Установление в Северной Индии в XIII в. пришлой мусульманской военно-феодальной знати привело к изменениям в структуре господствующего класса. Верхний эшелон этого господствующего класса был представлен военной знатью, завоевателями и мигрантами. Ему противостояло местное население – и этнически, и в религиозном отношении. Эта знать не столько вытеснила местную элиту, сколько подчинила ее своему влиянию. В процессе мусульманских завоеваний часть местных феодалов-индусов была истреблена или потеряла свои владения. Часть земель местных индийских правителей перешла к завоевателям. Однако подавляющая часть земель оставалась за прежними владельцами при условии выплаты дани и несения службы. Т.о. уже в ранний период истории Султаната часть феодалов-индусов оказалась включенной в систему мусульманской феодальной службы. Принятие некоторыми индусскими феодалами ислама было символом признания своей вассальной зависимости от новоявленных правителей.
Большая часть захваченных мусульманами земель в северной Индии поступила в фонд земель халиса, которыми распоряжался, согласно шариату, верховный правитель – султан. Почти весь этот фонд оказался во владении ханов, маликов, эмиров, получавших от султана икта – обусловленное службой пожалование. Владельцы икта были известны как мукта (араб.форма) или иктадары (перс.форма), что букв. означало «имеющий икта». В икта на время жаловалась сама земля – населенные деревни, доли деревень, небольшие города, округа или даже области, но владелец икта не имел права распоряжаться этой землей. Он мог только присваивать в свою пользу часть хараджа. Формально икта не был наследственным владением, однако мукта всегда пытались превратить свои держания в наследственные и не связанные со службой земельные владения, известные как милк (собственность, владение) или инам (дар).
|
|
На протяжении XIII в. расширилась площадь возделываемых земель. Это было вызвано стремлением султанов подчинить независимые племена, населяющие джунгли вблизи от столицы. Известно, что Гийас уд-дин Балбан дал приказ вырубить леса в двуречье Ганга и Джамны и превратить их в поля и посевы. Политические катаклизма XIII в. не коснулись замкнутого мира индийской сельской общины – не было «сверхобложения», усиления налогового гнета, роста социальной напряженности. В городах торговля и вообще городская жизнь продолжали развиваться, несмотря на частые мятежи.
В целом же, образование в Северной Индии нового государства не означало создания новых общественных отношений, по-прежнему в стране господствовали феодальные отношения вотчинного типа, роль государственной верхушки была слаба.