Третье кольцо на рис. 7 обозначено как SS, или система «Я». В принципе, эта система представляет собой размытую, недифференцированную, полусознательную (а зачастую и бессознательную) часть личности. Эта система близка к той сущности, которую Юнг и Салливан описывают как «Я» (самость) и которую обычный человек (не психолог) назовет «Я сам» или «Настоящий я». В этом смысле она является скорее ценным приобретением, нежели биологическим наследием, хотя предполагается, что у каждого индивидуума имеется огромный потенциал для развития своей базовой индивидуальности во всей ее неповторимости и глубине. На наш взгляд, лишь немногие люди достигли осознания возможностей, открывающихся при развитии «Я» и обращении к своей базовой индивидуальности, к системе своего «Я».
Достижение зрелости системы «Я» — одна из главных целей психотерапевтического консультирования. Окончательное ее достижение лучше всего описывается концепцией «самоактуализации» у Маслоу и Гольдштейна или концепцией «полностью функционирующей личности» у Роджерса, которые обсуждаются в главе 4. Религиозный опыт, в его широком понимании, по-видимому, переживается именно на этом, творческом, уровне личности, где достигается ощущение единства со вселенной, слияния с нею.
В незрелой (согласно нашему определению) личности поверхностные (или сознательные) и глубинные (или бессознательные) элементы личности остаются разрозненными, не связанными друг с другом. У зрелой личности система «Я» (самость) становится средоточием личностного развития. Именно в системе «Я», а не в эго-системе и не в защитной системе происходит это личностное развитие. Для незрелой же личности характерна тенденция развиваться за счет эго-системы.
Потребность в развитии системы «Я» проявляется в поздней юности, когда, например, молодой человек, приближающийся к 20-летнему возрасту, присматривается к себе и проявляет больше интереса к социальным идеалам и внутренним ценностям. Как представляется, этот интерес быстро слабеет из-за проблем начинающегося взросления, когда он вынужден больше присматриваться к окружающему миру в поисках полезных возможностей, скажем, при выборе профессии и в начале профессиональной карьеры. Затем, в среднем возрасте, когда индивидуум хотя бы минимально овладел контролем над своими внешними условиями жизни, он склонен к поискам контроля внутреннего типа, выражающегося в объединении его эго-системы и системы «Я», а также в осознании своей неповторимой индивидуальности. Очевидно, что ни один человек не в состоянии полностью осознать свою неповторимую базовую индивидуальность; тем не менее, эта идея Юнга рассматривается нами в качестве частично достижимой личной и психотерапевтической цели.
Из вышесказанного следует, что в системе «Я» локализуется система ценностей индивидуума. Жизненные надежды, цели и ценности человека, по-видимому, появляются и кристаллизуются именно на этом уровне. Поскольку упомянутые нами характеристики личности относительно устойчивы и систематически последовательны в жизни взрослого человека, они действуют в качестве мощных мотивационных сил внутри личности. Одна из целей психотерапевта заключается в том, чтобы внимательно изучить систему ценностей клиента и помочь ему перевести ее в более явную форму.