Женщины всегда были связаны с мистицизмом, магией и другими «правополушарными» занятиями. Но поскольку среди мужчин тоже были маги, мистики, шаманы, врачи, целители и так далее, естественным образом возникает вопрос: кто более одарен экстрасенситив- ными способностями — мужчины или женщины? Принято полагать, что, поскольку женщины слабее физически и играют на физическом уровне подчиненную роль,это компенсируется более высокими способностями на экстрасенсорном и духовном уровне. Очевидно, Юнг видел достаточно свидетельств этому, что позволило ему сделать следующее замечание:
Целостность состоит в единстве сознательной и подсознательной личности. Как каждый человек происходит в результате соединения мужских и женских генов, а пол определяется преобладанием каких-то из них, так и в психике мужчины лишь сознание обладает мужским знаком, тогда как подсознание по природе своей фемининно. В отношении женщины верно обратное.
Говоря о фемининном начале, или Эросе, доктор М. Эстер Хардинг соглашается с Юнгом и особо отмечает, что Эрос функционирует не только в женщине, но ив мужчине. Она пишет:
Если в женщине это начало руководит сознательной личностью, то в мужчине с Эросом связано не сознание, а подсознание. Его сознательная личность имеет маскулинный характер, и руководит ею маскулинный Логос. Однако в подсознании управление переходит к другому началу. Там правит его душа, которая по представлениям людей всего мира обладает женской природой. Эта фемининная душа мужчины и есть анима. Природа анимы мужчины и его отношение к ней определяет природу его отношения к женщинам и к тем внутренним духовным пространствам, где правит анима.
Краткий экскурс в механизм функционирования полушарий мозга (тема, очень широко обсуждаемая современными психологами) поможет нам понять взаимоотношения между маскулинным и фемининным началом в терминах анатомии. Два полушария мозга, объединенные мозолистым телом, ассоциируются с двумя типами умственной деятельности. Левое полушарие, оперирующее в линейном времени (я называю такое время «внутренним»), отвечает за логику, аналитические способности, математику и повседневные практические дела. Правое полушарие, управляющее творчеством, пространственным восприятием, музыкальными и визуальными образами, интуицией, функционирует во «внешнем» времени, или состоянии безвременья, — отсюда прочная связь со сферой паранормального. Третий игрок психической драмы — это, по мнению многих исследователей, ромбовидный мозг — та часть эмбрионального мозга, откуда развивается задний мозг и продолговатый мозг. Поскольку ромбовидный мозг ассоциируется с первичным развитием мозга, исследователи полагают, что он связан, с одной стороны, с коллективным подсознанием, а с другой — с определенными моделями инстинктивного осознания.
С метафизической точки зрения, эти три зоны мозга соответствуют рассудочному, интуитивному и инстинктивному аспектам нашей природы соответственно. Их роль в эволюционной драме очевидна: человечество начало свой путь, используя только инстинкты, или трапециевидный мозг; затем люди осознали возможности логики (левое полушарие) и поняли, что она способна сделать нашу жизнь намного более комфортной на физическом (материальном) уровне. Исчерпав довольно ограниченные возможности этого полушария, мы осознали присутствие интуиции (правое полушарие), благодаря которой можно вступать в контакт с энергиями, сущностями и разумами как принадлежащими, так и не принадлежащими нашей материальной среде. Тот же сценарий повторяется в процессе развития отдельного человека на разных этапах его жизни. В детстве человек реагирует инстинктивно, затем, с приближением зрелости, у него развивается способность к логическому мышлению и, наконец, с возрастом приходит (или должна приходить) интуитивная мудрость.
Древние культуры нередко соотносили эти фазы с различными аспектами тройственной Богини — дева, мать и старуха (мудрая женщина).
Итак, психологи и метафизики полагают, что женщины более эффективно используют правое полушарие мозга, а мужчины — левое. Означает ли это, что сфера паранормального является прерогативой женщин? К сожалению, термин «паранормальное» часто используется для описания таких неоднозначных явлений, как экстрасенситивное восприятие, измененные состояния сознания, внетелесные переживания, предвидение, ясновидение, астральные проекции, медиумический транс (ченне- линг) и некоторые другие виды расширенного восприятия, которые на языке психологов носят общее название «криптаэстезия» (cryptaesthesia). В последнее время вокруг этих терминов возникла серьезная семантическая путаница, поскольку различные психологические и парапсихологи- ческие школы называют этими словами разные явления.
На основании собственного изучения широкого спектра занятий, носящих мистический и метафизический характер, я сформулировала следующие четыре определения:
1. Экстрасенсы, или медиумы, способны телепатически чувствовать и воспринимать сознание других людей (воплощенных и не воплощенных). Иными словами, они ощущают энергетические частоты, не принадлежащие среде, на восприятие которой нас изначально программируют. Настоящие сенситивы также обладают способностью подключаться к коллективному бессознательному, существующему вне времени и пространства, — отсюда их способность «видеть» прошлое и будущее.
2. Оккультисты, или маги, пытаются манипулировать космическими силами или тонкими энергиями при помощи волевого усилия — искусство, медленно (и нередко мучительно) достигаемое через череду процедур, известных под названием инициации.
3. Мистики нередко принадлежат к той или иной религии, но отступают от догматов своей веры, осуществляя самостоятельный поиск ответов на вопросы и загадки жизни как во внутреннем, так и во внешнем мире. Созерцательный подход этих людей нередко приводит их к просветлению, однако обретенные ими знания не всегда могут быть использованы на практике экстрасенсами или оккультистами.
4. Шаманы, обычно одаренные целительной психокинетической энергией, нередко используют явления, о которых идет речь в пунктах 1,2 и 3, в зависимости от потребностей конкретного случая.
Преобладание женщин среди медиумов и сенситивов — это на самом деле не более чем перенос на современный мир ситуации, существовавшей в древности, когда в каждой деревне жила «мудрая женщина», готовившая зелья из трав, дававшая советы односельчанам и нередко выполнявшая шаманские функции, связываясь с «предками». Многих таких женщин позже нарекли «ведьмами» — независимо от того, исповедовали они «древнюю религию» или же нет, и в руках человека, преследующего политические или личные цели, такое обвинение оказывалось смертельным оружием. В результате многие никому не причинившие вреда невинные женщины встретили мучительную смерть.
Парапсихолог из Кембриджа, доктор Карл Сарджент, и известный психиатр, профессор Ганс Айзенк, поведали нам о различии в экстрасенсорных способностях мужчин и женщин следующее:
Практически все результаты опросов указывают на существенные различия между полами, насколько это касается спонтанного проявления необычайных способностей в повседневной жизни. Женщины больше склонны к экстрасенситивному восприятию, чем мужчины (по меньшей мере, так говорят опрошенные), тогда как мужчины выступают в роли «передатчиков». Это подозрительно напоминает устоявшиеся стереотипы в отношении мужской и женской роли: пассивные интуитивные женщины принимают послания, а динамичные, склонные к доминированию мужчины эти послания отправляют (популярный образ телепатии состоит в том,что «передатчик» посылает сигнал «приемнику»). Это говорит либо о реальных различиях между полами, либо о разной реакции на изучение. Как мужчины, так и женщины склонны рассказывать о тех переживаниях, которые соответствуют стереотипным половым ролям. Женщины сообщают о большем количестве экстрасенситивных переживаний, особенно о тех, где они играют роль «приемника». Мужчины же вообще сообщают о подобных переживаниях меньше, но в их отчетах больше случаев, где они играют активную роль.
Большинство экспериментальных исследований половых различий в экстрасенситивном восприятии проводились на детях. Но если одни эксперименты показывают, что девочки значительно превосходят мальчиков в таких способностях, то другие эксперименты дают прямо противоположные результаты.
Не дают однозначного указания на существование различий между полами и исследования с участием взрослых... Мы не можем полностью исключить возможность существования различий в экс- трасенситивных способностях мужчин и женщин. Однако, поскольку десятки экспериментов, призванных обнаружить эти различия, не дали позитивных результатов, можно предположить, что различий просто нет. Что совершенно не мешает возникновению социальных мифов о подобных различиях.
Однако наши ученые друзья все-таки кое-что установили: наиболее точное экстрасенситивное восприятие наблюдается у уравновешенных экстравертов, и это навсегда перечеркивает миф о том, что парапсихо- логическими способностями обладают главным образом истерические невротики (и указующий перст неизменно направлялся на женщин).
На семинаре, ознаменовавшем открытие моего Института трансперсональной сенситивности в Калифорнии (весна 1989 г.), я провела ряд экспериментов, направленных на определение экстрасенсорных и психокинетических способностей различного типа. Полученные результаты подтверждают выводы Сарджента и Айзенка, ибо представители обоих полов (все участники были специалистами в сфере социологии или психологии) продемонстрировали одинаково сильные способности.
Итак, несмотря на то что женщины, как правило, физически слабее мужчин, нет никаких эмпирических свидетельств, что эта слабость компенсируется дополнительными энергиями или магическими силами, проявляющимися в ходе внетелесных переживаний или в измененных состояниях сознания. Однако не следует воспринимать эти выводы как истину в последней инстанции, ибо парапсихология пока еще находится в зародышевом состоянии и, вероятно, на смену тем методам, которыми она пользуется ныне, со временем придут более чувствительные инструменты.
За многие годы, когда я преподавала мужчинам и женщинам практические, этические и духовные аспекты использования психокинеза и других оккультных сил, я убедилась, что способности в данной сфере определяются не полом человека, но тем, какое начало преобладает в его психике — анима или анимус. Мужчины с развитой анимой обычно оказываются прекрасными «приемниками», а женщины с сильным анимусом становятся прекрасными «передатчиками» или оккультистами. Опыт показывает, что устойчивые экстрасенситивные способности требуют как сильной интуиции (правое полушарие мозга), так и способности к логическому мышлению (левое полушарие). Последнее необходимо для рациональной обработки данных, полученных экстрасенситивным путем. Я в целом согласна с Айзенком и Сарджентом: уравновешенные экстраверты — как мужчины, так и женщины с гармоничным сочетанием анимуса и анимы — имеют наиболее устойчивую связь с метафизическим уровнем реальности.
Что же касается тех «фундаментальных различий», о которых столь уверенно говорят такие специалисты, как Хардинг, Уитмонт и сам Юнг, то я склонна полагать, что древние греки, вероятно, понимали психологию человека несколько лучше, чем мы. Возьмем в качестве примера архетип воительницы, олицетворяемый Афиной. Никому не придет в голову, что такая женщина слаба или склонна к покорности на материальном уровне. Мы более подробно поговорим об этом в главе 9, где нам предстоит проанализировать, как данный архетип проявился в некоторых знаменитых личностях, а также в главе 10, где я излагаю собственную интерпретацию проявления различных фемининных архетипов.
Те, кто поддерживают идею, что сила женщины состоит в ее способности выходить на «внутренние планы»,полагают, что, не сумев оценить мудрость и интуицию женщин, мужчины упустили возможность подвергнуться полной трансформации через их влияние, а это привело к созданию патриархального общества с его чрезмерной приверженностью стерильному рационализму и механистическому взгляду на жизнь. Этот дисбаланс очевиден для всякого мыслящего человека: дела обстоят не так, как должны бы. Женщины не обладают равным статусом с мужчинами. Мои критики, несомненно, возразят, что женщины и не могут быть равны, поскольку они «другие». Да, действительно, они кажутся другими, но должно ли так быть?
Давайте на минуту забудем о социологии и обратим внимание на магическую и мистическую роль женщин после того, как император Константин (285-337) провозгласил христианство официальной религией Рима, и посмотрим, как Богиня пережила этот период духовного мрака. Из-за невежества, с одной стороны, и преобладания ошибочной религиозной доктрины — с другой, слова «магия» и «оккультизм» вызывают иррациональный страх во многих людях, что весьма прискорбно, поскольку слово «оккультный» означает всего лишь «скрытый», или не воспринимаемый пятью чувствами. Слово «магия» происходит от греческого magus (маг) и mageia (магия), которые, в свою очередь, являются производными слов mog, megh и magh, которые на пехиви и зенде (древние восточные языки) означали «священник», «мудрец» и «отличный».
