Заявления о возбуждении процесса о банкротстве могут подаваться как кредиторами, так и должником. Конечно, в основном это происходит со стороны кредиторов. Должник обращается в суд крайне редко, при наличии определенных обстоятельств (о чем будет сказано ниже).
Заявления подаются и рассматриваются хозяйственным судом по месту нахождения должника.
К заявлению о возбуждении дела Закон предъявляет четкие и строгие требования. В нем прежде всего должны быть указаны наименования суда, все реквизиты сторон, существо спора, как это предусмотрено ст. 54 ХПК. Исключение составляют сведения о принятии мер досудебного урегулирования спора, поскольку и ранее этот порядок на дела данной категории не распространялся (хотя об этом прямо в ХПК не говорилось). А теперь после принятия Закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Украины» от 17 мая 2001 г. № 2415-Ш, которым досудебное урегулирование споров оставлено только в случаях, предусмотренных законом (а по делам о банкротстве это не установлено), он тем более не должен применяться.
|
|
Вместо цены иска, суммы договора по договорным делам в заявлении кредитора о банкротстве должны быть указаны сумма требований кредитора, срок их исполнения, размер неустойки (штрафа, пени), обстоятельства, подтверждающие неплатежеспособность должника, реквизиты расчетного документа о списании средств с банковского или корреспондентского счета должника и дата принятия его учреждением банка должника к исполнению; идентификационный номер (код) кредитора, который свидетельствует о нем как плательщике налогов и сборов.
Если заявление о банкротстве подается должником, то оно, кроме указанных сведений должно содержать сумму требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; размер задолженности по налогам и сборам; сумма за-
долженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, по выплате заработной платы и выходному пособию работникам должника, по уплате авторского вознаграждения; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе денежных сумм и дебиторской задолженности; наименование учреждений банков, обслуживающих должника.
Весь этот комплекс сведений, который должен быть указан в заявлении кредитора или должника, поможет судье при принятии заявления вникнуть в суть взаимоотношений сторон и предварительно оценить возможности восстановления платежеспособности должника или признание его банкротом.
При наличии у кредитора нескольких требований к должнику он вправе их объединить в одном заявлении. В случае обращения к должнику нескольких кредиторов они могут объединить свои требования, обратившись в суд с одним заявлением, подписываемым всеми кредиторами.
|
|
Кредитор (кредиторы) к заявлению должен представлять доказательства обоснованности своих требований, подтвердить, что сумма их превышает триста минимальных размеров заработной платы; что истек трехмесячный срок их уплаты; что стоимость предмета залога является недостаточной для полного удовлетворения требований.
Если в качестве заявителей — кредиторов выступают органы налоговой службы или другие государственные органы, осуществляющие контроль за правильностью и своевременностью уплаты налогов и сборов, то они обязаны представлять доказательства принятия мер получения задолженности в установленном порядке.
Кредитор при возбуждении дела направляет должнику копии документов, прилагаемых к заявлению. Это должно подтверждаться почтовой квитанцией о высылке документов заказным или ценным письмом или распиской должностного лица получателя при вручении их через нарочного. К заявлению должно также прилагаться доказательство об уплате госпошлины.
Должник, обращаясь в суд с заявлением о своем банкротстве, обязан приложить к нему решение собственника имущества должника или органа, уполномоченных управлять им, об обращении в суд; бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату; протокол общего собрания работников, на котором избран их представитель для участия в процессе во время рассмотрения дела; перечень и
полное описание заложенного имущества; документы, подтверждающие свою неплатежеспособность.
Подавая заявление, должник одновременно обязан представить план санации. Заявление должника, так же как и кредитора, подлежит оплате госпошлиной. Копии заявления и прилагаемых к нему документов должник обязан направить известным ему на момент возбуждения дела кредиторам.
Принимая заявления о возбуждении дела, судья внимательно проверяет, все ли требования Закона выполнены при составлении заявления и обращении в суд. Если допущены нарушения, то судья или отказывает в принятии заявления или возвращает его без рассмотрения.
В принятии заявления отказывается тогда, когда:
1) должник не включен в Единый государственный реестр предприятий и организаций или в Реестр субъектов предпринимательской деятельности;
2) должник ликвидирован без правопреемства;
3) в отношении того же должника возбуждено другое дело о банкротстве;
4) сумма требований кредиторов меньше трехсот минимальных заработных плат (если иное не предусмотрено Законом по отдельным категориям дел);
5) требования кредиторов полностью обеспечены залогом.
Таким образом, в принятии заявления отказывается тогда, когда у заявителя нет права на возбуждение производства по делу или, иначе говоря, нет права на иск в процессуальном смысле.
Возврат заявления без рассмотрения имеет место в тех случаях, когда у заявителя есть право на обращение в суд, но делает он это с нарушением, можно сказать, технических правил оформления заявления. Это те же основания, которые указаны в ст. 63 ХПК, за исключением представления доказательств выполнения досудебного порядка урегулирования спора. В то же время дополнительным основанием является то, что не прошло трех месяцев после наступления срока выполнения обязательства должником.
В отличие от отказа в принятии заявления, когда повторное обращение в суд невозможно, при возврате заявления можно снова обратиться в суд, устранив те недостатки, из-за которых заявление не принято к рассмотрению. Отказ в принятии заявления или возврат
материалов без рассмотрения судья оформляет определением, направляя его заявителю вместе с возвращаемыми материалами.
|
|
Если заявление оформлено правильно, судья выносит определение о возбуждении дела, направляя его сторонам и Агентству по делам о банкротстве. Кроме самого факта о возбуждении дела, в определении указывается о введении процедуры распоряжения имуществом должника; о назначении распорядителя имуществом; дата проведения предварительного заседания суда; о введении моратория на удовлетворения требований кредиторов, сроки исполнения которых наступили до подачи заявления о банкротстве. Но мораторий не может распространяться на требования по выплате заработной платы, алиментов, возмещения вреда, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения.
Возбуждая дело, суд может принять меры по обеспечению требований кредиторов как с помощью средств указанных в ст. 67 ХПК (обеспечение иска), так и дополнительных, связанных с распоряжением должника своим имуществом и заключением договоров' без согласования с распорядителем имущества.
Таким образом, определение суда о возбуждении дела означает не только начало процесса, но и предусматривает ряд важных действий и мер, направленных на оперативное и правильное рассмотрение дела, на должную защиту прав сторон.
Вторым важным актом, принимаемым судом, является вынесение определения подготовительного заседания, которое должно быть проведено не позднее как на тридцатый день после принятия заявления к рассмотрению. До проведения подготовительного заседания должник обязан представить суду и заявителю отзыв на заявление, в котором обосновать свою позицию по требованию кредитора, указать общую сумму задолженности, сведения о своем имуществе, в том числе о денежных средствах, находящихся в учреждениях банков. Подготовительное заседание проводится с участием сторон. В определении подготовительного заседания суд прежде всего обязывает заявителе в десятидневный срок опубликовать в официальном печатном органе — «Голос Украины» или «Урядовый курьер» объявление о возбуждении дела о банкротстве с указанием реквизитов должника, наименование, адреса суда, номера дела и сведения о распорядителе
|
|
имущества. Это делается для того, чтобы выявить всех кредиторов должника, которые в течение месяца после публикации могут включиться в процесс в установленном порядке. Кроме того, это направлено также на то, чтобы выявить и лиц, которые проявят желание принять участие в санации должника.
По результатам рассмотрения дела в подготовительном заседании суд в своем определении устанавливает размер требований кредиторов, обратившихся в суд о возбуждении дела; дату составления распорядителем имущества реестра требований кредиторов; дату предварительного заседания суда; время первого собрания кредиторов; число заседания суда, на котором будет решаться вопрос о санации должника или признании его банкротом и открытии ликвидационной процедуры. Это заседание должно состояться не позже шести месяцев после подготовительного заседания.
Таким образом, определение подготовительного заседания — это своеобразная программа действий суда и других участников процесса по проведению основных процедур, направленных на рассмотрение дела по существу. В обеспечении этой задачи важная роль принадлежит распорядителю имущества должника, который, как отмечено выше, должен назначаться уже при возбуждении дела, а при невозможности — в подготовительном заседании. Распорядитель имущества наделяется широкими полномочиями и в то же время к нему предъявляются серьезные требования. Он не должен быть заинтересованным лицом в отношении кредиторов или должника. Не может быть распорядителем имущества и лицо, имеющее судимость за корыстные преступления. Распорядитель имущества назначается на срок не более шести месяцев. Но срок этот может быть продлен или сокращен судом по просьбе комитета кредиторов, самого распорядителя или собственника (органа управления имуществом) должника.
Распорядитель имущества имеет право созывать собрания кредиторов и принимать в них участие с правом совещательного голоса. То есть он должен организовывать и направлять действия кредиторов по защите их прав.
С этим тесно связаны действия распорядителя по анализу финансового положения должника. Исходя из результатов анализа, он может рекомендовать кредиторам меры по оздоровлению финансового положения должника.
К его обязанностям относится и ведение реестра (перечня) требований кредиторов, утверждаемая судом, и в пределах которого суд рассматривает дело.
Если в ходе процесса кредиторы предъявляют определенные претензии должнику, то они должны рассматриваться должником вместе с распорядителем, который обязан информировать кредиторов о результатах рассмотрения.
Распорядитель должен принимать меры по защите имущества должника, т.е. не допускать его уменьшение как по инициативе самого должника, так и третьих лиц. Он контролирует деятельность руководителя по совершению важнейших хозяйственных операций. Так, без его согласия не может передаваться имущество должника в аренду, получение и выдача займа (кредита) и т.д.
В то же время распорядитель имущества не вправе вмешиваться в оперативную хозяйственную деятельность должника за исключением случаев, предусмотренных Законом. По определению суда полномочия руководителя должника могут временно возлагаться на распорядителя имущества до назначения нового руководителя в тех случаях, когда руководитель должника не принимает меры по сохранению имущества должника, чинит препятствия действиям распорядителя имущества, допускает нарушения законодательства.
Таким образом, распорядитель имущества обязан в процессе своей деятельности беспристрастно блюсти интересы кредиторов и должника в целях обеспечения правильного разрешения дела с восстановлением платежеспособности должника или признания его банкротом.
Не позднее трех месяцев после проведения подготовительного заседания суд должен провести предварительное заседание. О времени заседания своевременно извещаются стороны и другие участники процесса. Основной задачей этого заседания является четкое определение предмета рассмотрения путем легитимации реестра требований кредиторов. В реестр включаются как требования кредиторов, не оспариваемые должником, так и не признаваемые им, но которые суд сочтет подлежащим рассмотрению.
После предварительного заседания начинается активная деятельность комитета кредиторов. Первое собрание
кредиторов должно состояться не позднее десяти дней после предварительного заседания. В собрании могут принимать участие все кредиторы, а также должник, представитель трудового коллектива и распорядитель имущества с правом совещательного голоса. На собрании каждый кредитор имеет количество голосов, пропорциональное сумме его требований, включенных в реестр судом.
Собрание кредиторов наделено важнейшими полномочиями, оно избирает комитет кредиторов в составе не более семи человек и определяет его полномочия. Может досрочно прекратить полномочия комитета или отдельных его членов.
Комитет выбирает председателя комитета, созывает собрания кредиторов, проводит подготовку к составлению мирового соглашения с должником, вносит предложения суду об открытии санации, о сокращении срока процедуры распоряжения имуществом или санации должника, о признании должника банкротом и начале ликвидационной процедуры, о прекращении полномочий арбитражного управляющего и назначении нового (в том числе распорядителя имущества, управляющего санацией и ликвидатора).
Следовательно, комитет кредиторов — это не пассивная сторона в процессе, а активный участник его, с которым обязаны считаться как суд, так и арбитражный управляющий.
§ 4. Санация должника и мировое соглашение сторон
Слово «санация» происходит от латинского термина Sanatio, что означает оздоровление, лечение. Применительно к рассматриваемым отношениям это означает восстановление платежеспособности должника путем принятия соответствующих мер.
Если суд на основании поступивших заявлений от санаторов усмотрит, что есть возможность восстановить платежеспособность должника, он в ходе рассмотрения дела по ходатайству Комитета кредиторов в срок не позднее шести месяцев после подготовительного заседания выносит определение о проведении санации.
Она осуществляется управляющим санацией, который может быть назначен судом, как распорядитель иму-
щества, так и другое лицо, соответствующее требованиям арбитражного управляющего.
Санация вводится на срок не более двенадцати месяцев. Но по ходатайству комитета кредиторов, управляющего санацией или инвесторов этот срок может быть продлен еще до шести месяцев или наоборот — сокращен.
С введением санации прекращаются полномочия руководителя или иного органа управления должника. В общем порядке управление должником переходит к управляющему санацией. В течение трех дней ему должны быть переданы бухгалтерские и другие документы должника, печать и штампы, материальные и иные ценности.
Основными правами и обязанностями управляющего санацией являются:
1) самостоятельное распоряжение имуществом должника в пределах, установленных Законом;
2) заключение от имени должника мирового соглашения и других гражданско-правовых и хозяйственных договоров;
3) открытие специального счета для осуществления санации и расчетов с кредиторами;
4) принятие мер по взысканию дебиторской задолженности перед должником;
5) разработка в течение трех месяцев плана санации с представлением его на одобрение комитету кредиторов.
План санации должен предусмотреть меры по восстановлению платежеспособности должника. Такими мерами могут быть реструктуризация предприятия; перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных, производств; отсрочка или рассрочка платежей или списание части долгов; ликвидация дебиторской задолженности и другие возможные способы восстановления платежеспособности должника. В частности, путем продажи, имущества должника как целого имущественного комплекса, если речь идет о должнике негосударственной формы собственности. Это осуществляется, как правило, на открытых торгах в форме аукциона или конкурса. Организатором торгов выступает управляющий санацией. Суммы, вырученные от продажи, идут на погашение требований кредиторов, а остаток передается должнику.
Санация может проводиться и путем продажи части имущества, в том числе государственного предприятия, на открытых торгах.
Санация может иметь место и в форме обязательства инвестора о погашении долга (части долга) должника, в частности, путем перевода долга (части долга) на него и ответственности за невыполнение взятых обязательств.
За пятнадцать дней до окончания санации управляющий санацией обязан представить собранию кредиторов письменный отчет. В нем должны быть отражены имущественное положение должника на день отчета, сведения о наличии у него денежных средств, о дебиторской задолженности и иные данные о возможности погашения кредиторской,
1) о выполнении плана санации, окончании процедуры ее и восстановлении платежеспособности должника;
2) об обращении к суду с ходатайством о продлении срока санации;
3) об обращении к суду с просьбой о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры;
4) о составлении мирового соглашения.
Таким образом, по результатам санации собрание кредиторов может высказать веское мнение о ходе дальнейшего движения процесса. И суд обязан внимательно рассмотреть в заседании отчет управляющего санацией и высказанное по нему мнение кредиторов. Поэтому суду наряду с отчетом управляющего санацией представляется протокол собрания кредиторов.
По результатам рассмотрения этих документов с участием сторон и других участников процесса суд выносит определение об утверждении или не утверждении отчета управляющего санацией.
В зависимости от этого решить:
1) о прекращении дела о банкротстве в связи с санацией;
2) о продолжении санации;
3) о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры;
4) об утверждении мирового соглашения.
Мировое соглашение сторон тоже является средством
восстановления платежеспособности должника. Оно может быть достигнуто путем взаимного компромисса сторон и прежде всего определенных уступок со стороны
кредиторов в виде прощения части долга, отсрочки или рассрочки платежей по долгам.
Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса. От имени кредиторов решение о его заключении принимает комитет кредиторов, ее подписывает председатель комитета. От имени должника вопрос решает руководитель его, а когда управление осуществляется арбитражным управляющим (управляющим санацией, ликвидатором), то им.
В мировом соглашении должны быть определены размер, порядок, сроки выполнения обязательств должником, время отсрочки или рассрочки, списанные суммы долгов полностью или частично в отношении всех или конкретных кредиторов. Может быть предусмотрено также выполнение обязательств должника третьими лицами (с их согласия) или обмен требований кредиторов на акции должника.
Мировое соглашение приобретает силу после утверждения его судом. После утверждения мирового соглашения прекращаются полномочия арбитражного управляющего, а само дело подлежит прекращению производством.
Суд может расторгнуть мировое соглашение, если должник не выполняет его условий в отношении не менее чем третьей части требований кредиторов или совершает действия, причиняющие убытки кредиторам. При этом суд может расторгнуть соглашение в отношении определенных кредиторов, оставив его в силе в отношении остальных. В таком случае производство возобновляется только в части тех кредиторов, в отношении которых соглашение расторгнуто.
§ 5. Процедура по ликвидации должника
В тех случаях, когда санация должника не состоялась или стороны не пришли к мировому соглашению, суд выносит постановление о признании должника банкротом и о начале ликвидационной процедуры. Срок ее не должен превышать двенадцати месяцев, но он может быть продлен еще на шесть месяцев.
Этот и так довольно длительный срок на практике иногда затягивается на многие годы. Так, на заседании коллегии Одесского арбитражного суда по итогам рабо-
ты 2000 г. указывалось, что рассмотрение некоторых дел о банкротстве тянется еще с 1996 г.1
Понятно, что волокита по делам о банкротстве ущемляет интересы сторон, прежде всего кредиторов, а также и государства.
Чтобы предотвратить такое ненормальное явление, суд должен организовывать четкое проведение всех процедур по ликвидации должника и строго контролировать действия арбитражного управляющего — ликвидатора, который в основном и осуществляет ликвидационную процедуру. В том же упомянутом сообщении о работе Одесского арбитражного суда указывалось, что «... судьи, назначая арбитражных управляющих, не контролируют процесс восстановления платежеспособности предприятий и проведение торгов, закрывая глаза на внесудебную, тайную распродажу имущества ликвидируемых предприятий».
Принимая постановление о банкротстве должника и об открытии ликвидационнрй процедуры, суд в то же время назначает ликвидатора, которым может быть лицо, ранее осуществлявшее полномочия распорядителя имущества должника или руководителя санации, а может быть и новое лицо. Одновременно назначаются члены ликвидационной комиссии. Если банкротом признается государственное предприятие или предприятие, в уставном фонде которого доля государства составляет более двадцати пяти процентов, то 9 состав комиссии наряду с представителями кредиторов входят также представители Агентства по делам банкротства, финансового органа, Антимонопольного комитета, местного органа самоуправления (при признании банкротом его предприятия), а при необходимости — также представитель государственного органа по надзору за страховой деятельностью.
Такой широкий состав комиссии направлен на обеспечение объективности ее деятельности и соблюдение интересов сторон и государства.
В течение пяти дней после принятия постановления о банкротстве ликвидатор должен опубликовать в официальных печатных изданиях сообщение о признании должника банкротом и открытии ликвидационной процедуры. В сообщении указывается наименование и
1 См.: Проблемы и перспективы арбитража //Одесские известия.— 20 февраля.— 2001 г.
реквизиты должника-банкрота, а также наименование хозяйственного суда, принявшего постановление, дата этого постановления, сведения о ликвидаторе.
После признания должника банкротом прекращаются полномочия органов управления банкрота по управлению имуществом (если это не было сделано ранее), руководитель банкрота освобождается с работы; прекращаются полномочия и собственников имущества банкрота (опять-таки если это не было сделано ранее).
Полномочия по управлению и распоряжению имуществом должника переходят к ликвидатору. Он проводит инвентаризацию и оценку имущества, анализирует финансовое положение банкрота, предъявляет третьим лицам требования о возвращении дебиторской задолженности, извещает работников банкрота об увольнении и осуществляет ее и т.д.
Ликвидатор формирует ликвидационную массу, в состав которой входят все виды имущественных активов банкрота за исключением государственного имущественного фонда, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, а также личных вещей должника.
Имущество, на которое обращается взыскание, оценивается ликвидатором в установленном порядке с привлечением в необходимых случаях специалистов. После этого начинается осуществление продажи имущества. Порядок и формы продажи должны быть согласованы с комитетом кредиторов.
О распродаже имущества ликвидатор извещает в средствах массовой информации с сообщением о предмете продажи, сроках, месте, условиях ее. Обычно распродажа проводится на аукционе или по конкурсу, если поступает два и более предложений о покупке. Продажа имущества оформляется договорами купли-продажи, которые заключаются между ликвидатором и покупателями.
Не реже одного раза в месяц ликвидатор обязан информировать комитет кредиторов о проводимой ликвидационной процедуре, а также об имущественном и финансовом положении должника. По требованию суда, Агентства по делам о банкротстве он обязан и их информировать о своих действиях по ликвидационной процедуре.
Деньги, вырученные от продажи имущества банкрота, направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке очередности, установленной ст. 31 Закона, а именно:
1) в первую очередь удовлетворяются требования, обеспеченные залогом, а также выплаты выходного пособия уволенным работникам банкрота, расходы по ведению дела о банкротстве и работе ликвидационной комиссии;
2) ко второй очереди относятся платежи по обязательствам банкрота перед работниками предприятия, обязательств по возмещению вреда жизни и здоровья граждан, а также требования граждан — вкладчиков доверительных товариществ;
3) в третью очередь удовлетворяются требования в части уплаты налогов и сборов;
4) в четвертую — идет погашение требований кредиторов, не обеспеченных залогов;
5) в пятую — возвращаются взносы членов трудового коллектива в уставной фонд предприятия;
6) в шестую — удовлетворяются все остальные требования.
Требования кредиторов последующей спереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности денег для полного удовлетворения требований одной очереди, они удовлетворяются пропорционально от суммы требований каждого кредитора.
Требования, не удовлетворенные ввиду недостаточности имущества, считаются погашенными.
Если в ходе ликвидационной процедуры удовлетворены все требования кредиторов и у должника осталось достаточное количество имущества для продолжения производственной деятельности, суд выносит определение о том, что банкрот не имеет долгов и может продолжать свою деятельность.
Если по результатам ликвидационной процедуры у банкрота не осталось имущества, суд выносит определение о ликвидации юридического лица — банкрота. Копия определения направляется органу, который осуществлял государственную регистрацию этого лица, а также органам государственной статистики, собственнику (органу, уполномоченному управлять имуществом), органам государственной налоговой службы по местонахождения банкрота.
По окончании ликвидационной процедуры ликвидатор представляет суду отчет и ликвидационный баланс, отражая в них все операции, которые были проведены в ходе реализации имущества банкрота. Суд, заслушав от-
чет и объяснения членов комитета кредиторов, выносит определение об утверждении отчета и ликвидационного баланса, а также о прекращении производства по делу о банкротстве.
Ликвидатор сообщает Агентству по делам о банкротстве о завершении ликвидационной процедуры.