Лекция № 3
В негосударственном регулировании экономики большую роль играет саморегулирование и саморегулируемая организация. Согласно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.01 № 1Э4-ФЗ, саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.
Многие профессиональные объединения предпринимателей определяют саморегулирование следующим образом: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности или негосударственными пенсионными фондами, и содержанием которой являются разработка и установление правил и стандартов указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и указанных правил и стандартов».
|
|
Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности или негосударственных пенсионных фондов в саморегулируемые организации и рассматривается как эффективный механизм, способный дополнить, а в ряде случаев и заменить государственное вмешательство в экономику.
Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено создание двух уровней документов — технических регламентов и национальных стандартов взамен ранее действовавших государственных стандартов. Закон изменяет отношение к степени обязательности применения стандартов: обязательные требования переходят в содержательную масть технических регламентов, а добровольные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ пли оказания услуг остаются в текстах национальных стандартов.
Государство будет осуществлять контроль (надзор) только и соблюдением требований и правил подтверждения соответствия, изложенных в технических регламентах, т.е. создает минимальные необходимые фильтры для продукции, поступавшей на рынок. Национальные стандарты на потенциально опасную продукцию и процессы служат аргументом при подтверждении соответствия продукции установленным требованиям.
Требования к качеству выпускаемой продукции, выполняемым процессам и работам, оказываемым услугам (не содержащим риска для потребителей), установленные в национальных стандартах, носят добровольный характер. Согласно действующему ФЗ, разработчиком стандартов может быть любое лицо. Как правило, инициаторами разработки национальных стандартов становятся субъекты рынка, заинтересованные в производстве высококачественной продукции, работ и услуг. При создании добровольных национальных стандартов саморегулируемые организации и общественные объединения предприятий становятся активными регуляторами рыночных отношений.
|
|
Стандарт отражает научно-технический уровень продукции, процесса, работы или услуги и с помощью механизма оценки соответствия (например, добровольной сертификации) создает дополнительные барьеры для вхождения в рынок представителей бизнеса, не способных достичь заданного уровня качества. Стандарт становится инструментом создания условий для конкуренции на рынке и способствует разделению предпринимателей на добросовестных и недобросовестных.
Наряду с национальными стандартами применяются стандарты организаций (корпоративные стандарты), которые обеспечивают более высокие или дополнительные по отношению к установленным в национальных стандартах показатели качества продукции, работ и услуг. Корпоративные стандарты устанавливают степень информационной прозрачности осуществления предпринимательской (профессиональной) деятельности, а также порядок непрерывного контроля их соблюдения.
Российское техническое законодательство содержит принципиально новые для России решения в области технического регулирования, связанные с расширением функций саморегулируемых организаций и объединений предпринимателей и потребителей (табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Роль саморегулируемых организаций, профессиональных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей
Новые решения законодательства в области технического регулирования | Роль саморегулируемых организаций, профессиональных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей |
Переход к созданию технических регламентов взамен государственных стандартов на продукцию, представляющую опасность (риск) для жизни, здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений | Участие в работе экспертных комиссий по техническому регулированию на приоритетных началах наряду с представителями федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и общественных объединений потребителей |
Разработка национальных стандартов, в которых в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг | Финансирование работ по стандартизации, обеспечивающих установление норм и требований, отражающих современный уровень научно-технического развития |
Создание национальной системы стандартизации. Формирование национального органа по стандартизации на базе неправительственной саморегулируемой структуры | Участие отраслевых саморегулируемых организаций и профессиональных объединений предпринимателей в качестве соучредителей национального органа по стандартизации |
Соиздание национальной системы аккредитации. Формирование национального органа по аккредитации на базе неправительственной саморегулируемой структуры | Участие отраслевых саморегулируемых организаций и профессиональных объединений предпринимателей в качестве соучредителей национального органа по аккредитации, органов по сертификации и испытательных лабораторий |
Новые решения законодательства в области технического регулирования | Роль саморегулируемых организаций, профессиональных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей |
Усиление роли технических комитетов по стандартизации, создаваемых национальным органом РФ по стандартизации с целью разработки национальных стандартов, правил, норм и рекомендаций | Участие в составе технических комитетов по стандартизации научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений предпринимателей и потребителей на паритетных началах и добровольной основе наряду с представителями федеральных органов исполнительной власти |
Создание условий для добросовестной конкуренции среди производителей однородного вида продукции, процессов, работ и услуг | Разработка стандартов организаций с целью повышения качества продукции, процессов, работ и услуг; совершенствования производства; распространения знаний в области исследований, измерений и разработок |
Повышение роли добровольной сертификации для предоставления объективной информации об участниках рынка | Создание систем добровольной сертификации по инициативе саморегулируемых организаций, объединений предпринимателей и потребителей. Объектами добровольного подтверждения могут быть продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги |
Закон дает право создавать при участии саморегулируемых организаций добровольные системы сертификации и выдавать участникам системы сертификаты соответствия и знаки соответствия. Таким образом, в экономике России созданы весомые предпосылки к тому, чтобы саморегулируемые организации стали наряду с государством активным субъектом регулирования российского рынка.
|
|
Цели технического регулирования по реализации экономических функций государства, достигаемые путем как государственного регулирования через технические регламенты, так и саморегулирования на основе национальных стандартов и корпоративных стандартов, представлены на рис. 1.9.
|
|
Добровольная форма регулирования обеспечивается хозяйствующими субъектами рынка самостоятельно, без вмешательства государства. Для этой формы регулирования государство только определяет «правила игры». Ключевая роль здесь отводится стандартизации — деятельности по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленной на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции».
Рис. 1.9. Цели технического регулирования: - прямое регулирующее воздействие; ---косвенное регулирующее воздействие