[+1] Сотериологические религии - религии спасения (от греч. t w t h r - "спаситель"), в которых следование заповедям основателя этой религии обеспечивает спасение души за гробом.
[+2] Хотанским - по Хотанскому оазису в бассейне р. Тарим в Синцзяне - назывался первоначально восточный тохарский язык. Позднейшие исследования показали, что он, будучи индоевропейским, родствен не индоарийским языкам, а, как ни странно, западным индоевропейским - кельтским, романским, балто-славянским и др.
[+3] Имеется в виду т. н. Триполитанская война 1911-1912 гг., в ходе которой Италия захватила Ливию у Оттоманской империи; в этой войне Великобритания, министром иностранных дел которой был тогда сэр Эдуард Грей (1862-1933), поддерживала, хотя и косвенно, Турцию - отсюда и неприязнь неаполитанцев к молодому англичанину.
[+4] Судя по эпиграфическим данным, Агамемнон был реальным историческим лицом, царем Микен в кон. XIII в.; более о нем ничего не известно. Последние исследования позволили довольно надежно определить, что "Одиссея" и "Илиада" написаны одним лицом, которого, возможно, и звали Гомер, а это долгое время оспаривалось, и указанные поэмы полагались народным эпосом, не имеющим индивидуального автора.
|
|
[+5] Это вычисление содержится в вышедшей уже после смерти автора книге англиканского архиепископа в Ирландии Дж. Ушера (1580-1656) "Священная хронология".
[+6] В настоящее время их более миллиарда.
[+7] В XIX в. в христианской, особенно протестантской среде шли споры о соотношении данных современной науки и Писания. Т. н. модернисты стремятся сочетать Библию с естествознанием, объявить наиболее разительные несовпадения аллегорией либо привести их в соответствие с помощью различных толкований - так, "годы" патриархов объявляются лунными месяцами. Фундаменталисты напрочь отвергали какое-либо иносказательное толкование библейских сообщений.
[+8] Правители Нижнего Египта носили цилиндрический головной убор, сзади более высокий, нежели спереди; цари Верхнего - бутылкообразную корону. С объединением страны ок. 3000 г. до н.э. (или ранее?) появилась как знак власти фараона над обеими землями двойная корона, в которой вторая как бы вставлена в первую. Нижеследующая интерпретация появления этого головного убора на медали Пизанелло (наст. имя - А. Тойнби ошибся - Антонио ди Пуччо ди Черетто, 1395-1455) и фреске Пьеро делла Франческо (ок. 1420-1492) представляет cобой игру ума, которую не следует принимать всерьез, как и нижеследующие разгадки того, что автор "Постижения истории" именует историческими загадками.
[+9] Одежды скифов и даков представляли собой рубаху и штаны - никак не свойственные исключительно гномам. Скифский кожаный шлем-колпак лишь отдаленно напоминает колпак с длинным шлыком гномов - кстати, популярный у обычных людей в позднем средневековье.
|
|
[+10] Английское nanny - "няня" - представляет собой обычное проявление т. н. детского языка (ср. "мама", "дядя") и никакого отношения к богине Инанне не имеет.
[+11] Из двенадцати колен Израилевых при распаде единого Израильского царства в южном, Иудейском, остались колено Иуды и часть колена Вениамина. Еврейское население северного царства было выселено ассирийцами и впоследствии ассимилировалось; однако до XIX в. время от времени возникали сенсационные гипотезы, объявлявшие тот или иной цивилизованный народ в дальних странах (например, древних майя) потомками исчезнувших десяти колен.
Д. Э. Харитонович, Н. И. Колышкина
ЭЛЕКТРОННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.. 3
ПОЛЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 11
Примечания. 30
Комментарии. 30
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ОБЗОР ОБЩЕСТВ ОДНОГО ВИДА 37
Православное христианское общество. 37
Иранское и арабское общества. 39
Сирийское общество. 41
Индское общество. 55
Древнекитайское общество. 56
Реликтовые общества. 57
Минойское общество. 58
Шумерское общество. 71
Хеттское общество. 73
Вавилонское общество. 75
Андское общество. 77
Юкатанское, мексиканское и майянское общества. 79
Египетское общество. 80
Примечения. 81
Комментарии. 81
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВ ДАННОГО ВИДА.. 87
СРАВНИМОСТЬ ДАННОГО ВИДА.. 90
Различие между цивилизациями и примитивными обществами. 90
Ложность концепции "единства цивилизации". 91
Философский аспект временных координат обществ данного вида. 94
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида. 95
Примечения. 98
Комментарии. 98
Часть первая. 100
ПРОБЛЕМА ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 100
Примечания. 101
Комментарии. 101
ПРИРОДА ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 102
ПРИЧИНА ГЕНЕЗИСА ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 104
Негативный фактор. 104
Позитивные факторы: раса и среда. 104
ВЫЗОВ-И-ОТВЕТ.. 116
ОБЛАСТЬ ВЫЗОВА-И-ОТВЕТА.. 125
СТИМУЛ СУРОВЫХ СТРАН.. 134
СТИМУЛ НОВЫХ ЗЕМЕЛЬ.. 136
ОСОБЫЙ СТИМУЛ ЗАМОРСКОЙ МИГРАЦИИ.. 139
СТИМУЛ УДАРОВ.. 143
СТИМУЛ ДАВЛЕНИЙ.. 145
ШЕСТЬ ФОРПОСТОВ В ИСТОРИИ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ... 151
Примечания. 161
Комментарии. 161
СТИМУЛ УЩЕМЛЕНИЯ.. 172
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА.. 181
Часть вторая. 190
РОСТ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 190
ПРОБЛЕМА РОСТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 190
Эскимосы. 191
Кочевники. 191
Османы. 194
Комментарии. 202
Примечания. 202
ПРИРОДА РОСТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 214
ПРОЦЕСС РОСТА ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 220
КРИТЕРИЙ РОСТА.. 220
АНАЛИЗ РОСТА.. 252
ОТНОШЕНИЕ МЕЖДУ РАСТУЩИМИ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ И ИНДИВИДАМИ 252
УХОД-И-ВОЗВРАТ.. 262
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИНДИВИДАМИ В РАСТУЩИХ ЦИВИЛИЗАЦИЯХ 266
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ХОДЕ РОСТА.. 284
НАДЛОМЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 290
УБЕДИТЕЛЕН ЛИ ДЕТЕРМИНИЗМ?. 290
Механичность мимесиса. 295
Смена ролей. 300
Примечания. 303
Комментарии. 303
Афины и Венеция: поклонение эфемерной личности. 306
Восточная Римская империя: поклонение эфемерному институту. 311
Давид и Голиаф: поклонение эфемерному техническому средству. 318
Часть третья. 329
РАСПАДЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ.. 329
КРИТЕРИЙ РАСПАДА.. 329
ДВИЖЕНИЕ РАСКОЛА-И-ПАЛИНГЕНЕЗА.. 332
РАСКОЛ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ.. 336
ВНУТРЕННИЙ ПРОЛЕТАРИАТ.. 337
ВНЕШНИЙ ПРОЛЕТАРИАТ.. 343
РАСКОЛ В ДУШЕ.. 350
АРХАИЗМ... 400
ФУТУРИЗМ... 411
РАЗРЫВ С НАСТОЯЩИМ... 412
ОТРЕШЕНИЕ.. 421
ПРЕОБРАЖЕНИЕ.. 425
ПАЛИНГЕНЕЗ. 429
АНАЛИЗ РАСПАДА.. 431
РИТМЫ РАСПАДА.. 452
Часть четвертая. 460
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА.. 460
ЦЕЛИ ИЛИ СРЕДСТВА?. 460
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА КАК ЦЕЛИ.. 463
МИРАЖ БЕССМЕРТИЯ.. 463
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА КАК СРЕДСТВА.. 475
ЦЕНА ЭВТАНАСИИ [+1]. 475
ПРОВИНЦИИ.. 481
СТОЛИЦЫ... 485
Часть пятая. 490
ВСЕЛЕНСКИЕ ЦЕРКВИ.. 490
|
|
ЦЕРКОВЬ КАК "РАКОВАЯ ОПУХОЛЬ". 490
ЦЕРКОВЬ КАК "КУКОЛКА". 492
ЦЕРКОВЬ КАК ВЫСШИЙ ВИД ОБЩЕСТВА.. 495
Комментарии. 500
ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК РЕГРЕСС.. 501
ВЫЗОВ ВОИНСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЕ.. 503
Часть шестая. 510
ГЕРОИЧЕСКИЕ ВЕКА.. 510
ВАРВАРСКОЕ ПРОШЛОЕ.. 510
ОБРАЗ РЕАЛЬНОСТИ.. 519
КОНТАКТЫ МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ В ПРОСТРАНСТВЕ.. 522
СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАД И РОССИЯ.. 526
СОВРЕМЕННЫЙ ЗАПАД И ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ.. 530
КОНТАКТЫ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.. 534
СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМИ ДРУГ ДРУГУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ.. 543
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КОНТАКТОВ МЕЖДУ СОВРЕМЕННЫМИ ДРУГ ДРУГУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ.. 551
КОНТАКТЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ ВО ВРЕМЕНИ.. 561
РЕНЕССАНС ИНСТИТУТОВ, ПРАВОВЫХ СИСТЕМ И ФИЛОСОФИИ.. 561
РЕНЕССАНСЫ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА 565
РЕЛИГИОЗНЫЕ РЕНЕССАНСЫ... 570
Часть седьмая. 576
ВДОХНОВЕНИЕ ИСТОРИКОВ.. 576
ВЗГЛЯД ИСТОРИКА.. 576
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ФАКТОВ ИСТОРИИ.. 576
ИМПУЛЬС К ИССЛЕДОВАНИЮ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ.. 588
Комментарии. 594
ЭЛЕКТРОННОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ.. 596