Мифология изобилует рассказами о женщинах-магах начиная с греческой заклинательницы Кирки и заканчивая кельтской Морган ле Фей. Фигурирующие в мифах многих древних народов девять Дев, хранивших котел вдохновения и возрождения, также обладали колоссальными экс- трасенситивными способностями — кроме того, что у них было второе зрение, эти Девы могли вызывать бури.
По мере того как патриархат постепенно натягивал на лицо женщин удушающую накидку, им становилось все сложнее открыто заниматься магией, хотя тайно люди продолжали пользоваться их способностью к ясновидению. Но, несмотря на все это, Богиня по-прежнему находила возможности дать о себе знать, пусть и едва заметно. В Средние века были очень распространены странные дохристианские предания, передававшиеся из уст в уста приблизительно таким же образом, как племенная история некоторых африканских народов. Друидский образ котла Церидвен (чьи функции в процессе инициации были уже давно забыты) снова всплыл в легендах о святом Граале.
Считается, что за историями о рыцарской любви с их странной смесью эротизма и духовности скрываются женские мистерии. Некоторые исследователи полагают, что концепция рыцарской любви берет начало в суфизме (арабской мистической системе), который, в свою очередь, является одной из форм тантрического культа Богини и женщины. Трубадуры и барды распевали гимны о рыцарской любви, а суфийские поэты пели о духовной ценности любви, олицетворяемой в образе Фравиши, или «Духа Пути». Они утверждали,что Вселенную свели воедино фемининные силы материнства и сексуальности. Однако, поскольку ислам носит крайне патриархальный характер, суфиям пришлось скрывать свои мистические учения при помощи целой системы аллегорических символов. Согласно суфийской доктрине, человечество сможет достичь духовной реализации через любовь и осознание и женщина является лучом Бога. Уокер говорит, что само слово «суфий» содержит в себе:
...зашифрованную идею любви. Расшифровав это слово при помощи арабской нумерологической системы, мы получаем три буквы: FUQ, означающие «то, что трансцендентно». В рамках той же системы певец обозначается как ТаRa В, что с добавлением испанского суффикса ador превратилось в troubadour («трубадур»).
На основании вышесказанного можно предположить, что родившаяся в Испании и на Ближнем Востоке традиция мавров и сарацинов проникла в Европу в XII-XIV вв. благодаря крестовым походам и обрела там форму культа рыцарской любви. Этот сориентированный на поклонение Богине культ любви ярко контрастирует с патриархальной суровостью ислама. Однако современный суфизм несколько видоизменил свои концепции, к элементам фундаменталистского ислама добавив элементы, позаимствованные из христианской молитвы, а также из некоторых языческих (анимистических) верований.
Как ни странно, в этой романтической и чуть ли не магической атмосфере рыцарской любви родилась христианская святая Димфна. История такова: возле гроба с костями неидентифицированных мужчины и женщины был обнаружен кирпич с надписью та dompna («моя госпожа»). Хотя это, вне всяких сомнений, было просто традиционное обращение средневекового поэта или трубадура к возлюбленной, почему-то было решено, что слово «госпожа» имеет религиозный смысл, и вскоре возник целый культ Димфны. Через некоторое время ее признали покровительницей безумных, в честь этой святой назвали сумасшедший дом возле Гиля, и к ней до сих пор обращаются католички, страдающие от эмоциональных проблем.
Следующие несколько столетий оказались весьма сложными для служителей Богини. Хотя язычество и некоторые другие культы Богини все еще тайно теплились, за верность этим культам людям нередко приходилось платить жизнью. Их жестоко преследовала инквизиция, применяя бесчеловечные пытки к мужчинам и женщинам, заподозренным в том, что они хоть немного уклонились от узкой тропки церковных догматов. Уитмонт рассказывает, что Malleus Maleficarum, или «Молот ведьм» (трактат, созданный двумя монахами-доминиканцами), был недвусмысленно одобрен папой Иннокентием VIII в качестве законодательного акта, на основании которого судьям и правителям было предписано осуществлять суд над ведьмами. Между 1486 и 1669 годом «Молот ведьм» был около 30 раз переиздан типографиями Германии, Франции и Италии. На него опирались не только в католическом, но и в протестантском судопроизводстве. На основании этого трактата судили людей с XV по XVII век.
