Еще один аспект взаимоотношений — то, что Бордин [40] называет балансом когнитивного и коннотативного. Когнитивные элементы связаны с интеллектуальными действиями, такими как обмен информацией, конкретные советы или интерпретации, а коннотативные элементы связаны с выражением чувств и эмоциональными взаимодействиями. Чтобы понять клиента и направлять взаимоотношения, консультант должен знать, когда стимулировать рациональный анализ проблем клиента и их интерпретацию, а когда форсировать изучение чувств и их концептуальных взаимосвязей. Коммуникация все время идет на обоих уровнях, поэтому консультанту в каждый момент надлежит помнить об этих двух факторах. Методы регулирования коннота-тивных аспектов взаимоотношений описываются в следующей главе, тогда как методы, ориентированные на когнитивные аспекты, описываются в главах об интерпретации и предоставлении информации.