Государственное Макроэкономическое регулирование. На протяжении всей истории человечества еще не создано общество, в котором не было бы политической власти, т.е. государства. Государство выполняет многочисленные политические, военные, экономические, правовые и другие функции. Все они тесно взаимосвязаны и зависят от уровня развития экономики. Долгое время государство выполняло лишь функции охраны границ, поддержания общественного порядка и сбора налогов. С развитием экономических отношений и, в частности, рынка возникла проблема: достаточна ли подобная роль государства для нормального развития общества?
В рыночной системе, или смешанной экономике, государство не вмешивается в жизнь самостоятельных предприятий, допуская лишь правовое и макроэкономическое регулирование рынка (прежде всего с помощью таких хозяйственных рычагов, как деньги, налоги, бюджет, кредит и т.д.).
Макрорегулирование рыночной экономики осуществляется в интересах общества в целом и предполагает проведение государством активной экономической и социальной политики, главными целями которой являются: экономический рост; полная занятость; экономическая эффективность; экономическая свобода; обеспеченность нетрудоспособных; стабильный уровень цен; баланс во внешних связях.
|
|
Обобщающим показателем «вмешательства» государства в рынок является доля валового национального продукта (ВНП) – общей рыночной стоимости всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране за год, – перераспределенного через госбюджет.
Все многообразие экономических задач, решаемых государством, можно объединить в следующие основные группы:
- перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций;
- перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;
- организация производства общественных товаров и услуг;
- стабилизация экономики;
- защита населения от негативного последствий предпринимательства.
Основными направлениями макроэкономического государственного регулирования являются:
- административно-правовое регулирование;
- управление важнейшими сферами жизни общества;
- государственные программы и государственные заказы;
- финансовая политика;
- кредитно-финансовая политика;
- социальная политика.
Так, административно-правовое регулирование проявляется, прежде всего, в создании государством правовых основ экономики, а именно:
v в установлении в стране прав и форм собственности и правил хозяйственной деятельности;
v в регулировании трудовых отношений и пенсионного порядка (минимальные размеры зарплат и пенсий, пособия по нетрудоспособности и безработице, законы о пенсиях, условиях и охране труда и т.д.);
|
|
v в защите прав потребителей.
По методике осуществления все финансово-регулирующие мероприятия можно разделить на два основных типа:
Ø дискреционные регуляторы. Они для своего проведения в жизнь всякий раз требуют соответствующих решений властей. Именно так (принятием очередного закона или указа) время от времени вводятся дополнительные налоги или изменения уровня минимальных пенсий и минимального месячного размера оплаты труда;
Ø автоматические регуляторы – в необходимый момент действуют самостоятельно благодаря «встроенным стабилизаторам», которые заранее заложены в финансовые документы и срабатывают при определенных условиях. Например, прогрессивная налоговая система автоматически «включает» повышенную ставку налога на доходы, превысившие определенный уровень. Так же может действовать и система индексации доходов, увеличивающая их по мере роста стоимости жизни.
Финансы и денежно-кредитная система. Основной причиной появления финансов послужила потребность государства и субъектов хозяйствования в наличных деньгах и средствах, которые могли бы обеспечивать их деятельность. Основным условием функционирования финансов является наличие товарно-денежных отношений. Финансы появились одновременно с возникновением государства, с расслоением общества на классы.
В докапиталистических государственных системах большую часть своих потребностей государство удовлетворяло при помощи установления разных натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было развито только в армии. На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью.
В XVI- XVII вв. происходит разделение государственной казны и собственности монарха, и в этот период возникает понятие: государственных финансов, государственного бюджета и государственного кредита.
В XX в. стало интенсивно развиваться производство. Происходило образование монополистических объединений - слияние государства с монополиями, расширение функций государств. Государство теперь не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимателям и правопорядок, но и участвовало в процессе производства, распределения и использования общественного продукта: появились новые статьи государственных расходов на охрану окружающей среды, улучшение экономического положения слаборазвитых регионов, оказание помощи развивающимся странам.
В обыденной речи очень часто понятие «финансы» употребляется как синоним понятию «деньги». Как же соотносятся эти два понятия? Чем отличаются финансы от финансовых ресурсов и какова же граница финансов в сфере товарно-денежных отношений?
Финансы от денег отличаются по содержанию и по выполняемым ими функциям. Так деньги являются всеобщим эквивалентом с помощью которого измеряются затраты труда, а финансы представляют собой экономический инструмент распределения и перераспределения внутреннего продукта. Они выражают экономические и денежные отношения. Таким образом, деньги это составная часть финансов, иначе говоря, финансы реализуют свои свойства благодаря деньгам.
Финансы имеют некоторые характерные признаки:
- денежный характер возникающих отношений;
- распределительный характер финансовых отношений;
- финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплением, принимающих форму финансовых ресурсов;
- субъектами финансовых отношений являются предприятия, государство и население;
- финансовые ресурсы используются, как правило, через денежные фонды специального назначения;
- фонды специального назначения позволяют сопоставлять потребности с возможностями и обеспечивают концентрацию ресурсов на конкретных направлениях дальнейшего использования.
Финансовые отношения возникают при наличии финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы начинают образовываться в результате производства товаров, когда создается новая стоимость, и принимают окончательную форму на стадии распределения, когда вновь созданная стоимость реализуется в составе выручки от реализации продукции.
|
|
Таким образом, финансы представляют собой особую форму экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов, а также накопления предприятий и населения, участвующих в производстве и реализации продукции, работ, услуг, создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, для решения экономических и социальных задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Выделяют две группы финансов:
1. Централизованная. Это экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, которые сосредотачиваются (аккумулируются) в государственной бюджетной системе и в правительственных внебюджетных фондах.
2. Децентрализованная. Представляет собой денежные отношения, связанные с кругооборотом денежных фондов предприятий и населения. Основное содержание и сущность финансов проявляется благодаря ряду функций: распределительная, контрольная, регулирующая, стабилизирующая.
Распределительная – благодаря этой функции каждый субъект хозяйствования обеспечивает необходимое финансирование ресурсами в форме денежных фондов целевого назначения.
Контрольная – проявляется через многостороннюю деятельность финансовых органов, работники которых и осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования. Финансовое планирование позволяет определить уровень доходной части и расходной части бюджета.
|
|
Регулирующая – связана с вмешательством государства через финансы, благодаря государственным расходам, налогам, государственному кредиту в процессе производства.
При помощи стабилизирующей функции происходит обеспечение всем хозяйствующим субъектам и населению стабильных условий для экономических и социальных взаимоотношений. Большое значение здесь имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиций для производственной сферы со стороны частных инвесторов. Стабилизация системы финансовых взаимоотношений физических и юридических лиц рассматривается правилом РФ как необходимое условие для формирования системы социальных гарантий. Структурная трансформация экономической системы России, которая началась в конце 80-х гг., привела к глубокому экономическому кризису производства.
В 1997-98 гг. проводилась активная работа по формированию финансового законодательства. В 1998 г. федеральным собранием принята первая часть налогового кодекса, бюджетный кодекс. В сентябре 1997 года – закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и др.
В современных условиях развития экономики в России происходит децентрализация финансовых ресурсов. Крупные средства перераспределяются через автономные социальные фонды – пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, а также через специальные фонды (фонд занятости).
Через финансирование и кредитование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, осуществление социальных мероприятий и налоговую политику, т.е. благодаря финансам государство оказывает влияние на производственный процесс, а в большей степени на расширенное производство. Расширенное воспроизводство представляет собой непрерывное возобновление и увеличение производственных фондов, рост ВВП и его главной части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Использование товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений является его основой. Особое место в воспроизводстве всех составных частей ВВП приносит государственным финансам и финансам предприятий.
Государственные финансы, которые включают в себя, прежде всего, бюджетную систему работают по нескольким направлениям. За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного производства на макроуровне. Ресурсы перераспределяются между отраслями и территориями, что позволяет выравнивать уровни экономического развития отдельных регионов и отраслей. Большое воздействие на финансы предприятий оказывает налоговая политика, виды налогов, их ставки и льготы. Однако, в современных условиях налоговая политика не стимулирует расширенное воспроизводство, вследствие высоких налоговых ставок.
Финансы выступают также важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которых помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.
Таким образом, финансы как форма экономических отношений являются одним из основных и влиятельных элементов экономической системы государства.
Финансовая система государства. Представляет собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Иначе можно сказать, что финансовая система - это система форм, методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий. В финансовой системе можно выделить следующие сферы:
1. Государственные финансы – это часть финансовых ресурсов, которые принадлежат государству и используются для финансирования мероприятий общегосударственного масштаба (государственная бюджетная система, система внебюджетных фондов, система государственного кредита).
2. Территориальные финансы – это часть финансовых ресурсов, которые принадлежат территориям различного уровня: регионам, республикам в составе федераций, областям, городам, районам и т.д. (государственная бюджетная система, система внебюджетных фондов, система государственного кредита).
3. Финансы предприятий, учреждений и предприятий – это часть финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении фирм, компаний, учреждений и организаций (структура финансовых взаимоотношений коммерческих и некоммерческих предприятий и организаций различных форм собственности, система страхования).
4. Финансы домохозяйств. Это часть финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении населения (состоят из оборота финансовых ресурсов населения).
В сфере государственных и территориальных финансов выделяются следующие группы отношений:
· отношения между отдельными звеньями бюджетной сферы;
· отношения между бюджетными и внебюджетными фондами;
· отношения между бюджетной системой и налогоплательщиками.
В сфере хозяйствующих субъектов финансовые отношения можно определить:
· отношения, связанные с формированием первоочередных доходов и целевых фондов внутри хозяйственного назначения (уставный фонд, фонды развития производства, поощрительный и др.);
· отношения, возникающие между предприятиями, если эти отношения носят распределительный характер, они обслуживают обмен (инвестирование средств в ценные бумаги, получение дивидендов, штрафы при нарушении договорных обязательств).
· отношения, возникающие со страховыми организациями в связи с формированием и использованием страховых фондов.