Ведьмы — это уничижительный термин, применявшийся по отношению к людям, не принимавшим ортодоксальные церковные догмы. В их число входили язычники, экстрасенсы, шаманы, медиумы, оккультисты, последователи магической религии Викка, последователи других древних религий и культа Богини. Всех их нередко обвиняли в служении дьяволу, или Сатане. Поскольку последователи религии Викка и большинства других языческих культов вообще не признают существования Сатаны, как представляют его себе христиане, совершенно невероятно, чтобы они ему поклонялись. Трагедия в том, что легковерные люди принимают за чистую монету клеветнические слухи, и это определенным образом сказывается на их поведении. Создается впечатление, что в наши дни преследование на религиозной почве столь же распространено, сколь и в прошлом, хотя сейчас оно скрывается под личиной респектабельности.
Хотя магическое искусство Викка всегда ассоциировалось с женщинами, среди его последователей ныне достаточно много мужчин. Вивиан Кроули отмечает, что Викка и подобные ей религии, сориентированные на культ Богини, обычно привлекают мужчин, которые находятся на том этапе своего духовного развития, когда они ищут свою аниму или пытаются обрести внутреннее равновесие, необходимое для окончательной индивидуации. Я обратила внимание, что среди последователей Викки часто встречаются молодые мужчины, женатые на женщинах старше себя (и при этом счастливые в браке), — традиция, уходящая корнями в дни матриархата, когда верховная жрица и жрец олицетворяли Великую Мать и ее сына-любовника.
XV, XVI и XVII столетия подарили миру многих прославленных магов, большинство из которых были мужчинами. Что не означает, что в этой сфере не работали женщины, — просто женщине было опаснее открываться. Известно, например, что британская королева Елизавета I посещала кружок известного в те времена мага доктора Джона Ди. Говорят, что именно благодаря его астрологическим расчетам британцы одержали победу над испанской армадой. Позже пожертвовал своей жизнью за дело Богини монах Джордано Бруно. Он стремился восстановить культ богини Исиды, и в феврале 1600 года за эти безбожные планы церковные власти сожгли его на костре.
После Реформации порядки в Европе были уже не столь суровыми, вследствие чего расцвели многие магические общества: мартинисты, иллюминаты, розенкрейцеры, масоны и другие. Некоторые из них опирались на культ Богини, некоторые — нет. Например, орден масонов — в последнее время подвергавшийся довольно жестким нападкам в прессе, но и сегодня столь же сильный, как прежде, — представляет собой исключительно мужскую организацию. Это вплотную подводит нас к довольно неоднозначной теме «мужских ритуалов» и «женских ритуалов».
В первобытном обществе, где роли мужчин и женщин были четко разделены, существование различных ритуалов для представителей разных полов было вполне оправдано. Каждый пол делал свой особый вклад в две важнейшие задачи — обеспечение благосостояния племени и продолжения рода. Однако, поскольку мы больше не живем в племенном обществе, в существовании раздельных ритуалов и социальных процедур больше нет необходимости — более того, они воспринимаются некоторыми женщинами как проявление сегрегации. Поэтому такие ритуалы иногда воспринимаются как тормозящий фактор в трансперсональных отношениях между полами, ибо для Эры Водолея более уместно равенство и сотрудничество полов. С другой стороны, многие женщины все же предпочитают проводить собственные ритуалы и практики — так что в конечном счете это вопрос личных предпочтений.
Хотя западные религиозные школы за многие века породили немало прославленных мистиков, но все же в целом метафизическая мысль на Западе более склонна к магии, тогда как на Востоке — к мистике. Исследователи давали этому самые разные объяснения, не имеющие, однако, отношения к теме нашей книги. Достаточно сказать, что в последнее время осуществляется слияние восточной и западной метафизической мысли и заметную роль в этом процессе играют женщины. В некоторых восточных мистических традициях — в частности, в даосизме — женщины занимали достойное место и в прошлом. Несомненно, сокровища просветленной мудрости, содержащиеся в учениях этих великих адептов, достойны упоминания на страницах данной книги.
