Глава 2. Система, структура и компетенция хозяйственных судов

§ 1. Система хозяйственных судов

Известно, что под системой понимается такое органи­зационное явление, в котором между различными час­тями его существует тесная связь, обусловливающая их взаимозависимость и дополнение друг друга, без чего объе­диняющее их понятие не может нормально существо­вать и действовать.

Под эту формулу подпадает совокупность всех хозяй­ственных судов Украины во главе с Высшим хозяйствен­ным судом. Они действительно тесно связаны между со­бой в выполнении общих задач, стоящих перед всей сис­темой.

До недавнего времени система арбитражных судов Ук­раины являлась двухступенчатой, состоящей из Высше­го арбитражного суда и местных областных арбитраж­ных судов, а также Автономной Республики Крым, горо­дов Киева и Севастополя.

Принятые 21 июня 2001 г. упомянутые выше зако­ны и Закон «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г. № 3018 существенно изменили систему и струк­туру хозяйственных судов. Теперь система хозяйствен­ных судов является трехступенчатой, в которую входят местные хозяйственные суды, апелляционные суды и Выс­ший хозяйственный суд. Система хозяйственных судов закреплена Указом Президента Украины от 11 июля 2001 г. ^6 511/2001, в котором количество и перечень местных хозяйственных судов оставлены в таком виде, в котором они существовали ранее.

Закон Украины «О судоустройстве Украины» закре­пил создание в системе хозяйственных судов нового зве­на — апелляционных судов. Указом Президента от 11 июля 2001 г. образуется семь апелляционных судов с обслуживанием- каждым нескольких административ­но-территориальных единиц, а именно:



1) Киевский апелляционный хозяйственный суд с обслуживанием г. Киева, Киевской, Житомирской, Черкасской, Черниговской областей;

2) Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд — Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области;

3) Донецкий апелляционный хозяйственный суд —Донецкая, Луганская области;

4) Львовский апелляционный хозяйственный суд —Львовская, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Ровненская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области;

5) Одесский апелляционный хозяйственный суд — Одесская, Николаевская, Херсонская области;

6) Севастопольский апелляционный хозяйственный суд — Севастополь, Автономная Республика Крым;

7) Харьковский апелляционный хозяйственный суд — Харьковская, Сумская, Полтавская области.

Таким образом, создано новое промежуточное звено между Высшим хозяйственным судом и местными в виде апелляционных судов.

Систему хозяйственных судов государства возглав­ляет Высший хозяйственный суд Украины, о чем прямо говорилось в новой редакции ст. 10 Закона «О хозяй­ственном суде», которая гласит: «Высший хозяйствен­ный суд Украины является высшим судебным органом хозяйственных1 судов Украины в осуществлении право­судия в хозяйственных отношениях».

В таком же праве зафиксировано это и в ст. 125 Конституции, в которой буквально записано: «Высшим судебным органом специализированных судов являют­ся соответствующие высшие суды».

Несмотря на четкость и ясность этих формулировок, оказывается, их нельзя понимать в буквальном смысле. Согласно Закону «О судоустройстве Украины» Высший хозяйственный суд все же не является «высшим», так как над ним еще стоит «наивысший» Верховный Суд Украины. В той же ст. 125 Конституции сказано, что «Наивысшим судебным органам в системе судов об­щей юрисдикции является Верховный Суд Украины». Именно: общей юрисдикции. А хозяйственные суды и в законодательстве и в теории всегда признавались спе­циализированными судами, так как по предмету дея­тельности и характеру судопроизводства они существенно отличаются от судов общей юрисдикции. Не случай­но параллельно с Гражданским процессуальным кодек­сом действует Хозяйственный процессуальный кодекс. И отнесение хозяйственных судов к системе общих су­дов, возглавляемых Верховным Судом Украины, вы­глядит неубедительным.

Во-первых, как отмечалось ранее, хозяйственные суды составляют единую трехзвенную систему специализи­рованных судов (местные, апелляционные и Высший). Однако раз Высший хозяйственный суд и в организаци­онном и в процессуальном плане поставлен под конт­роль Верховного Суда, то, следовательно, система хозяй­ственных судов состоит не из трех, а из четырех звеньев.

Во-вторых, круг оснований, при наличии которых Вер­ховный Суд может проверять правильность постановле­ний Высшего хозяйственного суда, крайне узок, носит исключительный характер. На практике эти основания, по существу элементарные правовые ошибки, (об этом ниже), едва ли могут иметь место в работе Высшего хо­зяйственного суда. Можно с уверенностью утверждать, что хозяйственные споры не будут доходить до Верхов­ного Суда, а если будут, то буквально в единицах. Так зачем же городить столь нежизненную правовую пира­миду с подведением Высшего хозяйственного суда «под крышу» (по выражению депутата Верховной Рады В.Шишкина) Верховного Суда Украины?

Поскольку между субъектами предпринимательства Украины могут возникать хозяйственные споры не толь­ко между собой, но и с предпринимателями и организа­циями других стран, в частности СНГ, не лишнее ука­зать хотя бы наименование действующих в них органов по рассмотрению хозяйственных споров.

В России систему этих судов возглавляет Высший арбитражный суд Российской Федерации как самосто­ятельный судебный орган, не связанный и не подчинен­ный Верховному суду Р.Ф.

В Белоруссии — Высший, областные и в г. Минске хозяйственные суды также как самостоятельные госу­дарственные органы.

В Грузии — Верховный арбитражный суд Грузии.

В Армении сохранено прежнее название — Государ­ственный арбитраж Республики Армения.

В Азербайджане — Экономический суд Азербайджан­ской Республики.





В Казахстане — Верховный суд Республики Казах­стан (Коллегия по хозяйственным делам). " В Киргизии — Высший арбитражный суд Киргиз­ской Республики.

В Молдавии — Экономический суд Республики Мол­дова.

В Узбекистане — Высший хозяйственный суд Рес­публики Узбекистан.

В Таджикистане — Высший экономический суд Рес­публики Таджикистан.

В Туркмении — Высший хозяйственный суд Туркме­нистана.

Несмотря на различие в названии и в организации арбитражных (хозяйственных) судов в бывших союзных республиках, а ныне самостоятельных государств, по своей компетенции и порядку деятельности они мало чем от­личаются друг от друга. Но особенности, безусловно, есть и их следует иметь в виду при ведении дел в суде той или иной республики между украинским предприяти­ем и хозяйственной организацией соответствующей рес­публики.

В этих случаях необходимо руководствоваться не ХПК Украины, а арбитражным (хозяйственным) процессуаль­ным кодексом надлежащей республики и упомянутым ранее Соглашением о порядке разрешения споров, свя­занных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. и иными двухсторонними и между­народными соглашениями, ратифицированными Верхов­ной Радой Украины.

§ 2. Структура Высшего хозяйственного суда Украины

Новый Закон о судоустройстве внес серьезные измене­ния в структуру Высшего хозяйственного суда Украины.

Закон о судоустройстве вопреки Закону от 21 июня 2001 г. восстановил Пленум Высшего хозяйственного суда. Такое решение является совершенно правильным. Пленум ВХСУ крайне необходим как высший орган системы, организующий и направляющий деятельность ее, дающий разъяснения по применению хозяйственного законодательства. Закрепление последней функции по закону от 21 июня 2001 г. за Пленумом Верховного


Суда Украины нельзя было рассматривать убедитель­ным и эффективным, поскольку система общих судов Украины во главе с Верховным судом не рассматривает хозяйственные споры (за исключением вводимой Зако­нами от 21 июня 2001 г. и Законом о судоустройстве повторной кассации на постановления ВХСУ). Но без практики разрешения хозяйственных споров нельзя рас­считывать на содержательные и убедительные разъяс­нения по применению хозяйственного законодательства. Как установлено ст. 44 Закона о судоустройстве, Пле­нум ВХСУ действует в составе всех судей ВХСУ и пред­седателей хозяйственных апелляционных судов. Его ком­петенцией является:

1) дача разъяснений по вопросам применения хозяй­ственными судами действующего законодательства;

2) внесение предложений в установленном порядке о необходимости изменений в действующее законодатель­ство;

3) принятие решения об обращении в Конституцион­ный суд Украины с представлением об официальном толковании Конституции Украины;

4) заслушивание информации председателя ВХСУ о деятельности соответствующих хозяйственных судов, а также сообщения заместителей председателя ВХСУ и председателей апелляционных и местных хозяйственных судов о практике разрешения дел;

5) определение количественного состава судей — чле­нов Президиума ВХСУ;

6) утверждение состава Научно-консультативного совета при ВХСУ и положения о нем, утверждение состава редакционной коллегии печатного органа ВХСУ.

Могут рассматриваться и другие вопросы, отнесенные к его ведению. Таков обширный и важный круг проблем, отнесенных к его полномочиям. Пленум ВХСУ — это его важнейший орган, сердце, определяющее деятельность всей системы хозяйственных судов. Отсюда ясно, ка­кая ошибка была допущена Законом от 21 июня 2001 г. № 2531 и 2538 об упразднении этого органа в составе ВХСУ. И хорошо, что эта ошибка исправлена новым Законом о судоустройстве.

В ВХСУ действует также президиум его. В него вхо­дят председатель ВХСУ, его заместители, заместители председателей судебных палат, а также некоторые судьи





ВХСУ, которые избираются в его состав тайным голо­сованием.

Согласно ст. 43 Закона о судоустройстве к полномо­чиям президиума ВХСУ отнесены:

1) рассмотрение вопросов организации деятельности суда, судебных палат и аппарата суда;

2) утверждение состава каждой из судебных палат;

3) заслушивание информации председателей палат об их деятельности;

4) рассмотрение материалов обобщений судебной ста­тистики, принятие по ним соответствующих рекомен­даций;

5) оказание методической помощи апелляционным и местным судам для обеспечения правильного примене­ния законодательства.

К его ведению отнесено и рассмотрение кадровых воп­росов. Таким образом, президиум не повторяет и не под­меняет пленум ВХСУ, у него свои задачи, функции, свой порядок организации и деятельности.

Положительным моментом Закона о судоустройстве является возможность образования в ВХСУ судебных палат (ранее были только коллегии) по рассмотрению определенных категорий дел с учетом их специализа­ции. Из состава палат могут формироваться коллегии для разрешения конкретных дел.

Заслуживает внимания и воссоздание Законом о су­доустройстве Научно-консультативного совета и печат­ных органов при ВХСУ, о которых умалчивалось в зако­нах от 21 июня 2001 г. Эти органы помогут ВХСУ пра­вильно ориентировать практику хозяйственных судов с учетов новейших теоретических достижений в области хозяйственного права и процесса.

ВХСУ возглавляет его председатель, который назна­чается и освобождается от должности Президентом Ук­раины по представлению председателя Верховного Суда Украины из числа судей сроком на пять лет. Допуска­ется назначение его на эту должность повторно.

Председатель ВХСУ — это основной движущий орга­низационный мотор не только ВХСУ, но и всей системы хозяйственных судов. Он наделен широкими полномо­чиями, в то же время на него возлагаются большие обя­занности. Главными из них являются:

организационное руководство деятельностью суда;


распределение обязанностей между своими замести­телями;

образование судебных палат с утверждением их пер­сонального состава в президиуме суда;

организация работы президиума;

созыв Пленума ВХСУ, внесение на его рассмотрение соответствующих вопросов, председательствование на его заседаниях;

внесение представлений о назначении и избрании су­дей местных, апелляционных судов и ВХСУ, а также об освобождении их от должности;

принятие на работу и освобождение от должности работников аппарата суда, присвоение им ранга госу­дарственного служащего;

организация повышения квалификации судей и ра­ботников аппарата ВХСУ;

утверждение сметы расходов и штатного расписания на содержание ВХСУ;

представительство ВХСУ и всей системы хозяйствен­ных судов с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и орга­низациями, органами власти и организациями других государств.

Этот обширный комплекс важных и порой сложных задач председатель осуществляет, прежде всего, с помо­щью своих заместителей. Заместителей у председателя несколько, в том числе первый. Заместители председа­теля суда назначаются на должность и освобождаются от должности из состава судей Президентом Украины по представлению председателя ВХСУ на основании ре­комендаций Совета судей сроком на пять лет.

Заместители председателя суда осуществляют руко­водство работой подразделений суда. Первый замести­тель исполняет обязанности председателя суда в случа­ях его отсутствия. Заместители председателя обычно являются председателями соответствующих палат, ру­ководя их повседневной работой. Они назначают судей в состав коллегий для рассмотрения конкретных дел, председательствуют в заседаниях коллегий или назна­чают для этого одного из судей.

В их обязанности также входит организация ведения и анализ судебной практики, обобщение ее по рассмат­риваемым палатой делам, информация президиума о дея-





тельности палаты, оказание методической помощи ни­жестоящим хозяйственным судам.

Председатель ВХСУ по согласованию с президиумом суда может назначить заместителей председателей су­дебных палат. Они призваны выполнять поручения пред­седателя соответствующей палаты, а в его отсутствие осуществляет обязанности председателя палаты.'

Основной единицей по рассмотрению дел в ВХСУ яв­ляется судья. Судьи независимы и подчиняются только закону, влияние на них каким бы то ни было образом запрещается (ст. 126 Конституции). Независимость и неприкосновенность судей хозяйственных судов обеспе­чивается, прежде всего, тем, что судьи в первый раз на­значаются Президентом Украины сроком на пять лет, а в других случаях избираются Верховной Радой бессроч­но (ст. 128 Конституции). Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора (ст. 126 Кон­ституции).

При назначении и избрании судей существуют опре­деленные цензы. Так, судьей ВХСУ может быть гражда­нин Украины не моложе 35 лет, имеющий высшее юри­дическое образование, стаж работы в области права не менее 7 лет, в том числе на должности судьи не менее 5 лет. Он должен владеть украинским языком и прожи­вать на территории Украины не менее 10 лет.

Все эти требования обеспечивают надлежащее испол­нение обязанностей судьями ВХСУ.

В структуре ВХСУ имеются также подразделения, за­дачей которых является организация и техническое об­служивание работы судей и руководства ВХСУ. Сюда относятся управление кадров, бухгалтерия, канцелярия, хозяйственный отдел н др.

Закон о судоустройстве предусматривает организа­цию службы судебных распорядителей, которые долж­ны будут обеспечивать необходимый порядок в судеб­ных заседаниях в целях спокойного, вдумчивого рассмот­рения дел.

§ 3. Структура апелляционных судов

Апелляционные суды учреждены в соответствии со ст. 125 Конституции, законами от 21 июня 2001 г.


2531-111, 2538-111, 2539-111 и Законом «О судоус­тройстве Украины» от 7 февраля 2002 г.

Создание апелляционных судов является важным по­ложительным моментом в совершенствовании деятель­ности хозяйственных судов, поскольку эта мера позво­ляет сторонам процесса добиваться исправления оши­бок судов первой инстанции до вступления решений в силу. Ранее, как известно, решения могли проверяться только в надзорном порядке после вступления их в силу и, как правило, без вызова сторон. Конечно, апелляцион­ный порядок проверки правильности решений будет надежно способствовать установлению истины по спо­рам и надлежащей защите нарушенных или оспарива­емых прав хозяйствующих субъектов.

Структура апелляционного хозяйственного суда в оп­ределенной мере схожа со структурой ВХСУ, но в то же время имеет отличительные особенности, исходя из раз­личия задач и функций этих судов. Если у ВХСУ основ­ной функцией является рассмотрение хозяйственных споров в кассационном порядке, то у апелляционного суда ведущей функцией выступает проверка правиль­ности решений местных хозяйственных судов по жало­бам сторон и представлениям прокурора.

Апелляционный суд состоит из председателя суда, пер­вого, других его заместителей и судей.

Председатель апелляционного суда организует и ру­ководит работой суда, в частности:

1) осуществляет организационное руководство дея­тельности суда;

2) распределяет обязанности между своими замести­телями;

3) образует судебные палаты и вносит на утвержде­ние президиума их персональный состав; организует работу президиума суда и председательсвует на его заседаниях;

4) организует ведение и анализ судебной статистики; обобщение судебной практики;

5) организует повышение квалификации судей и ра­ботников аппарата суда;

6) представляет суд в сношениях с другими органами власти; органами местного самоуправления, организациями и гражданами;,.

7) осуществляет и другие полномочия, предусмотрен­ные ст. 28 Закона о судоустройстве.





Следовательно, председатель апелляционного суда — это организующий центр всего коллектива и несущий ответственность за слаженную работу его звеньев. Пред­седатель суда назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности из числа судей Пре­зидентом Украины по представлению председателя ВХСУ на основании рекомендаций Совета судей. Допус­кается повторное назначение.

У председателя суда имеются заместители. Число их зависит от объема работы суда и количества судей. Ос­новным предназначением заместителей является руко­водство работой соответствующих палат. Из числа су­дей палат формируются коллегии для рассмотрения апелляционных жалоб. Заместители могут председатель­ствовать в их заседаниях или назначать для этого одно­го из судей. Первый заместитель председателя в период' отсутствия последнего исполняет его функции.

Заместители председателя суда назначаются на долж­ность из числа судей сроком на пять лет Президентом Украины в таком же порядке, как и председатель суда. Так же они и освобождаются от должности.

В апелляционном суде создается президиум в составе председателя суда, его заместителей и некоторых судей, избираемых общим собранием судей суда путем тайно­го голосования. Компетенция президиума апелляцион­ного суда аналогична полномочиям президиума ВХСУ:

— он рассматривает вопросы организации деятель­ности суда, судебных палат, аппарата суда;

утверждает персональный состав судебных палат;

— рассматривает материалы обобщений судебной практики и статистики;

— заслушивает информацию председателей местных судов об организации их деятельности, оказывает им методическую помощь; рассматривает вопросы работы с кадрами и повышения их квалификации.

Таким образом, президиум апелляционного суда яв­ляется важным организующим и контролирующим ор­ганом.

Судьи апелляционных судов пользуются всеми пра­вами, которые закреплены за судьями вообще согласно Конституции, о чем сказано выше.' Цензовые требова­ния к ним такие же, как к судьям местных судов, т.е. возраст не моложе 25 лет, высшее юридическое образо­вание, стаж правовой работы не менее трех лет, проживание на Украине не менее десяти лет и знание украин­ского языка. Конечно, эти требования при отборе кан­дидатов на должность судьи апелляционного суда могут быть более высокими в отношении стажа практической работы, поскольку апелляционный суд призван прове­рять правильность решений местных хозяйственных судов. Поэтому уровень знаний и опыт работы у них должен быть выше, чем у судей местных судов. Только в этом случае их решения будут более убедительными как для сторон, так и для местных судов.

В апелляционном суде, так же как и ВХСУ, имеется свой организационно-технический аппарат в виде раз­личных служб — организационный отдел, отдел кадров, бухгалтерия и др. Их работой руководят соответствую­щие заместители председателя суда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: