Клиент, успешно прошедший курс психотерапии, приобретает определенные установки по отношению к самому себе, которые могут быть охарактеризованы как «уверенность в себе» или «самоуважение» — это вера вто, что мы называем «его истинным "Я"». Он доверяет себе и своему суждению. Решая, какой образ действий избрать в каком бы то ни было вопросе, он не обязательно полагается на правила, на сентенции здравого смысла, на предписания, выдаваемые социальными институтами или Эмилией Пост (Эмилия Пост, 1873-1960, американская писательница, автор руководств по этикету. — Прим. перев.). Вместо этого он доверяется собственному суждению и делает то, что считает нужным, — с учетом всех обстоятельств.
Последняя фраза — «с учетом всех обстоятельств» — добавлена не случайно. Уверенный в себе и распоряжающийся собой индивидуум не станет действовать импульсивно или по прихоти. Как отмечает Адлер, он учитывает последствия. Он думает, например, о своей социальной ответственности. Он полагается на собственные внутренние подсказки, вместо того чтобы полностью зависеть от внешней мотивации поведения. Он доверяет себе, а не только другим людям и социальным институтам.
Стесняющий контроль системы «Я» смягчается, и появляется больше возможностей для его модификации. Авторы понимают концепцию «совести» или фрейдовского «Суперэго» в качестве составной части системы «Я». Идущее от родителей раннее научение относительно социальных ценностей становится после успешного курсапсихотерапиидоступнейдля критического анализа и изменения.
Авторы заимствовали у Роджерса [257, р. 8] иллюстративное сравнение натему о том, как может происходить у клиента процесс выработки доверия к себе и уверенности. Мы можем сравнитьлич-ностьс гигантским компьютером. Поскольку клиенттеперь вбольшей степени открыт для переживаемого опыта, ему доступно больше данных о его нынешней ситуации, а также дополнительных данных из прошлого научения. Поскольку он теснее взаимодействует со всеми факторами своего окружения, у него появляется лучший доступ кданным, поступающим изнутри и снаружи. Клиент способен правильнее оцен и вать и отбирать дан н ые, релевантные для решения стоящих перед ним проблем. Мы полагаем, что одна из причин составления ошибочных суждений заключается в том, что люди подключают данные, не связанные с нынешним контекстом, и отбрасывают данные, относящиеся к нему. Таким образом, люди, которые отбрасывают данные, относящиеся к нынешней ситуации, и действуют исходя лишь из воспоминаний и стереотипов предшествующего научения как из реальности, рискуют столкнуться с проблемами. Именно так возникает предвзятость. И в обратном случае: люди, которые реагируют на нынешнюю ситуацию, не пользуясь преимуществами прошлого опыта, который, может быть, за счет вытеснения блокирован у них глубоко внутри бессознательной системы ядра, подвергаются такому же риску. Нынешние данные могут быть «набиты на перфокарты» в искаженной форме. В поисках наилучшего ответа на жизненные проблемы необходимы все имеющиеся достовер-
ныеданные.
Использование описанных нами преимуществ непринужденности и уверенности в себе не означает, что клиент полностью избежит ошибок. Можно, однако, предположить, что такой клиент будет исправлять ошибки, вызванные пропуском или искажением данных, без чувства вины и самобичующих защитных реакций. Умение доверяться собственным чувствам наряду со своим разумением и опытом дается достаточно трудно. Многие люди склонны ждать указаний от других, полагаться на кого-то еще, кто решит за них, что и как им делать.
Об умении выражать свои чувства — жить ими — говорят многие авторы психологической литературы. Фромм [114], например, подчеркивает, что клиент «оживает» для своих чувств. Понимание своих истинных чувств, их выражение индивидуально и социально приемлемым образом — это добавочный психотерапевтический процесс бесцензурного эмоционального опыта, когда клиент весь обращается в свой гнев, свой страх или свою любовь. Этот опытлюбви и доверия к своему «Я» является одним из средств самореализации — превращения в подлинную личность.
Творчество!
Терапевты психоаналитического направления, особенно последователи Юнга, придают большое значение пробуждению творческих способностей. Клиент способен лучше использовать свои подсознательные чувства, которые становятся его слугами, а не господами. Многое из вытесненного в подсознание может быть извлечено, оценено и понято. Проанализировав свои слабости и запреты, клиент можетосознатьсвой творческий потенциал. Значительная часть психической энергии, прежде уходившей на защиту от импульсов подсознания, теперь поступает в распоряжение эго-системы, и индивидуум может найти для нее творческое применение. Маслоу[197] полагает, что такой творческий потенциал дан всем людям от рождения, но они его утрачивают в процессе освоения в культуре. Творческие импульсы не обязательно относятся только к сфере искусств, таких как литература, музыка, живопись; они проявляются и в более скромных обстоятельствах обыденной жизни. Можно быть творчески настроенным клерком, рабочим, учителем или домашней хозяйкой.