Прекрасный и трогательный образец женской духовной литературы являет собой составленный и переведенный Томасом Клири сборник китайских текстов «Бессмертные сестры: Секреты даосских женщин». Традиции женщин-даосов столь же древни, сколь китайская мифология и история, и автор собрал в своей книге прозаические и стихотворные тексты шести святых (от IV до XII вв.), знакомство с которыми позволяет нам прочувствовать, сколь возвышенной была их жизнь и работа. Наиболее знаменита из этих женщин Сунь Буэр, вошедшая в фольклор как одна из «семи бессмертных», — ее образ встречается во многих произведениях китайского фольклора. В предисловии к своему сборнику Клири пишет следующее:
Одна из самых узнаваемых на Западе примет азиатского общества — подчиненное положение женщины. Искусственное принижение женщины в обществе, конечно, свойственно не только Азии и не только далекому прошлому. И признание во всем мире факта такого принижения играет важную роль в современных попытках Востока и Запада научиться понимать друг друга и действовать сообща.
В Восточной Азии основным идеологическим источником систематического угнетения женщин было официальное конфуцианство — консервативная государственная идеология, доминировавшая в политической жизни Китая в течение двадцати двух столетий. В данном контексте официальное конфуцианство представляет собой извращенное толкование учения древнего философа Конфуция (ок. 500 г. до н. э.). Такое толкование было сформулировано через сотни лет после смерти мыслителя и направлено на сохранение политической власти в руках представителей мужской элиты. Ради достижения этой цели официальное конфуцианство пыталось подавить свободную мысль, воображение, социальные перемены и духовные порывы человека.
Полную противоположность этой идеологии представлял собой даосизм — более древний и широкий образ жизни и мышления. Даосизм особо подчеркивает роль фемининного начала в жизни человека. Женщины играют исключительно важную роль в истории и мифах даосов. Данная книга [«Бессмертные сестры»] дает возможность познакомиться с учением некоторых наиболее выдающихся женщин знания, чье наследие бережно сохранено древнейшей научной традицией. Эти тексты служат иллюстрацией внутреннего процесса, посредством которого они оттачивали свою необычайную мудрость и силу.
То, сколь важную роль играет в даосизме фемининное начало — как в буквальном, так и в символическом смысле, — иногда объясняют древностью этого учения, уходящего корнями в незапамятные времена, когда патриархат еще не был преобладающей организационной структурой в обществе. Как бы то ни было, в учении даосов женщины и фемининные ассоциации играли огромную роль на протяжении многих столетий — независимо от того, как изменялась социальная структура общества.
Как известно, в даосизме играют фундаментальную роль такие символы, как Сокровенная Женщина и Мать-Земля. Они представляют собой важнейшие прагматические аспекты учения. Более того, хотя практические навыки, олицетворяемые Сокровенной Женщиной и Матерью-Землей, необходимы для всех практикующих независимо от пола, говорят, что женщины обладают особым талантом к ним. А поэтому считалось, что женщине проще постичь суть даосизма, даже в неблагоприятных условиях патриархального общества.
В последней главе, которая называется «Духовная алхимия для женщины», автор рассказывает:
В науке о сущности жизни мужчины и женщины равны — тут нет никакой дискриминации. В конечном счете важна лишь совершенная искренность и глубочайшая целеустремленность. В одном древнем документе сказано: «Только совершенная искренность способна править». А один классик сказал: «Лишь благодаря совершенной целеустремленности человек может следовать жизненному порядку»
Лао-цзы говорил: «Целеустремленная энергия наиболее податлива, способна уподобиться ребенку». В этом совершенство истинной гармонии...
Алхимик духа, Мастер Нефритовой Луны говорил: «Когда муж и жена встречают старость, в их чувствах есть естественная нежность...»
За всеми этими высказываниями стоит одна реальность: единство духа и энергии, что означает единство разума и дыхания.
