Тема: Возрастание саморегулирования при техническом регулировании

Лекция № 3

В негосударственном регулировании экономи­ки большую роль играет саморегулирование и саморегулируе­мая организация. Согласно Федеральному закону «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.01 № 1Э4-ФЗ, саморегулируемая организация — это неком­мерческая организация, созданная путем объединения юри­дических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами са­морегулируемой организации.

Многие профессиональные объединения предпринимате­лей определяют саморегулирование следующим образом: «Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициа­тивная деятельность, которая осуществляется субъектами пред­принимательской или профессиональной деятельности или негосударственными пенсионными фондами, и содержанием которой являются разработка и установление правил и стан­дартов указанной деятельности, а также контроль за соблюде­нием требований законодательства Российской Федерации и указанных правил и стандартов».

Саморегулирование осуществляется на условиях объедине­ния субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности или негосударственных пенсионных фондов в саморегулируемые организации и рассматривается как эффек­тивный механизм, способный дополнить, а в ряде случаев и за­менить государственное вмешательство в экономику.

Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрено создание двух уровней документов — техниче­ских регламентов и национальных стандартов взамен ранее действовавших государственных стандартов. Закон изменяет отношение к степени обязательности применения стандартов: обязательные требования переходят в содержательную масть технических регламентов, а добровольные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ пли оказания услуг остаются в текстах национальных стан­дартов.

Государство будет осуществлять контроль (надзор) только и соблюдением требований и правил подтверждения соответствия, изложенных в технических регламентах, т.е. создает ми­нимальные необходимые фильтры для продукции, поступа­вшей на рынок. Национальные стандарты на потенциально опасную продукцию и процессы служат аргументом при под­тверждении соответствия продукции установленным требова­ниям.

Требования к качеству выпускаемой продукции, выпол­няемым процессам и работам, оказываемым услугам (не со­держащим риска для потребителей), установленные в наци­ональных стандартах, носят добровольный характер. Согласно действующему ФЗ, разработчиком стандартов мо­жет быть любое лицо. Как правило, инициаторами разработ­ки национальных стандартов становятся субъекты рынка, заинтересованные в производстве высококачественной про­дукции, работ и услуг. При создании добровольных нацио­нальных стандартов саморегулируемые организации и обще­ственные объединения предприятий становятся активными регуляторами рыночных отношений.

Стандарт отражает научно-технический уровень продук­ции, процесса, работы или услуги и с помощью механизма оценки соответствия (например, добровольной сертифика­ции) создает дополнительные барьеры для вхождения в рынок представителей бизнеса, не способных достичь заданного уровня качества. Стандарт становится инструментом создания условий для конкуренции на рынке и способствует разделению предпринимателей на добросовестных и недобросовестных.

Наряду с национальными стандартами применяются стан­дарты организаций (корпоративные стандарты), которые обеспечивают более высокие или дополнительные по отноше­нию к установленным в национальных стандартах показатели качества продукции, работ и услуг. Корпоративные стандарты устанавливают степень информационной прозрачности осу­ществления предпринимательской (профессиональной) дея­тельности, а также порядок непрерывного контроля их соблю­дения.

Российское техническое законодательство содержит прин­ципиально новые для России решения в области технического регулирования, связанные с расширением функций саморегу­лируемых организаций и объединений предпринимателей и потребителей (табл. 1.1).

Таблица 1.1 - Роль саморегулируемых организаций, профессиональных объедине­ний предпринимателей и общественных объединений потребителей

Новые решения законода­тельства в области техниче­ского регулирования Роль саморегулируемых организаций, профес­сиональных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей
Переход к созданию техниче­ских регламентов взамен госу­дарственных стандартов на продукцию, представляющую опасность (риск) для жизни, здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и расте­ний Участие в работе экспертных комиссий по техническому регулированию на приоритет­ных началах наряду с представителями феде­ральных органов исполнительной власти, на­учных организаций и общественных объеди­нений потребителей
Разработка национальных стандартов, в которых в це­лях добровольного мно­гократного использования устанавливаются характери­стики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реали­зации и утилизации, выпол­нения работ или оказания услуг Финансирование работ по стандартизации, обеспечивающих установление норм и требо­ваний, отражающих современный уровень научно-технического развития
Создание национальной системы стандартизации. Формирование нацио­нального органа по стан­дартизации на базе не­правительственной саморегулируемой структуры Участие отраслевых саморегулируемых орга­низаций и профессиональных объединений предпринимателей в качестве соучредителей национального органа по стандартизации
Соиздание национальной системы аккредитации. Формирование нацио­нального органа по аккредитации на базе неправительственной саморегулируемой структуры Участие отраслевых саморегулируемых орга­низаций и профессиональных объединений предпринимателей в качестве соучредителей национального органа по аккредитации, ор­ганов по сертификации и испытательных ла­бораторий
Новые решения законода­тельства в области техниче­ского регулирования Роль саморегулируемых организаций, профес­сиональных объединений предпринимателей и общественных объединений потребителей
Усиление роли технических комитетов по стандартизации, создаваемых национальным органом РФ по стандартиза­ции с целью разработки на­циональных стандартов, пра­вил, норм и рекомендаций Участие в составе технических комитетов по стандартизации научных организаций, само­регулируемых организаций, объединений предпринимателей и потребителей на пари­тетных началах и добровольной основе наря­ду с представителями федеральных органов исполнительной власти
Создание условий для добро­совестной конкуренции среди производителей однородного вида продукции, процессов, работ и услуг Разработка стандартов организаций с целью повышения качества продукции, процессов, работ и услуг; совершенствования производ­ства; распространения знаний в области ис­следований, измерений и разработок
Повышение роли доброволь­ной сертификации для предос­тавления объективной инфор­мации об участниках рынка Создание систем добровольной сертифи­кации по инициативе саморегулируемых организаций, объединений предприни­мателей и потребителей. Объектами доб­ровольного подтверждения могут быть продукция, процессы проектирования (включая изыскания), производства, монта­жа, наладки, эксплуатации, хранения, пере­возки, реализации и утилизации, работы и услуги

Закон дает право создавать при участии саморегулируемых организаций добровольные системы сертификации и выдавать участникам системы сертификаты соответствия и знаки соот­ветствия. Таким образом, в экономике России созданы весо­мые предпосылки к тому, чтобы саморегулируемые организа­ции стали наряду с государством активным субъектом регули­рования российского рынка.

Цели технического регулирования по реализации экономи­ческих функций государства, достигаемые путем как государ­ственного регулирования через технические регламенты, так и саморегулирования на основе национальных стандартов и корпоративных стандартов, представлены на рис. 1.9.

Добровольная форма регулирования обеспечивается хозяйст­вующими субъектами рынка самостоятельно, без вмешатель­ства государства. Для этой формы регулирования государство только определяет «правила игры». Ключевая роль здесь отво­дится стандартизации — деятельности по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного ис­пользования, направленной на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции».

Рис. 1.9. Цели технического регулирования: - прямое регулирующее воздействие; ---косвенное регулирующее воздействие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: