Продавец обладает монопольной властью на рынке, если может повышать цену на свою продукцию путем ограничения собственного объема выпуска. Любая рыночная структура, относящаяся к несовершенной конкуренции может обладать рыночной властью.
4 основных показателя размерности фирмы относительно рынка:
ü доля продаж фирмы в рыночном объеме реализации;
ü доля занятых на предприятии в численности занятых в производстве данного продукта;
ü доля стоимости активов фирмы в стоимости активов всех фирм на рынке;
ü доля добавленной стоимости на предприятии в сумме добавленных стоимостей всех предприятий на рынке.
Показатели монопольной власти.
1. индекс Лернера
Данный способ определения был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером.
………………………………………………(9.4)
Где Pm- цена монополиста,
МС – предельные издержки монополиста.
На практике МС заменяется на АС:
…………………………………………..(9.5)
Индекс Лернера характеризует долю прибыли в выручке. Чем больше прибыль, тем больше степень монополизации.
|
|
- максимальное значение, фирма обладает абсолютной монополистической властью.
- минимальное значение, фирма является совершенным конкурентом.
- наиболее часто встречающееся значение. Чем больше индекс, тем больше власть.
2. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана представляет собой сумму квадратов рыночных долей всех n фирм в отрасли:
…………………………………………..(9.6)
gi - объем продаж i-ой фирмы в отрасли;
Q – рыночный объем продаж;
si – рыночная доля i-ой фирмы.
Показатель Херфиндаля — Хиршмана определяет степень концентрации рынка. При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес (как следствие, фирм меньше), то потенциальные возможности монополии больше. Все фирмы распределяются по удельному весу от наибольшей до наименьшей, а удельный вес берется в квадрате. Индекс Херфиндаля-Хиршмана используется правительственными органами регулирования экономики в качестве легального ориентира антимонопольной политики.
- соответствует высокой степени монополизации
- (при 100% выпуска продукции только одной фирмой).