Духовные результаты алхимического слияния ИнылЯн объясняются в книге с абстрактной глубиной, свойственной даосизму и эзотерическому буддизму. Шестерых «Бессмертных сестер», чьи открытия и озарения легли в основу этой небольшой книги, зовут У Цайлуань, Фань Юньцяо, Цуй Шаосюань, Тан Гуанчжэнь, Чжоу Сюаньцзин и Сунь Буэр.
Отцом У Цайлуань был У Мэн, тоже выдающийся даос. Он жил в конце III — начале IV столетия и был гражданским государственным чиновником. У Цайлуань обучалась в специальном центре женской алхимии, где и обрела Путь. Фань Юньцяо жила в III столетии. Ее муж Лю Ганг тоже был даосом. Фань обладала большой магической силой, какую мы ныне, вероятно, назвали бы психокинезом. Согласно легенде, Фань с Лю, как и У Цайлуань со своим мужем, «вознеслись на небеса одновременно».
О Цуй Шаосюань, кроме того, что она была дочерью правительственного чиновника в Северном Китае, известно мало. Тан Гуанчжэнь принадлежала к династии Сун (960-1278). Она страдала от какого-то женского заболевания, но исцелилась чудесным образом после того, как некий даосский адепт дал ей лекарство во сне. Вскоре после этого она вместе с мужем отправилась учиться у другой Бессмертной сестры. Есть странный рассказ о том, как Тан было предложено бессмертие, но она приняла его не сразу, объяснив это тем, что ее мать еще жива и ей потребуется помощь в старости.
Сунь Буэр, чье имя означает «несравненная», родилась в 1124 г. Она была матерью троих детей и стала серьезно заниматься даосскими практиками лишь в возрасте 51 года. Муж Сунь, Ма Данань, на тот момент уже давно вступил на даосский путь, к чему его побудил странный сон, приснившийся ему в 45-летнем возрасте.
Чжоу Сюаньцзин и ее сын Ван Чуй были учениками знаменитого Ван Чжэ, мастера, жившего в XII веке, основателя северной ветви даосской школы Завершенной Реальности. Перед рождением сына Чжоу видела во сне, «будто она окружена алым туманом — очень благоприятный знак». Ее сын стал учеником великого Ван Чжэ в 20-летнем возрасте, а впоследствии стал очень авторитетным человеком и даже был наставником двух императоров. Сама же Чжоу получила титул «Свободный Человек из Мистического Покоя». Метафизическая ширина мировоззрения Чжоу проявляется в ее ответе на вопрос, с какой стати существа, достигшие духовного бессмертия и вышедшие за пределы этого мира, станут заниматься такими банальностями, как призывание дождя. На это Бессмертная сестра Чжоу ответила:
Тех, кто уже достигли духовного бессмертия, но пока еще не могут жить на небесах, тысячи. Рассеянные по земле, они копят добродетели и занимаются практическими делами, чтобы когда-то вознестись.
Некоторые из них заботятся о реках и озерах, некоторые работают в скрытом правительстве, а иные отвечают за горы. Они работают на благо десяти тысяч поколений, избавляя землю от всего вредного,
исцеляя больных и устраняя проблемы. Они милосердны к тем, кто в беде, поднимают упавших, спасают слабых и беспомощных.
Они работают тайно, творят благие дела скрыто. Столь высок их ранг, что не поддается определению. Но духовные бессмертные не гордятся собой, их утомляет слава, — а поэтому мир ничего о них не знает. Чтобы отдать должное высоте и глубине духовного учения этих женщин, моих литературных способностей явно недостаточно, поэтому пусть лучше об этом расскажут их стихи. Следующие два стихотворения Сунь Буэр кажутся мне особенно глубокими:
Концентрация ума (как для мужчин, так и для женщин)
Когда еще не существовало наше тело,
Единая энергия уже была.
Подобная яшме, чей блеск с полировкой усиливается,
Подобная золоту, чье сияние с очищением растет.
Траль сетью океан рождения и смерти,
Стой твердо у дверей совершенного мастерства.
Частичка в точке открытого осознания,
Ласковый огонек.
Защита для духа
Есть тело вне тела,
Не имеющее ничего общего с порождениями магического искусства. Эта осознающая энергия проникает везде Благодаря живому единому изначальному духу.
