Структура и компетенция местного хозяйственного суда

Структура местных хозяйственных судов, т.е. судов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, в связи с принятием Закона «О судо­устройстве Украины» по существу не изменилась.

Местные хозяйственные суды являются судами пер­вой инстанции, т.е. органами по первоначальному рас­смотрению хозяйственных споров. Кроме того, они мо­гут пересматривать дела по вновь выявленным обстоя­тельствам.

Ранее, до Законов от 21 июня 2001 г., председателям местных судов и их заместителям принадлежало право проверять правильность решений в порядке надзора, вы­несенных судьями данного суда. Теперь они этого права лишены. Первичная проверка правильности решений судей местных хозяйственных судов принадлежит апел­ляционным судам. Безусловно, такое решение вопроса является более удачным по сравнению с ранее суще­ствовавшим, поскольку он предупреждает возможное влияние коллег по работе при проверке правильности решений. Тем более что апелляционная форма провер­ки правильности решений несравненно более демокра­тична по сравнению с ранее существовавшей, давая ши­рокие возможности сторонам отстаивать свои права, до-





биваться пересмотра ошибочного решения (подробно об этом ниже).

Количество судей в каждом суде определяется Пре­зидентом Украины. Оно установлено Указом от 11 июля 2001 г. № 511/2001. Число судей в разных судах неоди­наково, оно зависит от количества споров, поступающих на разрешение соответствующего суда. Больше всего су­дей в Хозяйственном суде г. Киева — 42, меньше всего в Хозяйственном суде г. Севастополя — 11. В осталь­ных судах количество судей колеблется между этими двумя показателями.

Работу каждого местного хозяйственного суда воз­главляет председатель суда, у которого имеются замес­тители, в том числе первый. Председатель суда распре­деляет обязанности между своими заместителями и су­дьями, утверждает структуру, штатное расписание и смету расходов, издает приказы и иные акты, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, принимает к ним меры поощрения и взыс­кания.

Председатель суда вправе принять к своему произ­водству любое дело, подсудное суду, и рассмотреть его по существу как судья.

Заместители председателя в соответствии с распреде­лением их обязанностей председателем руководят кол­легиями суда и структурными подразделениями аппа­рата.

В судах, как правило, действуют две специальные кол­легии:

1) по рассмотрению споров о банкротстве;

2) по делам о налогах,.обязательным платежам и сборам.

Эти дела представляют определенную сложность и в то же время имеют важное значение, как для участни­ков споров, так и для государства. Поэтому в состав этих коллегий назначаются наиболее опытные, квалифици­рованные судьи. Специализация судей может осуществ­ляться и по другим делам. Так, в Хозяйственном суде Одесской области имеются такие отделы:

1) по рассмотрению договорных споров и признании недействительными актов и сделок;

по спорам об аренде и пользовании землей;

по спорам о расчетах.


Каждая из этих категорий споров имеет свои особен­ности, и рассмотрение их определенными судьями дает возможность им более глубоко и основательно освоить эти особенности и тем самым более уверенно и грамот­но разрешать соответствующие дела.

Судьи местных хозяйственных судов, как и судьи об­щих судов, избираются Верховной Радой или назнача­ются Президентом. Они должны отвечать требованиям, которые предъявляются к ним ст. 127 Конституции по возрасту, образованию, стажу работы, гражданству, про­живанию на Украине, знанию государственного языка (об этом подробнее сказано выше). Судьи наделены ши­рокими полномочиями при рассмотрении споров. Их тре­бования обязательны не только для участников процес­са, но и не участвующим в деле предприятиям, органи­зациям, должностным лицам и гражданам, к которым они обращены.

Высокий правовой статус судьи местного хозяйствен­ного суда, его конституционные права и в то же время серьезные обязанности дают ему полную возможность надежно и эффективно осуществлять правосудие по хо­зяйственным спорам.

В местных хозяйственных судах, так же как в Выс­шем и апелляционных, действует свой организационно-технический аппарат, в котором имеются такие служ­бы, как отдел кадров, бухгалтерия, организационный, хо­зяйственный и др. Как отмечено выше, Законом «О су­доустройстве Украины» предусмотрена организация службы судебных распорядителей. Они будут действо­вать во всех звеньях системы хозяйственных судов, в том числе местных.

От их четкой работы зависит нормальная деятель­ность всего коллектива суда.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: