В условиях монополии рынок является равновесным. Действительно, фирма-монополист находит для себя комбинацию цены и объёма производства, дающей ей максимальную прибыль, а покупатели приобретают необходимое им при данной цене количество товара. В этом смысле у монополиста нет стимула изменять выпуск или устанавливать другую цену. Но будет ли монополизированный рынок эффективным с точки зрения максимизации общественного благосостояния?
Для общества существование монополии сопряжено с 2-мя основными проблемами:
1 Повышение цены на товар.
2 Определение выпуска продукции.
Рассмотрим графически ситуацию, для которой определили цену и объем производства для монополии и для совершенной конкуренции.
Обладая монопольной властью, монополист выигрывает от контроля над ценами и, устанавливая их выше конкурентных, получает дополнительную (монопольную прибыль). В целом объём производства товара у монополиста будет меньше, чем рыночное предложение в условиях совершенной конкуренции, а цена выше, чем конкурентная цена.
|
|
Рисунок 9.3 – Сравнение ситуации максимизации прибыли у конкурента
и монополиста
Это приводит к определённым потерям для общества, так как меньшее количество потребителей покупает продукт монополиста, а те, кто покупает, платят за него больше.
Таким образом, мы не можем назвать рынок эффективным с точки зрения общественного благосостояния. Потри общества от монополии можно измерить величиной безвозвратных потерь (потерь «мёртвого груза»). Это – разница между проигрышем потребителей от повышения цен и снижения выпуска и выигрышем от этого монополии. Производя слишком мало продукции и продавая её по слишком высоким ценам (по отношению к предельным издержкам), монополист привносит неэффективное распределение в экономику.
Общая величина социальных издержек, связанных с монополией выражается накопленной суммой превышения цены над предельными издержками и равняется площади фигуры АВЕ.
Получается, что при монополии продукция недопроизводится и цена выше.
Данный треугольник называется треугольником Харбергера.
Потери = S∆ АВЕ = ½ (Рm-Рck)∙(Qm-Qck) при условии, что МЕ=const.
Вывод: социальные издержки монополии заключаются:
ü во первых в цене выше, чем конкурентная, (на монополии, стремящейся к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на ед. продукции). Рост цены ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию.
ü Во вторых, в выпуске продукции, который меньше конкурентного.
При монополии, величину затрат можно рассматривать под влиянием экономических факторов:
1 понижающий эффект,
|
|
2 повышающий эффект.
Первый - в условиях монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштабов производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения со сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.)
Второй - действует на рост средних издержек, ведет к разбуханию и бюрократизации управленческого аппарата, ослаблению стимулов к инновации риску. Эту тенденцию, обозначают как Х-неэффективность. Эти проблемы были изучены немецким экономистом К.Лейбенстайном.
Согласно Лейбенстану Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше издержки общих издержек. Это возможно даже при совокупной конкуренции.
Рисунок 9.4 – Х-неэффективность на монопольном рынке
В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где средние общие издержки (АТС) равны минимуму точке А, однако, если издержки иллюстрирует точка В, то на величину АВ возникает Х-неэффективность. Объем производства сокращается до Qm. В результате Х-неэффективность заметно увеличивается (отрезок СD).