Рыночная структура: понятие и классификация

ТЕМА 8. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Основные понятия: рыночная структура, конкуренция, совершенная конкуренция, кривая предложения конкурентной фирмы, кривая спроса конкурентной фирмы, условие максимизации прибыли конкурентной фирмы, условие минимизации издержек конкурентной фирмы, условие закрытия фирмы.

Рыночная структура: понятие и классификация

Конкуренция (от лат. конкурро - столкновение) – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены.

Конкуренция является одним из условий рыночной экономики. Она выступает внешней побудительной силой, заставляющей фирмы повышать производительность труда, качество продукции, оснащенность. Каждый из участников рыночных отношений действует в своих интересах. Продавец заинтересован продать товар по цене, обеспечивающей максимум прибыли, а покупатель желает купить товар по минимальной цене и получить от его потребителя максимально полезный эффект.

Таблица 8.1 – Преимущества и недостатки конкурентного

механизма хозяйствования

Преимущества Недостатки
способствует более эффективному использованию ресурсов не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, водные ресурсы и т.д.)
вызывает необходимость гибко реагировать и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям производства отрицательно сказывается на защите окружающей среды
создает условия для оптимального использования достижений НТП не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, общественный транспорт, дороги)
обеспечивает свободу выбора потребителей и производителей не гарантирует право на отдых, труд, доход
нацеливает производителей на удовлетворение разных потребностей и на повышение качества товаров и услуг не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных

Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой.

Соотношение и поведение продавцов и покупателей в рамках отрасли представляет собой структуру (модель) рынка. Она определяется рядом факторов.

Признаки рыночной структуры:

1.Количество и размер фирм.

2.Характер продукции.

3.Условия входа и выхода из отрасли.

4.Доступность информации.

Существуют 4 вида рыночных структур:

ü Совершенная конкуренция

ü Монополистическая конкуренция

ü Олигополия

ü Монополия

Типы рыночных структур можно разделить на 2 группы – совершенная конкуренция и несовершенная конкуренция.

Таблица 8.1 -Классификация рыночных структур

Основные черты Совершенная конкуренция Монополист. конкуренция Чистая монополия Олигополия
Количество и размер фирм Множество небольших фирм (более 100) Множество малых фирм (менее 100, от 70) Одна крупная фирма Несколько крупных фирм (10-20, максим.до 50)
Тип продукции Однородный стандартизированный Дифференцированный Уникальный, не имеющий близких заменителей Стандартизированный или дифференцированный
Условия входа и выхода из отрасли Никаких препятствий Никаких значительных препятствий Условия входа-выхода затруднительны Возможны отдельные препятствия при входе
Доступность информации Равный доступ ко всем видам информации Некоторые ограничения

Таблица 8.2 - Классификация рыночных структур по Штакельбергу

Число продавцов Число покупателей Много Несколько Один
Много Совершенная конкуренция Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония Билатеральная олигополия Ограниченная монополия
Один Монопсония Монопсония, ограниченная олигополией Билатеральная монополия (двусторонняя монополия)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: