Общие модели
Хотя процесс остается примерно одинаковым для проблем всех типов, существуют некоторые различия в этапах его развития — в зависимости оттого, какое внимание уделяется, соответственно, фактам и чувствам. Например, при решении проблемы планирования будущей профессии или получения образования фактической информации уделяется большое внимание, тогда как в случае решения эмоциональных проблем, когда индивидуум отчаянно старается справиться с трудностями, возникающими в межличностном общении, информации, как таковой, внимания уделяется мало, зато большое значение придается пониманию клиентом собственных чувств и чувств других людей.
Модель консультирования по поводу выбора профессии/образования.
Для решения проблем, имеющих информационный аспект, таких как проблема профориентации, модель консультирования в общем случае включает в себя следующие шаги:
1. Установление взаимоотношений.
2. Формулировка и проработка проблем.
3. Общее структурирование характера консультационного процесса.
4. Обсуждение проблемы и сбор данных (посредством бесе-, ды, изучения истории клиента, тестов, анкет, опросников).
5. Оценивание индивидуума (если используются тесты). *
6. Изучение клиентом информации о профессии или учебе.
7. Обсуждение данных оценивания и сведений, полученных; клиентом.
8. Синтез разумного плана на основе этих данных.
9. Обсуждение шагов, необходимых для выполнения плана. 10. Проведение завершающих процедур (возможно повторное оценивание и изменение планов).
Изменения, происходящие в таком, в высшей степени рассудочном процессе, — это главным образом изменения эго-си-стемы, хотя система «Я» тоже участвует в важном решении о выборе профессии. Система «Я» отвечает за вопросы честолюбия и установок по отношению к самому себе, проявляющиеся в процессе большинства консультаций по поводу выбора профессии/образования. Эти шаги будут рассмотрены и сформулированы с практической точки зрения в главе 14.