Основу правовой базы составляет Бюджетный кодекс Российской Федерации, который регулирует следующие правоотношения.
1. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.
2. Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.
3. Правовой статус участников бюджетного процесса.
4. Правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
В Российской Федерации введено казначейское исполнение бюджетов. Исполнение бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов обеспечивается высшими исполнительными органами государственной власти РФ, субъектов РФ, местной администрацией муниципального образования.
|
|
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом).
Бюджет исполняется на основе принципов единства кассы и подведомственности расходов.
Принцип единства кассы предполагает зачисление всех кассовых поступлений и кассовых выплат с единого счета бюджета.
Принцип подведомственности расходов предполагает осуществление расходов бюджетов в соответствии с расходными обязательствами, которые обусловленны установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых происходит в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов осуществляется Федеральным казначейством.
По соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и местных бюджетов могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ при условии финансового обеспечения указанных полномочий за счет собственных доходов бюджета субъекта РФ и наличия для их осуществления имущества. (ст. 215.1 БК РФ)
|
|
Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов.
Вопрос 2. Сводная бюджетная роспись. Кассовый план
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Сводная бюджетная роспись – это документ, который составляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.
Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом).
Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществляется руководителем финансового органа.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете в следующих случаях:
1) при недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году;
2) при изменении состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им казенных учреждений), перераспределении бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований;
3) при перераспределении бюджетных ассигнований между текущим финансовым годом и плановым периодом;
4) при увеличении бюджетных ассигнований по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов бюджета за счет экономии по использованию в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг;
5) при получении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете;
6) при проведении реструктуризации государственного (муниципального) долга;
7) при размещении бюджетных средств на банковских депозитах;
8) при перераспределении бюджетных ассигнований между видами источников финансирования дефицита бюджета при образовании экономии в ходе исполнения бюджета;
9) при изменении типа государственных (муниципальных) учреждений и организационно-правовой формы государственных (муниципальных) унитарных предприятий.
Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи может быть предусмотрено утверждение показателей сводной бюджетной росписи по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов классификации расходов бюджетов, кодам расходов классификации операций сектора государственного управления, в том числе дифференцированно для разных целевых статей и (или) видов расходов бюджета, групп и статей классификации операций сектора государственного управления, главных распорядителей бюджетных средств.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи по расходам доводятся до главных распорядителей бюджетных средств до начала очередного финансового года. Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи могут устанавливаться предельные сроки внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
|
|
На основе показателей бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сводной бюджетной росписи главные распорядители бюджетных средств (далее ГРБС) составляют свою бюджетную роспись. Порядок составления и ведения бюджетных росписей главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств устанавливается соответствующим финансовым органом.
Утверждение бюджетной росписи осуществляется ГРБС(РБС).
Показатели бюджетной росписи по расходам доводятся до подведомственных распорядителей и (или) получателей бюджетных средств до начала очередного финансового года.
Порядок составления и ведения бюджетных росписей может устанавливать право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых бюджетной росписью показателей по кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов, а также кодам классификации операций сектора государственного управления.
Внесение изменений в бюджетную роспись ГРБС без внесения изменений в сводную бюджетную роспись не допускается.
Внесение изменений в бюджетную роспись распорядителя бюджетных средств без внесения изменений в бюджетную роспись ГРБС не допускается.
Кассовый план – это прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Финансовый орган (орган управления государственным внебюджетным фондом) устанавливает порядок составления и ведения кассового плана, а также состав и сроки представления главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета сведений, необходимых для составления и ведения кассового плана.
Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).
Кассовый план содержит показатели:
|
|
1) по кассовым поступлениям в бюджет:
- доходы;
- поступления по источникам финансирования дефицита бюджета;
- возврат кассовых расходов;
2) по кассовым выбытиям:
- процентные расходы;
- непроцентные расходы;
- выплаты по источникам финансирования дефицита бюджета;
3) остаток средств на начало планового периода;
4) остаток средств на конец планового периода.
Анализ показателей кассового плана позволяет прогнозировать временный недостаток или излишек бюджетных средств для исполнения бюджетных обязательств.