Яркая луна свертывает золотую жидкость,
Синий лотос очищает яшмовую реальность.
Когда ты проваришь костный мозг Солнца и Луны,
Жемчужина столь ярка, что тебя уже не беспокоит бедность.
Говоря о женской духовности, нельзя не заметить, что женщины (вероятно, это касается и мужчин), проявляющие эзотерическую мудрость и мистические склонности, пользуются одобрением и поддержкой общества лишь до тех пор, пока их аскетическая практика не выходит за рамки одной из ведущих религий. Например, когда я говорю, что моя двоюродная сестра — католическая монахиня, люди говорят: «Ах, как это чудесно. Ныне мало осталось женщин такого склада». Но если я рассказываю, что моя подруга, одна из немногих по-настоящему духовных людей, кого мне приходилось встречать в жизни, принадлежит к языческой секте и поклоняется Богине, люди реагируют совсем иначе! Иными словами, доминирующие религии внушают нам мысль, будто человек не может обрести духовное понимание Божественного, если не вписывается в рамки определенных религиозных догм, многие из которых установлены мужчинами и совершенно оторваны от реалий современного мира.
Возвращаясь к теме женщины-мага, хочу напомнить, что не все магические традиции ориентированы на культ Богини. Для описания всех существующих систем потребовалась бы отдельная книга, поэтому ограничусь только несколькими примерами,чтобы проиллюстрировать, что я имею в виду.
В кельтской культуре культ Богини играет значительную роль, тогда как в Викке, хотя эта религиозная система и знаменита прежде всего ролью Богини, есть также и Бог, так что человек может выбрать, кому поклоняться.
Скандинавская традиция носит откровенно патриархальный характер, однако и в ней есть сильные матриархальные обертоны (возможно, фризийского происхождения), которые открывают перед человеком путь к энергии солнечной Богини.
Маги и мистики Древнего Египта чтили как женских, так и мужских божеств, считая, что равновесие во Вселенной соблюдается благодаря действию закона полярностей, — однако то внимание, которое египтяне уделяли Сириусу, дает основания предполагать сильное влияние Богини.
В последние столетия мы наблюдали возобновление активности женщин в религиозной, мистической и метафизической сферах. Мэри Бэйкер Эдди (1821-1910), основательница движения «Христианская Наука» и газеты Christian Science Monitor («Наставник Христианской Науки»); Елена Петровна Блаватская (1831-1891), чье теософское движение, созданное в России в 1850 г., обрело широкую популярность в конце викторианской эпохи; Анни Безант (урожденная Анни Вуд, 1847-1933), известная как социальный реформатор и мыслитель и как последовательница Блаватской, — в 1916 году Анни основала Лигу Самоуправления Индии, а в 1917 стала президентом Индийского Национального Конгресса,— и этим ее деятельность далеко не ограничивалась.
Учитывая то, при каком социальном строе родились и выросли эти женщины, нельзя не признать, — независимо от того, согласны ли вы с их
доктринами, — что им потребовалась огромная смелость, чтобы встать и заговорить в полный голос в обществе, где доминировали мужчины, а женщины, пусть и не были полностью изолированы от общественной жизни, но как бы жили в совершенно другом мире.
Несколько позже мантия «Жрицы» легла на плечи Вайолет Мэри Фрис, более известной под именем Дион Форчун, чьи оккультные произведения — как художественные книги, так и учебные пособия — ныне столь же популярны, как и в 1930-е годы[7]. Фрис родилась 6 декабря 1890 года в уэльском городке Ландудно в семье адвоката. Относительно ее биографии ходило немало нелепых слухов (возможно, причиной тому была ее экзотическая карьера мага), которые, к счастью, развеял Алан Ричардсон, один из биографов Форчун. Она умерла в больнице Мидлесекса 8 января 1946 года от лейкемии. Те, кто ее знал, полагают, что это заболевание стало результатом противоречия между двумя сторонами ее натуры.
Тех, кто хотел бы побольше узнать об этой оккультистке, отсылаю к биографическому труду Ричардсона под названием «Жрица» (Richardson, Pristess). Ее мантия пока еще не легла ни на чьи плечи, хотя, насколько я понимаю, желающие есть.