Поскольку консультант оказывает поддержку тогда, когда помогает клиенту удовлетворять его эмоциональные потребности, очевидно, что здесь есть как свои положительные, так и отрицательные стороны. Один из недостатков чрезмерной поддержки заключается в том огорчении или чувстве вины, которые может испытывать клиент, когда осознает свою зависимость от консультанта. Кроме того, некоторые клиенты чувствуют для себя угрозу в «теплоте», в эмоциональной близости, возможно потому, что они еще не научились участвовать в близких человеческих взаимоотношениях. Второй недостаток — это сильная личная зависимость, которая может развиться в связи с затянувшейся поддержкой. Эта важная для консультанта ситуация обсуждается ниже, в главе, содержащей раздел о переносе.
Третий недостаток (неправильное понимание) поддержки связан с сочувствием. Консультационное значение сочувствия уже рассматривалось в этой главе. Следует только еще раз подчеркнуть, что неограниченное применение поддержки может иметь оттенок неискренности или преувеличения.
Негативные чувства клиента по поводу явной бесполезности и стереотипности безфанично щедрого подбадривания являются четвертым недостатком. Дежурную фразу «все утрясется само собой, и незачем так переживать» клиент уже много раз слышал даже от значимых людей в своей жизни. Он знает, что далеко не всегда проблемы решаются сами собой; соответственно, он чувствует для себя уфозу в том, что представляется ему фальшивой и заезженной пластинкой.