Функции налогов. В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи две функции: фискальная и регулирующая

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налогам присущи две функции: фискальная и регулирующая

1. Фискальная функция (фиск — государственная казна) про­является в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения общенациональных потребно­стей. Эта функция — исходная и основная, характерна для всех государств на различных этапах развития. Фискальная функция дает возмож­ность перераспределения части стоимости национального дохода (НД) в пользу оп­ределенных групп общества.

Через фискальную функцию государство обеспечивает:

1) достижение баланса между доходами и расходами бюджета государства;

2) равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы;

3) установление высокого уровня социальной инфраструкту­ры в государстве и в каждом отдельном регионе;

4) выполнение всех экономических, политических и социаль­ных задач.

Значение фискальной функции с развитием рыночных отно­шений возрастает. Для XX столетия было характерно беспредель­ное увеличение налоговых поступлений государства. Рост объема производства, развитие научно-технической революции создали реальные воз­можности увеличения национального дохода, а следовательно, и финансовых ресурсов государства, главным образом за счет нало­говых поступлений. Одновременно деятельность государства рас­ширилась, и потребность в средствах возросла.

Каждое десятилетие налоговые поступления возрастали в 1,5 и более раз, с учетом обесценивания валют. Шел процесс увели­чения доли налоговых доходов в НД. Накануне второй мировой войны эта доля составила 20—25%, а в первой половине 70-х го­дов достигла 34% в Японии и 47% во Франции. Увеличение налогов является ответной реакцией государства на необходимость финансировать экономические процессы в связи с усложнением производства, возникновением новых социаль­но-экономических проблем.

В середине 80-х годов налоговые поступления замедлили свой рост. Объяснялось это рядом причин: рост налогов достиг такого уровня, что вызвал в странах увеличение издержек произ­водства и удорожание товара, что стало сдерживать темпы эко­номического роста. Чрезмерное обложение населения вызвало ухудшение материального положения определенных социальных групп. Ныне, несмотря на определенное сокращение налоговых поступлений, их доля в новой стоимости сохраняется высокой.

Фискальная функция налогов создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Следовательно, она в значительной степени обуслав­ливает регулирующую функцию.

2. Регулирующая функция означает, что налоги оказывают влияние на производство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоги оказывают влияние на основные факторы общественного производства: труд и капитал.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

1) регулирование спроса и предложения;

2) стимулирование сбережений граждан;

3) выравнивание доходов отдельных социальных групп;

4) развитие малого и среднего бизнеса, а также индивидуаль­ной предпринимательской инициативы;

5) регулирование экспортно-импортной деятельности;

6) стимулирование научно-технического прогресса.

Конечная цель налогового регулирования — обеспечение не­прерывных инвестиционных процессов, рост финансовых резуль­татов и в конечном счете увеличение общенационального фонда денежных средств.

Например, выраженную распределительную функцию выполняют социальные платежи. За счет их формируются пенсионный, фонды соцстрахования, обязательного медицинского страхования. Средства пенсионного фонда используются на выплату пенсий по старости, по потере кормильца и др.

В налоговом регулировании имеется три подфункции:

- стимулирующая;

- дестимулирующая;

- воспроизводственного назначения.

Стимулирующая реализуется через систему льгот, исключений и преференций. Она направлена на развитие определенных социально-экономических процессов.

Дестимулирующая означает, что путем сознательного увеличения налогового бремени тормозится развитие определенных социально-экономических процессов (таможенные пошлины на импортные автомобили -защищают внутренний рынок).

Подфункция воспроизводственного назначения, реализуется через платежи за пользование природными ресурсами (земельный, водный налоги, платежи за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых и др.).

Также некоторыми экономистами выделяется контрольная функция налогов, но другие экономисты считают, что регулирующая функция налогов предполагает и контроль.

Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены, для привлечения средств, которые в дальнейшем используются на воспроизводство и восстановление эксплуатируемых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: