Закономерности развития науки

Основное содержание развития науки составляет рост знаний. На каждом историческом этапе наука располагает определенными уже установленными данными; в результате эмпирических и теоретических исследований получает новые знания; а на следующем этапе углубляет и дополняет эти знания. В результате «здание науки» растет, как строящийся дом, «этаж» за «этажом». Философские концепции, которые рассматривают развитие науки как накопление знаний, добавление нового к уже имеющемуся, относительно равномерный рост, называются кумулятивистскими (от термина «кумуляция» – «накопление»).

В первом приближении кумулятивистская модель описывает основную линию развития науки. Но реальная история науки не сводится только к добавлению новых пластов знания к уже имеющимся, это значительно более сложный процесс. С точки зрения кумулятивистской модели трудно объяснить, например, почему наука развивается неравномерно, т.е. в какие-то периоды растет очень быстро, а в какие-то – переживает застой и даже утрачивает некоторые уже достигнутые результаты. Поэтому в современной философии науки разрабатываются некумулятивные модели ее динамики. Они базируются на положении: накопление, увеличение, рост – лишь аспект или стадия развития науки.

Первую некумулятивную модель развития науки предложил в 60-х гг. ХХ в. Томас Кун. По Т. Куну, в развитии любой науки можно выделить следующие периоды:

1) допарадигмальный, в котором накапливаются первоначальные разрозненные сведения об объекте исследования;

2) достигается консенсус ученых, т.е. некоторые выработанные на первом этапе идеи становятся общепризнанными. В результате формируется парадигма – совокупность базовых объяснительных принципов, с которыми все согласны, и методов исследования, которыми все пользуются. С оформлением парадигмы возникает и научное сообщество: определяется группа профессионалов, которые объединены приверженностью базовым идеям;

3) идет развитие на основе парадигмы – ставятся опыты, накапливаются факты, разрабатываются конкретные теории. Это период нормальной науки. Можно даже сказать, что на этой стадии она развивается кумулятивно и растет очень быстро: поскольку базовые представления установлены, ученые о них уже не спорят и активно работают дальше, изучая конкретные проблемы;

4) рано или поздно в этих исследованиях обнаруживаются аномальные факты – эмпирические и теоретические данные, которые не укладываются в парадигму и не находят объяснения на ее основе. По мере их накопления появляются сомнения в положениях парадигмы, начинается ее критика и поиск возможных альтернативных вариантов;

5) новая парадигма утверждается и вытесняет старую, т.е. происходит научная революция. В перспективе с новой парадигмой произойдет то же самое, что и со старой: она послужит основой для следующего витка «нормальной науки».

Ключевая идея некумулятивного подхода состоит именно в том, что в истории науки чередуются периоды ее кумулятивного роста и научные революции – «перерывы постепенности», в которых система научных представлений о мире и облик науки существенно изменяются.

Научные революции могут быть локальными, т.е. происходить в рамках конкретной дисциплины, группы дисциплин, отдельной предметной области, или глобальными, затрагивающими весь комплекс научного знания.

Глобальные научные революции делят историю науки в целом на несколько периодов.

На рубеже XVI – XVII вв. произошла первая глобальная научная революция. Ее основным содержанием было возникновение специализированной научной методологии: был теоретически обоснован и начал активно использоваться эксперимент, разработаны методы индуктивного обобщения эмпирических данных. В этот период произошло также организационное изменение науки: в ряде стран возникли научные общества, которые начали заниматься планированием и организацией научных исследований. Самым знаменитым из таких объединения было возникшее в 1660 г. Лондонское королевское общество. Также в XVII в. начали издаваться сборники научных трудов и первые научные журналы.

С первой глобальной научной революции начинается классический период в развитии науки. Для него характерны ориентация на достижение максимальной точности и доказательности, направленность на установление динамических закономерностей, использование эмпирических обоснований и индуктивных стратегий познания, преимущественное развитие естественных наук.

Вторая глобальная научная революция произошла на рубеже ХIХ – ХХ вв. В ходе этой революции поменялись и базовые представления о реальности, и ключевые методы, и стиль научного мышления в целом.

Основу перехода к следующему этапу развития науки составили следующие открытия и связанные с ними новые идеи:

1. Делимость атома, сложность его строения. В 1896 г. было обнаружено явление радиоактивности (Беккерель). В 1897 г. Дж.Томсон открыл первую элементарную частицу – электрон. В 1911 г. Э.Резерфорд обнаружил существование в атомах ядер. Он предложил планетарную модель атома, а в 1913 г. Н. Бор на основе модели Резерфорда построил уточненную модель, в которой предполагается, что электроны вращаются вокруг ядра. Итак, атом отныне представлялся не основным «кирпичиком» реальности, а системой заряженных частиц.

2. А. Эйнштейном в 1905 г. в работе «К электродинамике движущихся сред» была в основном сформулирована специальная теория относительности; математический аппарат теории был развит Г. Минковским в 1908 г. Теория показала, в частности, относительность основных механических свойств тел и опровергла субстанциальное представление об абсолютном пространстве и времени.

3. Дж. Максвелл в 60-е гг. ХIХ в. создал теорию электромагнитного поля и предсказал существование электромагнитных волн, которые были получены лабораторно Г. Герцем. К началу ХХ в. утвердилось представление о поле как особом виде материи, принципиально отличном от вещества, и появилась гипотеза о возможной полевой природе реальности вообще.

В результате научной революции на рубеже ХIХ – ХХ в. произошел переход от классической к неклассической науке. Неклассическую науку отличают:

1) разрыв с обыденным мышлением, в том числе отказ от обязательного требования наглядности научного понимания объектов. В частности, наглядно вообразить поведение микрочастиц невозможно;

2) распространение вероятностного стиля научного мышления. Для классической науки характерно убеждение, что в каждом случае существует единственная правильная теория. Неклассическая наука имеет дело с более сложными объектами, и чаще допускает, что различные теоретические представления объекта не исключают, а дополняют друг друга;

3) формирование системного подхода, состоящего в рассмотрении объекта исследования как единства взаимосвязанных элементов;

4) отказ от чисто эмпирических и индуктивистских исследовательских программ и развитие теоретических и математических методов.

В последней трети ХХ в. обращает на себя внимание проявление тенденций в развитии научного комплекса, существенно новых уже по сравнению с обликом неклассической науки. Это прежде всего:

· появление синергетики – естественнонаучной теории, которая рассматривает мир в целом как сложную саморазвивающуюся систему;

· связанное с синергетикой формирование представления о мире как в своей основе нестабильном, неустойчивом, хаосогенном, неравновесном;

· возрастающая потребность в комплексных и междисциплинарных исследованиях, обусловленная сложностью и многоплановостью объектов, находящихся в поле рассмотрения современной науки;

· смена научного лидерства: если на классическом и даже на неклассическом этапах «наукой № 1» была физика, то в настоящее время растущее значение приобретают технологические и биотехнологические дисциплины;

· ценностная переориентация науки: проявление этических ориентиров и ограничений развития науки, формирование социальной ответственности науки.

В совокупности перечисленные изменения настолько существенны, что это дает основание говорить о следующей глобальной научной революции, начавшейся в конце ХХ в. В этой революции происходит переход от неклассической к постнеклассической науке.

Вопросы для самопроверки.

1.​ Что такое «кумулятивный рост»?

2.​ Какие термины являются ключевыми для некумулятивной модели развития науки?

3.​ В чем состоит циклический характер развития науки с точки зрения некумулятивной модели?

4.​ Выделите основные стадии развития науки и укажите их временные рамки.

5.​ В чем различие между понятиями «научная революция» и «научно-техническая революция»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: