В связи с терапевтическим пониманием и принятием часто упоминаются такие определения взаимоотношений как «теплые, задушевные». Эти слова, очевидно, подразумевают такие качества личности консультанта как чуткость, дружелюбие, тактичность и отзывчивость. «Хорошо относиться к людям» — выражение, часто употребляемое для описания такой душевной теплоты. Можно полагать, что ее проявления служат основой для раппорта. Впрочем, задушевная беседа, предшествующая процессу и время от времени разнообразящая его, мало что дает для прогресса консультаций. Роджерс [250] называет ее «опилками», имея в виду, что она помогает поддерживать дружескую атмосферу, но не приносит ощутимых терапевтических результатов.
Внимание по отношению к клиенту основано на уважении к нему как личности, и это одно из проявлений теплоты и задушевности. Такие установки консультанта вызывают у клиента ощущение, что он заслуживает уважения (ощущение, которое многие клиенты обычно не испытывают). Внимание со стороны консультанта клиент может почувствовать даже в обычной вежливости, например предложении садиться и заботе об удобстве для клиента. Внимание находит свое выражение в горячем интересе, проявляемом к клиенту, так чтобы он чувствовал, что для консультанта он — важная, значимая личность, а не просто очередная «морская свинка» для исследований или для практики.
|
|
Еще одним внешним проявлением теплоты во взаимоотношениях является улыбка. Такое поведение консультанта служит проверкой подлинности его внутренних установок. Клиент видит, когда консультант просто старается «проявить любезность», а когда испытывает подлинную радость от знакомства с клиентом как интересной личностью и получает удовольствие от общения с ним.