И характеристика основных бюджетов

Технология составления месячного бюджета излагается ниже с помощью простого примера, который описывает структуру и источники получения исходных данных, а также взаимосвязи между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц. Большое вни­мание уделяется соотношению итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета.

В качестве упрощающих факторов принята следующая система допущений:

· бюджетные таблицы составляются на месяц в целом без разбивки по дням, неделям или декадам;

· предприятие производит и продает 2 вида продукта трем постоянным клиентам;

· для производства продукции используется 3 вида сырья, поставляемые двумя постав­щиками;

· административные и реализационные затраты включают в себя только заработную плату и содержание офиса;

· поставщики осуществляют доставку товара до склада компании за свой счет (т. е.

бюджет затрат на доставку до склада отсутствует).

Все вышеперечисленные упрощения не носят принципиальный характер, а служат

исключительно целям обеспечения простоты и наглядности технологии бюджетирования. Механизм составления месячного бюджета для предприятий с более сложной структурой затрат и значительным ассортиментом составляется аналогичным образом, только с боль­шим объемом данных.

Рис. 2.4.2Блок-схема формирования месячного бюджета

Процедура составления бюджета представлена в виде отдельных шагов. Использо ванная для расчетов программа помещена в электронном приложении в разделе Software2/ Sирроrt2 под именем Moпth_bgt..xls.

Шаг 1. Составление начального баланса. Для разработки системы необходимо вна­чале определить состояние компании на начало месяца, то есть составить баланс. Посколь­ку данные планируются в середине текущего месяца на следующий, баланс на начало бюд­жетного месяца тоже будет прогнозным. Он составляется на основании предыдущего баланса (т. е. месяца, предшествующего бюджетному), а также по данным бюджета на те­кущий месяц и промежуточным итогам (например, на основании фактических продаж и данных бюджета можно относительно точно спланировать дебиторскую задолженность на конец месяца). Баланс компании, рассматриваемой в примере, приведен в таблице 2.4.1.

Начальный баланс компании Таблица 2.4.1.

Активы:
Оборотные активы:
Денежные средства    
Счета дебиторов    
Клиент А    
Клиент Б    
Клиент В    
Запасы сырья   Един.
Сырье 1    
Сырье 2    
Сырье 3    
Запасы товаров    
Продукт А    
Продукт Б    
Задолжность бюджета по НДС    
Всего оборотные активы    
 
Основные средства:
Сооружения и оборудование    
Накопленная амортизация    
Сооружения и оборудование нетто    
Итого активы:    
 
Обязательства:
Счета к оплате    
Поставщик № 1    
Поставщик № 2    
Услуги транспортных предприятий    

Продолжение таблицы 2.4.1. – Начальный баланс компании

в т.ч. Клиент А    
в т.ч. Клиент Б    
в т.ч. Клиент В    
Задолженность по зарплате    
Задолженность перед бюджетом:    
по НДС    
по налогу на прибыль    
начисления на заработную плату    
Банковский кредит  
Акционерный капитал
Обыкновенные акции, без номинала    
Нераспределенная прибыль    
Всего акционерный капитал    
Итого обязательства и капитал    

Шаг 2. Составление бюджета продаж.

Бюджет продаж целесообразно составить по ассортименту и по клиентам. Вначале на основании договоров и планов покупателей планируются продажи в ассортименте по каж­дому клиенту, которые в дальнейшем сводятся в бюджет по ассортименту и по клиентам. Бюджет по ассортименту необходим для планирования производства, бюджет по клиен­там используется для планирования денежных потоков (поступление денежных средств от клиентов). В случае, если договора с клиентами отсутствуют или есть только в сумме без детализации до позиций (например, обязательство купить товара на 1 000 000 руб.), внача­ле определяется суммарный объем продаж за месяц, который впоследствии детализирует­ся до позиций.

Данные для бюджета продаж планируются на основании:

· годового бюджета продаж - ориентировочная сумма, на которую нужно продать;

· объем продаж предшествующих периодов - определение товаров, пользовавшихся спросом в предшествующие месяцы;

· производственные мощности - определение ограничений по производственным мощ­ностям и планирование максимального их использования;

· анализ рынка, работа с клиентами - определение потребностей клиентов в будущем месяце;

· анализ конкурентов - определение сегментов рынка и видов продукции, по которым существует опасность снижения продаж из-за конкурентной борьбы;

· ценовая политика, система скидок - установление факторов, от которых будет зави­сеть цена товаров;

· относительная прибыльность продукции - определение выгодности реализации от­дельных видов продукции, при планировании акцент на более прибыльные товары;

· сезонные колебания спроса.

Блок исходных данных для формирования месячного бюджета выглядит так.

Исходные данные для бюджета продаж Таблица 2.4.2

Прогноз продаж по клиентам
Наименование  
Объем продаж по клиентам, в шт. Сред. цена без НДС руб./шт.
Клиент А Клиент Б Клиент В Всего
Продукт А          
Продукт Б          
Всего          
Планируемые поступления денежных средств от клиентов
Клиент Сумма      
Трейдер Альфа          
Трейдер Бета          
Трейдер Гамма          

Если цена по клиентам значительно различается, необходимо отдельно планировать среднюю цену для каждого клиента. Для рассматриваемого примера бюджет продаж по ассортименту приведен в таблице 2.4.3.


Бюджет продаж по ассортименту Таблица 2.3.4.

  Средняя цена без НДС Средняя цена с НДС Объем продаж (ед.) Объем продаж (руб.) В том числе НДС (руб.) Объем продаж без НДС (руб.)
ПРОДУКТЫ            
Продукт А            
Продукт Б            
Всего            

В данном бюджете средняя цена с НДС и объем продаж в натуральном выражении просто переносятся из исходных данных. Обычно в догово­рах указывается цена без НДС и сумма НДС отдельно. Если по какой-то причине указывается цена с НДС, то пересчет на среднюю цену без НДС рассчитывается по формуле:

Цена без НДС = Цена с НДС / (1 + ставка НДС)

Объем продаж в денежном выражении рассчитывается умножением цены на объем продаж в единицах.

В бюджете продаж по клиентам, кроме суммы продажи и прихода денег, необходимо учесть дебиторскую задолженность и предоплату на нача­ло месяца из баланса (таблица 2.4.1). Бюджет продаж по клиентам для рассматриваемого примера приведен в таблице 2.4.4.

Бюджет продаж по клиентам Таблица 2.4.4.

Клиент ДЗ на начало периода Предоплата на начало месяца Объем продаж в денежном выражении Итого к получению Оплата в бюджетном месяце ДЗ на конец месяца Сдельная предоплата Изменение ДЗ Изменение в предоплате Расчет НДС
Клиент А                    
Клиент Б                    
Клиент В                    
Всего                    

Объем продаж в денежном выражении равен сумме произведений прогнозных продаж в единицах на среднюю цену продаж с НДС. Итого к по­лучению рассчитывается как сумма дебиторской задолженности и продаж бюджетного месяца за вычетом предоплаты на начало месяца. Оплата в бюджетном месяце переносится из исходных данных. Если оплата в бюджетном месяце превышает сумму к получению (то есть планируется предо­плата), разница заносится в столбец «Сделанная предоплата». Если планируемая оплата меньше, чем сумма к получению (то есть на конец месяца остается дебиторская задолженность), разница заносится в столбец «Дебиторская задолженность на конец месяца». Изменение дебиторской задол­женности и предоплаты рассчитывается для последующего составления бюджета движения денежных средств косвенным методом. Рост дебитор­ской задолженности приводит к уменьшению денежных средств, поэтому изменение рассчитывается как разница задолженности на начало и конец месяца. Рост предоплаты, наоборот, приводит к увеличению денежных средств, поэтому изменение рассчитывается как разница предоплаты на ко­нец и начало месяца. НДС рассчитывается по формуле:

Объем продаж с НДС / (1 + ставка НДС).

Шаг 3. Бюджет затрат на доставку товаров клиентам.

В данном бюджете сумма транспортных затрат планируется на основании объема продаж по каждому клиенту и среднего процента затрат на доставку (если периодичность доставки напрямую зависит от объема продаж). Если независимо от объема продаж клиенту товар доставляется с определенной периодичностью, например, один раз в неделю, затраты оцениваются исходя из планируемого количества рейсов за период. В рас­сматриваемом примере затраты на доставку до клиентов рассчитываются исходя из фиксированной периодичности поставок: 2 раза в месяца клиен­ту А, 4 раза клиенту Б и 2 раза клиенту В. Средняя цена одного рейса с НДС до клиента А составляет 4 000 руб., до клиента Б - 5 000 руб. и до клиента В - 6 000 руб. В бюджетном месяце планируется оплатить 13 000 руб. транспортной компании за доставку товара клиенту А, 27 000 руб - за доставку клиенту Б, 20 000 руб. за доставку клиенту В. Форма бюджета приведена в таблице 2.4.5.


Клиент Предоплата Кредиторская на начало месяца Количество рейсов Средняя цена рейса Итого к оплате Оплата в бюджетном месяце Кредиторская на конец месяца Сдельная предоплата Изменение КЗ Изменение в предоплате Расчет НДС
Клиент А                      
Клиент Б                      
Клиент В                      
Всего                      
                         

Бюджет затрат на доставку до клиента Таблица 2.4.5.

