§ 1. Система хозяйственных судов
Известно, что под системой понимается такое организационное явление, в котором между различными частями его существует тесная связь, обусловливающая их взаимозависимость и дополнение друг друга, без чего объединяющее их понятие не может нормально существовать и действовать.
Под эту формулу подпадает совокупность всех хозяйственных судов Украины во главе с Высшим хозяйственным судом. Они действительно тесно связаны между собой в выполнении общих задач, стоящих перед всей системой.
До недавнего времени система арбитражных судов Украины являлась двухступенчатой, состоящей из Высшего арбитражного суда и местных областных арбитражных судов, а также Автономной Республики Крым, городов Киева и Севастополя.
Принятые 21 июня 2001 г. упомянутые выше законы и Закон «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г. № 3018 существенно изменили систему и структуру хозяйственных судов. Теперь система хозяйственных судов является трехступенчатой, в которую входят местные хозяйственные суды, апелляционные суды и Высший хозяйственный суд. Система хозяйственных судов закреплена Указом Президента Украины от 11 июля 2001 г. ^6 511/2001, в котором количество и перечень местных хозяйственных судов оставлены в таком виде, в котором они существовали ранее.
|
|
Закон Украины «О судоустройстве Украины» закрепил создание в системе хозяйственных судов нового звена — апелляционных судов. Указом Президента от 11 июля 2001 г. образуется семь апелляционных судов с обслуживанием- каждым нескольких административно-территориальных единиц, а именно:
1) Киевский апелляционный хозяйственный суд с обслуживанием г. Киева, Киевской, Житомирской, Черкасской, Черниговской областей;
2) Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд — Днепропетровская, Запорожская, Кировоградская области;
3) Донецкий апелляционный хозяйственный суд —Донецкая, Луганская области;
4) Львовский апелляционный хозяйственный суд —Львовская, Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Ровненская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая области;
5) Одесский апелляционный хозяйственный суд — Одесская, Николаевская, Херсонская области;
6) Севастопольский апелляционный хозяйственный суд — Севастополь, Автономная Республика Крым;
7) Харьковский апелляционный хозяйственный суд — Харьковская, Сумская, Полтавская области.
Таким образом, создано новое промежуточное звено между Высшим хозяйственным судом и местными в виде апелляционных судов.
Систему хозяйственных судов государства возглавляет Высший хозяйственный суд Украины, о чем прямо говорилось в новой редакции ст. 10 Закона «О хозяйственном суде», которая гласит: «Высший хозяйственный суд Украины является высшим судебным органом хозяйственных1 судов Украины в осуществлении правосудия в хозяйственных отношениях».
|
|
В таком же праве зафиксировано это и в ст. 125 Конституции, в которой буквально записано: «Высшим судебным органом специализированных судов являются соответствующие высшие суды».
Несмотря на четкость и ясность этих формулировок, оказывается, их нельзя понимать в буквальном смысле. Согласно Закону «О судоустройстве Украины» Высший хозяйственный суд все же не является «высшим», так как над ним еще стоит «наивысший» Верховный Суд Украины. В той же ст. 125 Конституции сказано, что «Наивысшим судебным органам в системе судов общей юрисдикции является Верховный Суд Украины». Именно: общей юрисдикции. А хозяйственные суды и в законодательстве и в теории всегда признавались специализированными судами, так как по предмету деятельности и характеру судопроизводства они существенно отличаются от судов общей юрисдикции. Не случайно параллельно с Гражданским процессуальным кодексом действует Хозяйственный процессуальный кодекс. И отнесение хозяйственных судов к системе общих судов, возглавляемых Верховным Судом Украины, выглядит неубедительным.
Во-первых, как отмечалось ранее, хозяйственные суды составляют единую трехзвенную систему специализированных судов (местные, апелляционные и Высший). Однако раз Высший хозяйственный суд и в организационном и в процессуальном плане поставлен под контроль Верховного Суда, то, следовательно, система хозяйственных судов состоит не из трех, а из четырех звеньев.
Во-вторых, круг оснований, при наличии которых Верховный Суд может проверять правильность постановлений Высшего хозяйственного суда, крайне узок, носит исключительный характер. На практике эти основания, по существу элементарные правовые ошибки, (об этом ниже), едва ли могут иметь место в работе Высшего хозяйственного суда. Можно с уверенностью утверждать, что хозяйственные споры не будут доходить до Верховного Суда, а если будут, то буквально в единицах. Так зачем же городить столь нежизненную правовую пирамиду с подведением Высшего хозяйственного суда «под крышу» (по выражению депутата Верховной Рады В.Шишкина) Верховного Суда Украины?
Поскольку между субъектами предпринимательства Украины могут возникать хозяйственные споры не только между собой, но и с предпринимателями и организациями других стран, в частности СНГ, не лишнее указать хотя бы наименование действующих в них органов по рассмотрению хозяйственных споров.
В России систему этих судов возглавляет Высший арбитражный суд Российской Федерации как самостоятельный судебный орган, не связанный и не подчиненный Верховному суду Р.Ф.
В Белоруссии — Высший, областные и в г. Минске хозяйственные суды также как самостоятельные государственные органы.
В Грузии — Верховный арбитражный суд Грузии.
В Армении сохранено прежнее название — Государственный арбитраж Республики Армения.
В Азербайджане — Экономический суд Азербайджанской Республики.
В Казахстане — Верховный суд Республики Казахстан (Коллегия по хозяйственным делам). " В Киргизии — Высший арбитражный суд Киргизской Республики.
В Молдавии — Экономический суд Республики Молдова.
В Узбекистане — Высший хозяйственный суд Республики Узбекистан.
В Таджикистане — Высший экономический суд Республики Таджикистан.
В Туркмении — Высший хозяйственный суд Туркменистана.
Несмотря на различие в названии и в организации арбитражных (хозяйственных) судов в бывших союзных республиках, а ныне самостоятельных государств, по своей компетенции и порядку деятельности они мало чем отличаются друг от друга. Но особенности, безусловно, есть и их следует иметь в виду при ведении дел в суде той или иной республики между украинским предприятием и хозяйственной организацией соответствующей республики.
|
|
В этих случаях необходимо руководствоваться не ХПК Украины, а арбитражным (хозяйственным) процессуальным кодексом надлежащей республики и упомянутым ранее Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 марта 1992 г. и иными двухсторонними и международными соглашениями, ратифицированными Верховной Радой Украины.
§ 2. Структура Высшего хозяйственного суда Украины
Новый Закон о судоустройстве внес серьезные изменения в структуру Высшего хозяйственного суда Украины.
Закон о судоустройстве вопреки Закону от 21 июня 2001 г. восстановил Пленум Высшего хозяйственного суда. Такое решение является совершенно правильным. Пленум ВХСУ крайне необходим как высший орган системы, организующий и направляющий деятельность ее, дающий разъяснения по применению хозяйственного законодательства. Закрепление последней функции по закону от 21 июня 2001 г. за Пленумом Верховного
Суда Украины нельзя было рассматривать убедительным и эффективным, поскольку система общих судов Украины во главе с Верховным судом не рассматривает хозяйственные споры (за исключением вводимой Законами от 21 июня 2001 г. и Законом о судоустройстве повторной кассации на постановления ВХСУ). Но без практики разрешения хозяйственных споров нельзя рассчитывать на содержательные и убедительные разъяснения по применению хозяйственного законодательства. Как установлено ст. 44 Закона о судоустройстве, Пленум ВХСУ действует в составе всех судей ВХСУ и председателей хозяйственных апелляционных судов. Его компетенцией является:
1) дача разъяснений по вопросам применения хозяйственными судами действующего законодательства;
|
|
2) внесение предложений в установленном порядке о необходимости изменений в действующее законодательство;
3) принятие решения об обращении в Конституционный суд Украины с представлением об официальном толковании Конституции Украины;
4) заслушивание информации председателя ВХСУ о деятельности соответствующих хозяйственных судов, а также сообщения заместителей председателя ВХСУ и председателей апелляционных и местных хозяйственных судов о практике разрешения дел;
5) определение количественного состава судей — членов Президиума ВХСУ;
6) утверждение состава Научно-консультативного совета при ВХСУ и положения о нем, утверждение состава редакционной коллегии печатного органа ВХСУ.
Могут рассматриваться и другие вопросы, отнесенные к его ведению. Таков обширный и важный круг проблем, отнесенных к его полномочиям. Пленум ВХСУ — это его важнейший орган, сердце, определяющее деятельность всей системы хозяйственных судов. Отсюда ясно, какая ошибка была допущена Законом от 21 июня 2001 г. № 2531 и 2538 об упразднении этого органа в составе ВХСУ. И хорошо, что эта ошибка исправлена новым Законом о судоустройстве.
В ВХСУ действует также президиум его. В него входят председатель ВХСУ, его заместители, заместители председателей судебных палат, а также некоторые судьи
ВХСУ, которые избираются в его состав тайным голосованием.
Согласно ст. 43 Закона о судоустройстве к полномочиям президиума ВХСУ отнесены:
1) рассмотрение вопросов организации деятельности суда, судебных палат и аппарата суда;
2) утверждение состава каждой из судебных палат;
3) заслушивание информации председателей палат об их деятельности;
4) рассмотрение материалов обобщений судебной статистики, принятие по ним соответствующих рекомендаций;
5) оказание методической помощи апелляционным и местным судам для обеспечения правильного применения законодательства.
К его ведению отнесено и рассмотрение кадровых вопросов. Таким образом, президиум не повторяет и не подменяет пленум ВХСУ, у него свои задачи, функции, свой порядок организации и деятельности.
Положительным моментом Закона о судоустройстве является возможность образования в ВХСУ судебных палат (ранее были только коллегии) по рассмотрению определенных категорий дел с учетом их специализации. Из состава палат могут формироваться коллегии для разрешения конкретных дел.
Заслуживает внимания и воссоздание Законом о судоустройстве Научно-консультативного совета и печатных органов при ВХСУ, о которых умалчивалось в законах от 21 июня 2001 г. Эти органы помогут ВХСУ правильно ориентировать практику хозяйственных судов с учетов новейших теоретических достижений в области хозяйственного права и процесса.
ВХСУ возглавляет его председатель, который назначается и освобождается от должности Президентом Украины по представлению председателя Верховного Суда Украины из числа судей сроком на пять лет. Допускается назначение его на эту должность повторно.
Председатель ВХСУ — это основной движущий организационный мотор не только ВХСУ, но и всей системы хозяйственных судов. Он наделен широкими полномочиями, в то же время на него возлагаются большие обязанности. Главными из них являются:
организационное руководство деятельностью суда;
распределение обязанностей между своими заместителями;
образование судебных палат с утверждением их персонального состава в президиуме суда;
организация работы президиума;
созыв Пленума ВХСУ, внесение на его рассмотрение соответствующих вопросов, председательствование на его заседаниях;
внесение представлений о назначении и избрании судей местных, апелляционных судов и ВХСУ, а также об освобождении их от должности;
принятие на работу и освобождение от должности работников аппарата суда, присвоение им ранга государственного служащего;
организация повышения квалификации судей и работников аппарата ВХСУ;
утверждение сметы расходов и штатного расписания на содержание ВХСУ;
представительство ВХСУ и всей системы хозяйственных судов с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями, органами власти и организациями других государств.
Этот обширный комплекс важных и порой сложных задач председатель осуществляет, прежде всего, с помощью своих заместителей. Заместителей у председателя несколько, в том числе первый. Заместители председателя суда назначаются на должность и освобождаются от должности из состава судей Президентом Украины по представлению председателя ВХСУ на основании рекомендаций Совета судей сроком на пять лет.
Заместители председателя суда осуществляют руководство работой подразделений суда. Первый заместитель исполняет обязанности председателя суда в случаях его отсутствия. Заместители председателя обычно являются председателями соответствующих палат, руководя их повседневной работой. Они назначают судей в состав коллегий для рассмотрения конкретных дел, председательствуют в заседаниях коллегий или назначают для этого одного из судей.
В их обязанности также входит организация ведения и анализ судебной практики, обобщение ее по рассматриваемым палатой делам, информация президиума о дея-
тельности палаты, оказание методической помощи нижестоящим хозяйственным судам.
Председатель ВХСУ по согласованию с президиумом суда может назначить заместителей председателей судебных палат. Они призваны выполнять поручения председателя соответствующей палаты, а в его отсутствие осуществляет обязанности председателя палаты.'
Основной единицей по рассмотрению дел в ВХСУ является судья. Судьи независимы и подчиняются только закону, влияние на них каким бы то ни было образом запрещается (ст. 126 Конституции). Независимость и неприкосновенность судей хозяйственных судов обеспечивается, прежде всего, тем, что судьи в первый раз назначаются Президентом Украины сроком на пять лет, а в других случаях избираются Верховной Радой бессрочно (ст. 128 Конституции). Без согласия Верховной Рады Украины судья не может быть задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора (ст. 126 Конституции).
При назначении и избрании судей существуют определенные цензы. Так, судьей ВХСУ может быть гражданин Украины не моложе 35 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы в области права не менее 7 лет, в том числе на должности судьи не менее 5 лет. Он должен владеть украинским языком и проживать на территории Украины не менее 10 лет.
Все эти требования обеспечивают надлежащее исполнение обязанностей судьями ВХСУ.
В структуре ВХСУ имеются также подразделения, задачей которых является организация и техническое обслуживание работы судей и руководства ВХСУ. Сюда относятся управление кадров, бухгалтерия, канцелярия, хозяйственный отдел н др.
Закон о судоустройстве предусматривает организацию службы судебных распорядителей, которые должны будут обеспечивать необходимый порядок в судебных заседаниях в целях спокойного, вдумчивого рассмотрения дел.
§ 3. Структура апелляционных судов
Апелляционные суды учреждены в соответствии со ст. 125 Конституции, законами от 21 июня 2001 г.
2531-111, 2538-111, 2539-111 и Законом «О судоустройстве Украины» от 7 февраля 2002 г.
Создание апелляционных судов является важным положительным моментом в совершенствовании деятельности хозяйственных судов, поскольку эта мера позволяет сторонам процесса добиваться исправления ошибок судов первой инстанции до вступления решений в силу. Ранее, как известно, решения могли проверяться только в надзорном порядке после вступления их в силу и, как правило, без вызова сторон. Конечно, апелляционный порядок проверки правильности решений будет надежно способствовать установлению истины по спорам и надлежащей защите нарушенных или оспариваемых прав хозяйствующих субъектов.
Структура апелляционного хозяйственного суда в определенной мере схожа со структурой ВХСУ, но в то же время имеет отличительные особенности, исходя из различия задач и функций этих судов. Если у ВХСУ основной функцией является рассмотрение хозяйственных споров в кассационном порядке, то у апелляционного суда ведущей функцией выступает проверка правильности решений местных хозяйственных судов по жалобам сторон и представлениям прокурора.
Апелляционный суд состоит из председателя суда, первого, других его заместителей и судей.
Председатель апелляционного суда организует и руководит работой суда, в частности:
1) осуществляет организационное руководство деятельности суда;
2) распределяет обязанности между своими заместителями;
3) образует судебные палаты и вносит на утверждение президиума их персональный состав; организует работу президиума суда и председательсвует на его заседаниях;
4) организует ведение и анализ судебной статистики; обобщение судебной практики;
5) организует повышение квалификации судей и работников аппарата суда;
6) представляет суд в сношениях с другими органами власти; органами местного самоуправления, организациями и гражданами;,.
7) осуществляет и другие полномочия, предусмотренные ст. 28 Закона о судоустройстве.
Следовательно, председатель апелляционного суда — это организующий центр всего коллектива и несущий ответственность за слаженную работу его звеньев. Председатель суда назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности из числа судей Президентом Украины по представлению председателя ВХСУ на основании рекомендаций Совета судей. Допускается повторное назначение.
У председателя суда имеются заместители. Число их зависит от объема работы суда и количества судей. Основным предназначением заместителей является руководство работой соответствующих палат. Из числа судей палат формируются коллегии для рассмотрения апелляционных жалоб. Заместители могут председательствовать в их заседаниях или назначать для этого одного из судей. Первый заместитель председателя в период' отсутствия последнего исполняет его функции.
Заместители председателя суда назначаются на должность из числа судей сроком на пять лет Президентом Украины в таком же порядке, как и председатель суда. Так же они и освобождаются от должности.
В апелляционном суде создается президиум в составе председателя суда, его заместителей и некоторых судей, избираемых общим собранием судей суда путем тайного голосования. Компетенция президиума апелляционного суда аналогична полномочиям президиума ВХСУ:
— он рассматривает вопросы организации деятельности суда, судебных палат, аппарата суда;
утверждает персональный состав судебных палат;
— рассматривает материалы обобщений судебной практики и статистики;
— заслушивает информацию председателей местных судов об организации их деятельности, оказывает им методическую помощь; рассматривает вопросы работы с кадрами и повышения их квалификации.
Таким образом, президиум апелляционного суда является важным организующим и контролирующим органом.
Судьи апелляционных судов пользуются всеми правами, которые закреплены за судьями вообще согласно Конституции, о чем сказано выше.' Цензовые требования к ним такие же, как к судьям местных судов, т.е. возраст не моложе 25 лет, высшее юридическое образование, стаж правовой работы не менее трех лет, проживание на Украине не менее десяти лет и знание украинского языка. Конечно, эти требования при отборе кандидатов на должность судьи апелляционного суда могут быть более высокими в отношении стажа практической работы, поскольку апелляционный суд призван проверять правильность решений местных хозяйственных судов. Поэтому уровень знаний и опыт работы у них должен быть выше, чем у судей местных судов. Только в этом случае их решения будут более убедительными как для сторон, так и для местных судов.
В апелляционном суде, так же как и ВХСУ, имеется свой организационно-технический аппарат в виде различных служб — организационный отдел, отдел кадров, бухгалтерия и др. Их работой руководят соответствующие заместители председателя суда.