Специфическими чертами восточной философии являются:
1) признание существования сверхчувственного, сверхъестественного мира и его влияния на протекание событий в естественном мире, насыщенность философии религиозно-мифологическими персонажами и силами;
2) для постижения сверхъестественного мира используются необычные состояния психики – транс, религиозное озарение, интуиция и т.п.
3) стремление дать практические рекомендации, как нужно жить, чтобы отношения людей между собой и с природой были гармоничными.
1. Философия Древнего Китая
Наиболее влиятельные философские учения Древнего Китая — конфуцианство и даосизм.
Конфуцианство — это этическое учение, основанное Конфуцием в 6-5 вв. до н.э. Конфуций жил в эпоху жестоких междоусобных войн и стремился разработать такие нормы поведения людей, которые бы способствовали установлению мира и порядка в обществе. Нормы конфуцианской морали:
1. человеколюбие. Конфуций является одним из авторов «золотого правила нравственности»: «Поступай с людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»;
|
|
2. строжайшее исполнение установленных ритуалов, традиций, посредством которых люди выражают доброжелательные и уважительные отношения друг к другу – это гасит инстинкт агрессии;
3. почтительное отношение к старшим по возрасту и общественному положению, выполнение их указаний;
4. трудолюбие, добросовестное исполнение своих профессиональных, семейных, гражданских обязанностей, соответствие своему статусу (сын должен быть хорошим сыном, отец – хорошим отцом, студент – хорошим студентом и т.д.);
5. образованность.
Конфуцианство существенно повлияло на формирование уникального облика китайской цивилизации. В современном Китае большинство граждан считают нормы конфуцианской морали правильными и утверждают, что ориентируются на них в жизни.
Основателем даосизма является Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.). В отличие от конфуцианства, сосредоточенного на совершенствовании общества, даосизм выяснял место человека во Вселенной, устройство мира и его наиболее общие закономерности. Дао (по-китайски «путь») — центральное понятие даосизма, это сверхчувственная реальность, являющаяся основой мира, всеобщим законом, которому подчиняется все существующее. Дао не обладает свойствами и характеристиками объектов естественного мира, и поэтому его невозможно описать с помощью слов. Про Дао можно только сказать, что оно совершенно и неизменно.
В противоположность неизменному Дао в естественном мире всё находится в движении. Причиной всеобщего движения является противоборство двух противоположных мировых сил – инь и ян. Инь и ян неотделимы друг от друга, любой объект – это единство инь и ян, то есть единство противоположных свойств.
|
|
Активная деятельность человека по преобразованию мира, по мнению Лао-цзы, ведет к нарушению всеобщего закона Дао и является причиной всех бед и несчастий. Лао-цзы считал, что нужно придерживаться принципа «недеяния», который означает не бездействие, а органичное вписывание, приспособление к окружающей среде, отказ от попыток изменить естественный ход вещей. Эта идея нашла воплощение в искусстве фэн-шуй. С точки зрения фэн-шуй, мир пронизывают потоки энергии. Энергия может быть позитивной и негативной. Человек может улучшить свою жизнь, если отведёт от себя потоки отрицательной энергии и сфокусирует на себе как можно больше позитивной энергии.
2. Философия Древней Индии
Большая часть индийской философии основана на древних священных писаниях, известных как «Веды» («знания»), поэтому индийской философии и культуре в целом присущ ряд общих основополагающих идей.
Основой мира признается Брахман – сверхчувственная реальность, которая так же невыразима словами, как и Дао.
Душа человека бессмертна и вовлечена в бесконечную цепочку перерождений – колесо сансары. Каждое последующее перерождение происходит по закону кармы.
Карма – это возмездие за все совершенное человеком, настигающее его в последующих жизнях, его судьба, которую он формирует сам своими мыслями и поступками. Карма определяет место, которое человек будет занимать в обществе в следующей жизни – касту. Воздаянием за неблаговидную жизнь может быть перерождение души в облике животного, растения.
Поскольку все живые существа имеют душу, равны между собой и связаны одной судьбой, постольку важным понятием для индийской философии является «ахимса», которое обозначает запрет на причинение вреда живым существам.
Цель человеческой жизни состоит в том, чтобы прожить ее нравственно для обеспечения лучшего перерождения. Пройдя через длинную цепочку перерождений, душа достигает совершенства, выходит из колеса сансары и сливается с Брахманом.
Буддизм — философско-религиозное учение, основателем которого является Сиддхартха Гаутама (6-5 вв.до н.э.), получивший почётный титул Будды, что означает « Просветленный». Суть его вероучения выражена в «Четырёх Благородных Истинах»:
1. Жизнь полна страданий. Даже смерть не кладет конец страданиям, так как за смертью следует перерождение.
2. Причиной страданий и бесчисленных перерождений являются бесконечные желания и привязанность к земным благам и удовольствиям. Именно тоска по ним возвращает душу умершего человека назад, заставляет перерождаться.
3. Чтобы избавиться от страданий и перерождений нужно научиться жить без желаний, ни к чему не привязываясь и ничем не дорожа.
4. Для этого нужно вести нравственный и аскетический образ жизни, максимально сокращать свои потребности. Душа, достигшая высокой степени совершенства, выходит из колеса сансары и уходит в нирвану – нечто похожее на христианский рай, состояние спокойствия и блаженства.
Тема 3.Античная философия