Шаг 4. План производства.

В этом бюджете рассчитывается планируемый объем производства исходя из бюджета продаж и остатков продукции на начало и конец периода. План выпуска продукции для рассматриваемого примера приведен в таблице 2.4.6.

План выпуска продукции Таблица 2.4.6

  Ожидаемый объем сбыта (ед.) Остаток на конец месяца (ед.) Требуемый объем продукции (ед.) Остаток на начало месяца (ед.) Объем производства (ед.)
Продукт А          
Продукт Б          

Расчет планируемого объема производства осуществляется по формуле:

Объем производства = Планируемый объем продаж + Остаток на начало­ - Остаток на конец.

Остаток на начало месяца берется из начального баланса, остаток на конец опреде­ляется либо на основании ожиданий менеджеров (количество, необходимое для того, что­бы обеспечить незапланированные в бюджете потребности клиентов), либо рассчитывает­ся от средней оборачиваемости товаров на складе по следующей формуле:

Остаток на конец периода =(Объем сбыта / кол-во дней в мес.) Оборачиваемость ТМС в днях.

Шаг 5. Бюджет закупок сырья. На основании плана выпуска продукции составляет­ся бюджет закупок сырья. Для данного бюджета необходимо спланировать следующие исходные данные:

· нормы расхода сырья на производство единицы продукции;

· запасы на начало и конец периода;

· средняя цена материалов с НДс.

Исходные данные для рассматриваемого примера приведены в таблице 2.4.7.

Нормы расхода, средняя цена сырья и запасы на конец месяца Таблица 2.4.7

Поставщик/ Наименование Нормы, ед./шт. Цена сырья с НДС, руб./ед. Запасы сырья на конец мес., ед.
Продукт А Продукт Б
Поставщик №1
Сырье 1, кг        
Сырье 2, л        
Поставщик № 2
Сырье 3, ед.        

Запасы сырья на начало периода попадают в расчет из начального баланса (табли­ца 2.4.1), запасы на конец периода планируются с целью обеспечить бесперебойный процесс производства на случай сбоя в поставках или незапланированного заказа (размер за­пасов определяется отделом сбыта совместно с производственными службами).

Бюджет закупок сырья для рассматриваемого примера представлен в таблице 2.4.8.

Бюджет закупок сырья Таблица 2.4.8.

Статья Сырье 1 Сырье 2 Сырье 3 Всего
Количество сырья за период (ед.)        
Продукт А        
Продукт Б        
Запасы на конец периода (ед.)        
Общая потребность в сырье (ед.)        
Запасы на начало периода (ед.)        
Закупки материалов (ед.)        
Средняя цена сырья с НДС (руб.кг)        
Закупки материалов (руб.)        
В том числе НДС (руб.)        
         
Запасы сырья на начало периода (руб.)        
Запасы сырья на конец периода (руб.)        
Изменение остатков        

Количество сырья за период рассчитывается как произведение планируемого объема производства продукта на норму расхода сырья на единицу. Общая потребность в сырье ­это сумма количества сырья за период и планируемых запасов сырья на конец периода. Для определения количества закупаемого сырья из общей потребности в сырье необходи­мо вычесть запасы на начало периода. НДС в сумме закупки рассчитывается по формуле: закупка материалов с НДС / (1 + ставка НДС).

Запасы материалов на начало периода переносятся из начального баланса, запасы на конец периода рассчитываются как произведение планируемых запасов на конец периода в натуральном выражении на среднюю цену без НДС. Изменение остатков рассчитывается как разница остатков на начало и конец месяца.

После определения общей суммы закупки материалов необходимо спланировать взаи­моотношения с поставщиками в бюджете закупок по поставщикам. В данном бюджете не­обходимо спланировать оплату поставщикам за закупленный товар с учетом кредиторской задолженности и предоплаты на начало месяца, которая попадает в расчет из начального ба­ланса. Форма данного бюджета приведена в таблице 2.4.9.

Столбец «Итого к оплате» планируется как сумма кредиторской задолженности и объема закупок за вычетом предоплаты на начало месяца. Оплата в бюджетном месяце планируется отделом снабжения на основании договоров с поставщиками. Кредиторская на конец месяца возникает, если сумма к оплате больше, чем оплата в бюджетном месяце. Если ситуация обратная, то есть оплачивается больше, чем определено к оплате, возникает предоплата на конец месяца. Изменение кредиторской задолженности и предоплаты рас­считывается для построения бюджета движения денежных средств косвенным методом и определяется как разница кредиторской на конец и начало месяца и разница предоплаты на начало и конец месяца. НДС рассчитывается исходя из суммы закупок по соотноше­нию: Объем закупок / (1 + ставка НДС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: