ной модели изделия, функционально – стоимостных диа­грамм и их анализ. Формулирование предложений, реали­зуемых на творческом этапе ФСА.

Самостоятельное изучение: Определение стоимости главной функции изделия нормативно – параметрическим методом, укрупненные методы расчета стоимости функций (метод коллективной экспертизы, удельных весов, приве­дения к базовому узлу, рациональной функции, стоимости 1 кг. веса изделия и др.).

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается в ФСА под функцией?

2. Каковы правила формулирования функций?

3. Что понимается под общеобъективной функцией?

4. Что понимается под внутриобъектной функцией?

5. Чем отличается основная функция от вспомогательной?

6. Какие виды затрат имеют место на различных этапах жизненного цикла изделий?

7. Что понимается под функционально - необъединенными затратами?

8. Как распределяются затраты на функции?

Тема 9. Творческий этап ФСА

Цели и задачи этапа. Проведение конференций идей. Основные требования к методам активизации творчества. «Мозговой штурм» и особенности его проведения и орга­низации. Морфологический анализ, возможности его при­менения при проведении ФСА. Теория решения изобрета­тельских задач (ТРИЗ). Инверсия. Метод «фокальных» объектов.

Самостоятельное изучение. Основные компоненты методологии поиска. Исполь­зование современных методов поиска новых технических идей и решений. Метод поэлементной отработки деталей (Соболев Ю. М.). Функционально – физическая методика конструирования Коллера.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные пути формирования конструк­торского замысла?

2. Из каких компонентов складывается современная технология поиска технических решений?

3. В чем сущность метода мозговой атаки?

4. Каковы особенности и сфера применения мозго­вого штурма?

5.Какие виды аналогий применяются в технологии поиска технических решений?

6. Какова сущность морфологического анализа и со­держание этапов его выполнения?

7. В чем заключается сущность ТРИЗ?

Тема 10. Исследовательский,рекомендательный и этап внедрения.

Исследовательский этап: Цели и задачи. Предвари­тельная оценка вариантов. Подготовка вариантов техниче­ских решений к рассмотрению. Построение морфологиче­ских и положительно – отрицательных матриц. Выбор ва­риантов технических решений.

Рекомендательный этап: Цели и задачи. Окончатель­ная оценка вариантов решения. Техническая проработка выбранных вариантов решений. Утверждение вариантов решения на Комитете ФСА. Расчеты экономической эф­фективности от внедрения вариантов технических реше­ний.

Этап внедрения: Разработка плана-графика по вне­дрению мероприятий по ФСА. Разработка документации, обеспечивающей внедрение мероприятий по ФСА в произ­водство

Самостоятельное изучение: Сетевое планирование проведения работ по ФСА. Программно – целевое плани­рование работ по ФСА.

Вопросы для самопроверки

1. Как оценить эффект от ФСА?.

2. Какие факторы определяют эффект от проведения ФСА?

3. Каковы основные направления повышения эффек­тивности использования методологии ФСА в народном хо­зяйстве?

4. Какие вопросы рассматриваются на этапе внедре­ния?

Тема 11. Функционально – стоимостный анализ тех­нологии и организации производства.

ФСА технологии и организации производства в сис­теме комплексного проведения ФСА. Этапы ФСА техно­логии и организации производства, их содержание и осо­бенности. Классификация технологических и организаци­онных функций. Построение структурной организационно-технологической схемы производства. Структурно-эле­ментная модель технологического процесса производства изделия. Определение стоимости функций технологии и организации производства. Выбор оптимальной стоимости технологических функций.

Самостоятельное изучение: Понятие технологиче­ского и производственного процесса: производственный процесс, технологический процесс, операция переходы и проходы. Классификация технологических процессов. Структура технологического процесса. Оценка технологи­ческого оборудования, оснастки, инструмента.

Вопросы для самопроверки

1.Что такое технологическая функция?

2. Какие особенности ФСА технологии?

3. Как строятся структурно-элементные методы тех­нологического процесса?

Тема 12. Методика систематизированного анализа функций (ФАСТ)

Новые подходы к проведению ФСА. Правила по­строения диаграммы ФАСТ. Диаграмма ФАСТ Ч. Батуэйя (тип 1). Диаграмма Рогглаза (тип 2). Диаграмма Парка-Войцеховского (тип 3). Диаграмма Фаулера-Снадграсса (тип 4). Особенности, достоинства, недостатки диаграмм и возможные области применения.

Самостоятельное изучение: Сравнение построения диаграмм ФАСТ с традиционным методом ФСА.

Вопросы для самопроверки

1. Чем отличается метод ФАСТ от традиционного ФСА?

2. Как строится диаграмма ФАСТ?

Тема 13. ФСА в системе маркетинга

Место ФСА в системе маркетинга. ФСА при выдви­жении новых идей, анализе продукта, услуги. ФСА при формировании издержек и цены новой продукции. ФСА при оценке уровня конкурентоспособности продукции. ФСА в системе стратегического планирования.

Самостоятельное изучение: ФСА при сегментиро­вании рынка. ФСА в рекламе

Вопросы для самопроверки

1. Что такое маркетинг?

2. Понятие комплекса маркетинга?

3. Место ФСА в маркетинге?

Тема 14. Организация ФСА на предприятии.

Организационные структуры служб ФСА на пред­при­ятии. Комитет по ФСА: права и обязанности. Бюро ФСА: состав, функциональные обязанности. Исследова­тельские рабочие группы. Формы организации. Органи­зация работ на предприятии в НИИ и КБ.

Самостоятельное изучение: Организация работ по ФСА в концерне, производственном объединении, вен­чурной фирме и других рыночных структурах.

Вопросы для самопроверки

1. Какие виды организационных структур использу­ются для управления работами по ФСА'?

2. Каковы функции комитета ФСА?

3. Каковы функции ИРГ?

Тема 15. Управление стоимостным анализом.

Задачи управления стоимостным анализом. Управ­ле­ние групповой работой в процессе анализа. Понятие группы ФСА Принципы создания групп ФСА. Планиро­вание и финансирование работ по ФСА Управление за­тра­тами на основе ФСА.

Самостоятельное изучение: Психологические во­просы производственных коллективов. Психологическая подготовка специалистов ФСА. Характер и профессио­нальные требования, предъявляемые к членам группы ФСА. Мотивация труда в исследовательской группе ФСА. Оценка деятельности работников. Коэффициент трудовой активности и коэффициент трудового участия.

Вопросы для самопроверки

1. Как управлять стоимостным анализом?

2. Что такое группа ФСА?

3. Что такое управление затратами?

Методические указания по выполнению кон­трольной работы

Контрольная работа студентов-заочников и студен­тов-экстернов состоит из двух разделов: теоретической части и комплексной контрольной задачи. Вариант задачи устанав­ливается преподавателем на консультации. Кон­трольная работа выполняется в соответствиис графиком,утвержден­ным кафедрой.

I. Организация выполнения теоретической части.

Теоретическая часть включает три вопроса рефера­тивного типа. Ответ на вопрос подготавливается на ос­нове изучения не менее 5 литературных источников Со­держание теоретического вопроса должно отражать раз­личные точки зрения авторов. Объем ответа на теорети­ческий вопрос должен быть эквивалентом 5 машинопис­ных страниц фор­мата А4. На 1 странице должно быть не менее 22 строк ин­тервал - 2.

Теоретический раздел включает введение, содержа­тельную часть, заключение, список используемых лите­ра­турных источников. В тексте должны быть ссылки на ис­пользуемую литературу. Работа выполняется чер­ными чернилами или в машинописном виде.

II. Организация и методы выполнения комплексной контрольной работы.

В соответствии с выбранным вариантом комплекс­ной задачи студент должен выполнить:

1. Чертеж объекта ФСА форматом А4 в соответствии с ЕСКД;

2. Таблицу технико-экономических показателей объ­екта анализа и изделия аналога (табл. I);

3. Структурную схему объекта анализа (рис. 3);

4. Таблицу классификации функций (табл. 2);

5. Определение и расчет стоимости функций (глав­ной, основных, вспомогательных, ненужных)

6. Секторограмму сравнительных результатов ФСА (рис.3);

7. Диаграмму функции (рис. 5);

8. Положительно-отрицательную матрицу или мор­фологическую матрицу (табл. 3);

9. Расчет экономии от проведения ФСА (табл. 6).

Контрольная задача выполняется по этапам. Со­дер­жание этапов приведено на схеме (рис. 1).

Составление структурной схемы

В целях повышения эффективности анализа функ­ций, необходимо разработать структурную схему изде­лия, де­тали, технологии производства, показывающую взаимо­связь и зависимость узлов и деталей по отноше­нию к изде­лию и между собой. Схема характеризует иерархическую структуру изделия, разделенную на сис­темные классы.

Ниже приводится структурная схема изделия (рис. 1).

После разработки структурной схемы аналитики при­ступают к созданию схемы функции.

Функции определяют техническое решение отдель­ных деталей изделия, а схема функций -позволяет ото­бра­зить в полном объеме существующую здесь зависи­мость. Схема функций позволяет судить о взаимодейст­вии от­дельных деталей в целом.

При изучении сравнительно несложных изделий, со­стоящих из одной или нескольких деталей, допускается определение отдельных функций и для отдельных эле­мен­тов детали (например, головка болта, режущая кромка резца и т.д.)..

Структурные схемы должны давать возможность комплексно отображать взаимосвязь между требуемыми свойствами изделия в целом и необходимыми функциями всех его деталей. Выявление ненужных функций позво­ляет подготовить варианты, при которых обеспечивается эко­номия затрат путем отказа от применения подузлов, от­дельных деталей или их отдельных элементов, что удешев­ляет производство самой детали.

В соответствии с расчленением изделия выделяются системные классы. Внутри системного класса проводится ранжировка его отдельных элементов. Каждый элемент системного класса более высокого порядка образует ис­ходную точку для системного класса более низкого по­рядка. В итоге получается иерархия системных классов и входящих в них элементов, которая совпадает с расчле­не­нием изделия в структурной схеме.

ЭТАПЫ ФСА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ФСА

С

Рис. 1. Этапы функционально – стоимостного анализа и их содержание

Системные классы, начиная с изделия в целом, нуме­руются римскими цифрами, Для всего изделия устанавли­вается системный класс 0, элементами которого являются основные узлы изделия. Следующий, более низкий уро­вень, системный I, образует также основные узлы изделия, Каждый основной узел системного класса I состоит, в свою очередь, из отдельных узлов, являющихся элемен­тами данного системного класса. Одновременно послед­ние представляют собой отправную точку для системного класса II, элементы которого подузлы и т.д.

Совокупность всех функций характеризует функ­цио­нальную структуру анализируемого объекта. Для ее по­строения могут применяться схемы, матрицы Если из­делие сложное и имеет большое количество входящих элементов, матричная форма разложения на функции вы­глядит гро­моздкой, не дает наглядности. Более целесооб­разно в этих случаях изображать функциональную струк­туру с помо­щью графов, указывающих на взаимосвязь между ними (рис. 2).

Пример построения структурной схемы электродви­гателя представлен на рис. 3.

-1 -2

           
 
     


-3

Рис 2. Изображение функциональной структуры с помощью графов 1 - основная функция; 2 -вспомогатель­ная функция;

1 - ненужная функция

Пример построения таблицы технико-экономических показателей объекта анализа и изделия-аналога (табл. 1).

Таблица 1

Технико-экономические показатели изделия и изде­лия-аналога

  Наименование показателей   Единица измерения   Наименование объекта ФСА изделия Наименования изделия-аналога
Мощность Вт    
Масса изделия на еди­ницу мощности кг/Вт    
КПД %    
Уровень звука д.б.а.    
Уровень вибрации мм/ч    
Срок службы год    
Трудоемкость из­делия нормо-ч    
Себестоимость р.    
Цена р.    
Расход топлива, энер­гии на единицу кВт    
Стоимость топ­лива р.    

Примечание: в зависимости от выбранных объектов ФСА технико-экономические параметры объекта - аналога и аналога меняются. Выбор объекта - аналога осуществля­ется по /1,12/.

Построение секторограммы сравнительных ре­зультатов ФСА

В секторограмме используются 8 технико-экономиче­ских параметров объекта анализа и изделий-аналогов. По каждому лучу секторограммы устанавливается своя мас­штабная сетка, а затем откладываются числовые значения параметра объекта ФСА и соответствующего изделия-ана­лога.

После нахождения точек параметров они соединя­ются линиями: объект анализа сплошной линией, изделия-ана­лога - пунктирной линией.

По результатам построения секторограммы следует провести анализ параметров и сделать вывод. Пример по­строения секторо­граммы представлен на рис. 4

- отечест­венный электродви­гатель ЧА 160 МЧ

- зарубежный электродвигатель АМ 180МVЧ

Рис. 4. Секто­рограмма матери­альных и техниче­ских показателей элек­тродвигателя (на­именование страны образца – аналога - ФРГ)

1 - номинальная мощность, кВт; 2 - напряжение, В, 3- но­минальный пусковой ток, А; 4 - удельная материалоем­кость, кг/кВт; 5 - вес двигателя, кг; 6 - КПД; 7 - удельный расход проката черных металлов, кг/кВт; 8 – удел1ьный расход обмоточного провода (меди), кг/кВт.

Таблица 2

Классификация функций объекта анализа

Наименование изделия, узла, детали Функция Классификация функций   Стоимость функции, р
Главная основная вспомогательная ненужная
             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: