ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,
ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Основная задача курса состоит в раскрытии ключевых проблем интенсификации и методов экономии материальных ресурсов, трудовых и денежных средств на стадиях жизненного цикла изделия или системы.
Курс ориентирует нарешение задач интенсификации производства на основе достижений научно-технического прогресса, максимального использования внутрипроизводственных резервов.
Состав тем и композиционное построение программы обеспечивает системное изучение курса. Темы, посвященные функцонально-стоимостному анализу конструкции, технологии и организации производства, даны в их органической взаимосвязи.
Курс «Функционально-стоимостный анализ техники, технологии, организации производства» непосредственно связан, с курсами: экономика отрасли, организация, планирование, менеджмент, маркетинг, анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятий и др.
ПРОГРАММА КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ, ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»
|
|
Содержание тем
Введение. Роль и место функционально-стоимостного анализа в системе рыночных отношений предприятия. Повышение эффективности производства. Конкурентоспособность продукции и производства в современных условиях. Требования, предъявляемые к создаваемой продукции, основные направления повышения качества и конкурентоспособности изделий. Традиционные пути и методы экономии материальных и трудовых ресурсов. Необходимость выявления резервов производства.
Вопросы для самопроверки
1. Какова роль ФСА в повышении эффективности производства и ускорении научно-технического прогресса?
2. Как связаны работой ФСА с совершенствованием конструкции, технологии, организации производства?
3. Каковы прямые и косвенные последствия применения ФСА в машиностроении?
Тема 1. Предмет и задачи курса «ФСА техники, технологии, организации производства»
Задачи ФСА в условиях перехода к рыночным отношениям. Предмет курса, связь с другими дисциплинами.
Вопросы для самопроверки
1.Что является предметом дисциплины ФСА?
2. Какова связь дисциплины ФСА с другими науками?
Тема 2. История развития ФСА за рубежом и в Российской Федерации.
Предпосылки и история возникновения метода анализа стоимости. Развитие метода в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии и др. Состояние и перспективы развития и использования метода в Российской Федерации, Белоруссии и в странах ближнего зарубежья. Опыт использования метода ФСА в отраслях машиностроения России.
Самостоятельное изучение: Опыт ФСА В электротехнике, энергетике, автомобильной и электронной промышленности.
|
|
Вопросы для самопроверки
1. Каковы предпосылки возникновения ФСА как метода?
2. Кто разработал методику стоимостного анализа в США?
3. Каковы перспективы использования ФСА в РФ?
Тема 3. Сущность и эффективность ФСА.
ФСА в системе методов и теорий. Законы развития технических систем. Тенденции развития машин и приборов в современных условиях. Определение понятий ФСА. Цели ФСА. Понятие функций в теории ФСА. Излишние затраты, основные причины их возникновения.
Области применения ФСА. Слагаемые эффективности ФСА.
Самостоятельное изучение: Иллюстрация эффективности метода на примере отечественных и зарубежных достижений при использования ФСА. Тенденции развития машин и приборов в современных условиях.
Вопросы для самопроверки
1. Какие задачи решаются с помощью ФСА?
2. Каковы основные теоретические источники ФСА?
3. В чем заключается отличие ФСА от других аналитических методов?
Тема 4. Принципы ФСА.
Понятие принципов ФСА и их классификация. Функциональный подход – важнейший принцип ФСА. Принцип программно-целевого подхода. Принцип системности. Принцип соответствия и значимости функций. Принцип активизации творчества. Принцип коллективности проведения ФСА.
Самостоятельное изучение: Принцип народнохозяйственного подхода, принцип планирования.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные принципы ФСА?
2. Каковы основные принципы развития ФСА в условиях научно - технического прогресса?
Тема 5. Формы ФСА и сферы их применения. Корректирующая форма ФСА Творческая форма ФСА. Инверсная форма ФСА. Методика и этапы проведения ФСА техники
(конструкции) изделия. Отличие и особенности проведения ФСА на стадиях научных исследований, опытно – конструкторских работ, подготовки производства.
Самостоятельное изучение: Исследование соотношения процедур, сфер использования. Степень автономности. Порядок моделирования.
Вопросы для самопроверки
1. Какие методики ФСА используются на практике?
2. Какие этапы проведения ФСА вы знаете?
Тема 6. Подготовительный этап ФСА
Цели и задачи этапа. Критерии выбора объекта анализа. Формирование рабочих групп и структуры службы ФСА на предприятии. Планирование работ по ФСА: линейные и сетевые графики проведения работ ФСА
Тема 7. Информационный этап ФСА
Значение сущность информации. Сбор и анализ информации. Изучение информации по объекту анализа. Сохранение информации от посторонних. Информационная база ФСА. Особенности сбора конструкторской, технологической, организационно-экономической и маркетинговой информации.
Банк данных. Банк идей. Экономическая эффективность сбора информации.
Самостоятельное изучение: Использование компьютерной техники и интернет при сборе и анализе информации.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое информация?
2. Что понимается под коммерческой и государственной тайной?
3. Как сохранить информацию от посторонних лиц?
4. Виды информации?
Тема 8. Аналитический этап ФСА
Цели и задачи этапа. Построение структурной модели изделия. Классификация функций конкретного объекта. Анализ общеобъектных и внутриобъектных функций. Системный анализ функций. Виды анализируемых затрат Определение стоимости функций. Построение функциональной модели изделия, функционально – стоимостных диаграмм и их анализ. Формулирование предложений, реализуемых на творческом этапе ФСА.
Самостоятельное изучение: Определение стоимости главной функции изделия нормативно – параметрическим методом, укрупненные методы расчета стоимости функций (метод коллективной экспертизы, удельных весов, приведения к базовому узлу, рациональной функции, стоимости 1 кг. веса изделия и др.).
|
|
Вопросы для самопроверки
1. Что понимается в ФСА под функцией?
2. Каковы правила формулирования функций?
3. Что понимается под общеобъективной функцией?
4. Что понимается под внутриобъектной функцией?
5. Чем отличается основная функция от вспомогательной?
6. Какие виды затрат имеют место на различных этапах жизненного цикла изделий?
7. Что понимается под функционально - необъединенными затратами?
8. Как распределяются затраты на функции?
Тема 9. Творческий этап ФСА
Цели и задачи этапа. Проведение конференций идей. Основные требования к методам активизации творчества. «Мозговой штурм» и особенности его проведения и организации. Морфологический анализ, возможности его применения при проведении ФСА. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Инверсия. Метод «фокальных» объектов.
Самостоятельное изучение. Основные компоненты методологии поиска. Использование современных методов поиска новых технических идей и решений. Метод поэлементной отработки деталей (Соболев Ю. М.). Функционально – физическая методика конструирования Коллера.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы основные пути формирования конструкторского замысла?
2. Из каких компонентов складывается современная технология поиска технических решений?
3. В чем сущность метода мозговой атаки?
4. Каковы особенности и сфера применения мозгового штурма?
5.Какие виды аналогий применяются в технологии поиска технических решений?
6. Какова сущность морфологического анализа и содержание этапов его выполнения?
7. В чем заключается сущность ТРИЗ?
Тема 10. Исследовательский,рекомендательный и этап внедрения.
Исследовательский этап: Цели и задачи. Предварительная оценка вариантов. Подготовка вариантов технических решений к рассмотрению. Построение морфологических и положительно – отрицательных матриц. Выбор вариантов технических решений.
Рекомендательный этап: Цели и задачи. Окончательная оценка вариантов решения. Техническая проработка выбранных вариантов решений. Утверждение вариантов решения на Комитете ФСА. Расчеты экономической эффективности от внедрения вариантов технических решений.
|
|
Этап внедрения: Разработка плана-графика по внедрению мероприятий по ФСА. Разработка документации, обеспечивающей внедрение мероприятий по ФСА в производство
Самостоятельное изучение: Сетевое планирование проведения работ по ФСА. Программно – целевое планирование работ по ФСА.
Вопросы для самопроверки
1. Как оценить эффект от ФСА?.
2. Какие факторы определяют эффект от проведения ФСА?
3. Каковы основные направления повышения эффективности использования методологии ФСА в народном хозяйстве?
4. Какие вопросы рассматриваются на этапе внедрения?
Тема 11. Функционально – стоимостный анализ технологии и организации производства.
ФСА технологии и организации производства в системе комплексного проведения ФСА. Этапы ФСА технологии и организации производства, их содержание и особенности. Классификация технологических и организационных функций. Построение структурной организационно-технологической схемы производства. Структурно-элементная модель технологического процесса производства изделия. Определение стоимости функций технологии и организации производства. Выбор оптимальной стоимости технологических функций.
Самостоятельное изучение: Понятие технологического и производственного процесса: производственный процесс, технологический процесс, операция переходы и проходы. Классификация технологических процессов. Структура технологического процесса. Оценка технологического оборудования, оснастки, инструмента.
Вопросы для самопроверки
1.Что такое технологическая функция?
2. Какие особенности ФСА технологии?
3. Как строятся структурно-элементные методы технологического процесса?
Тема 12. Методика систематизированного анализа функций (ФАСТ)
Новые подходы к проведению ФСА. Правила построения диаграммы ФАСТ. Диаграмма ФАСТ Ч. Батуэйя (тип 1). Диаграмма Рогглаза (тип 2). Диаграмма Парка-Войцеховского (тип 3). Диаграмма Фаулера-Снадграсса (тип 4). Особенности, достоинства, недостатки диаграмм и возможные области применения.
Самостоятельное изучение: Сравнение построения диаграмм ФАСТ с традиционным методом ФСА.
Вопросы для самопроверки
1. Чем отличается метод ФАСТ от традиционного ФСА?
2. Как строится диаграмма ФАСТ?
Тема 13. ФСА в системе маркетинга
Место ФСА в системе маркетинга. ФСА при выдвижении новых идей, анализе продукта, услуги. ФСА при формировании издержек и цены новой продукции. ФСА при оценке уровня конкурентоспособности продукции. ФСА в системе стратегического планирования.
Самостоятельное изучение: ФСА при сегментировании рынка. ФСА в рекламе
Вопросы для самопроверки
1. Что такое маркетинг?
2. Понятие комплекса маркетинга?
3. Место ФСА в маркетинге?
Тема 14. Организация ФСА на предприятии.
Организационные структуры служб ФСА на предприятии. Комитет по ФСА: права и обязанности. Бюро ФСА: состав, функциональные обязанности. Исследовательские рабочие группы. Формы организации. Организация работ на предприятии в НИИ и КБ.
Самостоятельное изучение: Организация работ по ФСА в концерне, производственном объединении, венчурной фирме и других рыночных структурах.
Вопросы для самопроверки
1. Какие виды организационных структур используются для управления работами по ФСА'?
2. Каковы функции комитета ФСА?
3. Каковы функции ИРГ?
Тема 15. Управление стоимостным анализом.
Задачи управления стоимостным анализом. Управление групповой работой в процессе анализа. Понятие группы ФСА Принципы создания групп ФСА. Планирование и финансирование работ по ФСА Управление затратами на основе ФСА.
Самостоятельное изучение: Психологические вопросы производственных коллективов. Психологическая подготовка специалистов ФСА. Характер и профессиональные требования, предъявляемые к членам группы ФСА. Мотивация труда в исследовательской группе ФСА. Оценка деятельности работников. Коэффициент трудовой активности и коэффициент трудового участия.
Вопросы для самопроверки
1. Как управлять стоимостным анализом?
2. Что такое группа ФСА?
3. Что такое управление затратами?
Методические указания по выполнению контрольной работы
Контрольная работа студентов-заочников и студентов-экстернов состоит из двух разделов: теоретической части и комплексной контрольной задачи. Вариант задачи устанавливается преподавателем на консультации. Контрольная работа выполняется в соответствиис графиком,утвержденным кафедрой.
I. Организация выполнения теоретической части.
Теоретическая часть включает три вопроса реферативного типа. Ответ на вопрос подготавливается на основе изучения не менее 5 литературных источников Содержание теоретического вопроса должно отражать различные точки зрения авторов. Объем ответа на теоретический вопрос должен быть эквивалентом 5 машинописных страниц формата А4. На 1 странице должно быть не менее 22 строк интервал - 2.
Теоретический раздел включает введение, содержательную часть, заключение, список используемых литературных источников. В тексте должны быть ссылки на используемую литературу. Работа выполняется черными чернилами или в машинописном виде.
II. Организация и методы выполнения комплексной контрольной работы.
В соответствии с выбранным вариантом комплексной задачи студент должен выполнить:
1. Чертеж объекта ФСА форматом А4 в соответствии с ЕСКД;
2. Таблицу технико-экономических показателей объекта анализа и изделия аналога (табл. I);
3. Структурную схему объекта анализа (рис. 3);
4. Таблицу классификации функций (табл. 2);
5. Определение и расчет стоимости функций (главной, основных, вспомогательных, ненужных)
6. Секторограмму сравнительных результатов ФСА (рис.3);
7. Диаграмму функции (рис. 5);
8. Положительно-отрицательную матрицу или морфологическую матрицу (табл. 3);
9. Расчет экономии от проведения ФСА (табл. 6).
Контрольная задача выполняется по этапам. Содержание этапов приведено на схеме (рис. 1).
Составление структурной схемы
В целях повышения эффективности анализа функций, необходимо разработать структурную схему изделия, детали, технологии производства, показывающую взаимосвязь и зависимость узлов и деталей по отношению к изделию и между собой. Схема характеризует иерархическую структуру изделия, разделенную на системные классы.
Ниже приводится структурная схема изделия (рис. 1).
После разработки структурной схемы аналитики приступают к созданию схемы функции.
Функции определяют техническое решение отдельных деталей изделия, а схема функций -позволяет отобразить в полном объеме существующую здесь зависимость. Схема функций позволяет судить о взаимодействии отдельных деталей в целом.
При изучении сравнительно несложных изделий, состоящих из одной или нескольких деталей, допускается определение отдельных функций и для отдельных элементов детали (например, головка болта, режущая кромка резца и т.д.)..
Структурные схемы должны давать возможность комплексно отображать взаимосвязь между требуемыми свойствами изделия в целом и необходимыми функциями всех его деталей. Выявление ненужных функций позволяет подготовить варианты, при которых обеспечивается экономия затрат путем отказа от применения подузлов, отдельных деталей или их отдельных элементов, что удешевляет производство самой детали.
В соответствии с расчленением изделия выделяются системные классы. Внутри системного класса проводится ранжировка его отдельных элементов. Каждый элемент системного класса более высокого порядка образует исходную точку для системного класса более низкого порядка. В итоге получается иерархия системных классов и входящих в них элементов, которая совпадает с расчленением изделия в структурной схеме.
ЭТАПЫ ФСА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПОВ ФСА
С
Рис. 1. Этапы функционально – стоимостного анализа и их содержание
Системные классы, начиная с изделия в целом, нумеруются римскими цифрами, Для всего изделия устанавливается системный класс 0, элементами которого являются основные узлы изделия. Следующий, более низкий уровень, системный I, образует также основные узлы изделия, Каждый основной узел системного класса I состоит, в свою очередь, из отдельных узлов, являющихся элементами данного системного класса. Одновременно последние представляют собой отправную точку для системного класса II, элементы которого подузлы и т.д.
Совокупность всех функций характеризует функциональную структуру анализируемого объекта. Для ее построения могут применяться схемы, матрицы Если изделие сложное и имеет большое количество входящих элементов, матричная форма разложения на функции выглядит громоздкой, не дает наглядности. Более целесообразно в этих случаях изображать функциональную структуру с помощью графов, указывающих на взаимосвязь между ними (рис. 2).
Пример построения структурной схемы электродвигателя представлен на рис. 3.
-1 -2
-3
Рис 2. Изображение функциональной структуры с помощью графов 1 - основная функция; 2 -вспомогательная функция;
1 - ненужная функция
Пример построения таблицы технико-экономических показателей объекта анализа и изделия-аналога (табл. 1).
Таблица 1
Технико-экономические показатели изделия и изделия-аналога
Наименование показателей | Единица измерения | Наименование объекта ФСА изделия | Наименования изделия-аналога |
Мощность | Вт | ||
Масса изделия на единицу мощности | кг/Вт | ||
КПД | % | ||
Уровень звука | д.б.а. | ||
Уровень вибрации | мм/ч | ||
Срок службы | год | ||
Трудоемкость изделия | нормо-ч | ||
Себестоимость | р. | ||
Цена | р. | ||
Расход топлива, энергии на единицу | кВт | ||
Стоимость топлива | р. |
Примечание: в зависимости от выбранных объектов ФСА технико-экономические параметры объекта - аналога и аналога меняются. Выбор объекта - аналога осуществляется по /1,12/.
Построение секторограммы сравнительных результатов ФСА
В секторограмме используются 8 технико-экономических параметров объекта анализа и изделий-аналогов. По каждому лучу секторограммы устанавливается своя масштабная сетка, а затем откладываются числовые значения параметра объекта ФСА и соответствующего изделия-аналога.
После нахождения точек параметров они соединяются линиями: объект анализа сплошной линией, изделия-аналога - пунктирной линией.
По результатам построения секторограммы следует провести анализ параметров и сделать вывод. Пример построения секторограммы представлен на рис. 4
- отечественный электродвигатель ЧА 160 МЧ
- зарубежный электродвигатель АМ 180МVЧ
Рис. 4. Секторограмма материальных и технических показателей электродвигателя (наименование страны образца – аналога - ФРГ)
1 - номинальная мощность, кВт; 2 - напряжение, В, 3- номинальный пусковой ток, А; 4 - удельная материалоемкость, кг/кВт; 5 - вес двигателя, кг; 6 - КПД; 7 - удельный расход проката черных металлов, кг/кВт; 8 – удел1ьный расход обмоточного провода (меди), кг/кВт.
Таблица 2
Классификация функций объекта анализа
Наименование изделия, узла, детали | Функция | Классификация функций | Стоимость функции, р | |||
Главная | основная | вспомогательная | ненужная | |||