1. По курсу математики (18,29,30) повторите определения основных математических понятий: величина и ее свойства, зависимости между величинами, измерение величин, мера величины. Определите значение формирования этих понятий в математическом развитии дошкольника.
2. Изучите теоретический и методический материал по лекциям и пособиям (1,15,18,30) и подготовьте сообщения по темам:
1). Особенности развития у дошкольников представлений о размерах предметов.
2). Особенности развития у дошкольников представлений о массе предметов.
3). Особенности развития у дошкольников представлений об объемах жидких и сыпучих тел.
3. Выпишите из математических разделов программы «От рождения до школы» для каждой возрастной группы обучающие задачи по теме «Величина» (19).
4. По пособиям (1-14,16,17,20-28) познакомьтесь с технологиями развития величинных представлений у детей дошкольного возраста.
5. По учебнику (30) законспектируйте статью Р. Л. Непомнящей «Значение обучения дошкольников простейшим измерениям»
|
|
6. Изучите дидактические игры по теме «Величина» (см.Приложение 7). Методически обработайте одну из игр, изменив параметр рассматриваемой величины, дополнив цели игры обучающими задачами из других тем математического развития дошкольников и др.
7. Изготовьте демонстрационный комплект картонных полосок «Цветные числа» (размеры даны в сантиметрах):
Белая - 2х2, Розовая - 4х2, Голубая - 6х2, Красная – 8х2, Желтая - 10х2, Фиолетовая - 12х2, Зеленая - 14х2, Бордовая – 16х2, Синяя - 18х2, Оранжевая - 20х2.
8. Составьте подробные конспекты фрагментов занятий «Знакомство с величинами и приемами сравнения величин»:
Младший возраст:
- сравнение предметов по ширине;
- сравнение предметов по высоте.
Средний возраст:
- сравнение предметов по двум признакам протяженности (l 1 > l 2; а 1 < а 2)
- построение сериационного ряда по высоте из 5 предметов.
Старший возраст:
- сравнение предметов по трем признакам протяженности (l 1 < l 2; а 1 > а 2; h1 > h2);
- знакомство с прямой и обратной пропорциональными зависимостями между объемом жидкости (крупы) в сосуде, величиной мерки и числом мерок.
9. Подготовьтесь к проведению деловой игры: «Фрагмент занятия в ДОУ».
Задание: продемонстрировать подготовленные фрагменты занятий.
Игровая ситуация: один студент выступает в роли «воспитателя», треть студентов в роли «старших воспитателей», остальные в роли «детей».
10. Составьте (подберите) по одному конспекту интегрированного занятия по каждой из представленных образовательных областей, в которых одной из задач является формирование величинных представлений: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
|
|
11. Опишите ситуацию из повседневной жизни, в которой ребенок для решения конкретной задачи использовал имеющиеся у него представления о величинах.
Литература
1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей
дошкольников. М., ВЛАДОС, 2004.
2. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 3-4 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
3. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
4. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 5-6 лет: пособие для педагогов дошк. учреж.: в 2 кн. / А.В. Белошистая.- М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
5. Бондаренко Т.М. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С.С., 2009.
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий. Математика. Воронеж. ТЦ«Учитель», 2006.
7. Гойжа Н.В. Интенсивный курс подготовки к школе. М., АЙРИС ПРЕСС, 2006.
8. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст). Выпуск 1: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт.-сост. Е.Н.Панова.-Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
9. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет/Л.Д.Комарова.-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
10. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Средняя группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
12. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Старшая группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
13. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой. Подготовительная к школе группа/авт.-сост. Т.В.Ковригина,М.В.Косьяненко,О.В.Павлова.-Изд.2-е.-Волгоград:Учитель, 2014.
14. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий / авт. - сост. Л.К.Балобанова. – Волгоград: Учитель, 2012.
15. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.,1974 (книжный и электронный вариант).
16. Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. - СПб: «Детство-пресс», 2007.
17. Метлина Л. С.Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. М., «Просвещение», 1977 (книжный и электронный вариант).
18. Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008 (книжный и электронный вариант).
19. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. 2 изд., М.:МОЗАКА-СИНТЕЗ, 2011.
20. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.В. Игралочка: Практический курс математики для дошкольников.М.,2009.
21. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. математика для дошкольников: Раз-ступенька, два-ступенька. М.,2009.
22. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы во второй младшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
|
|
23. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в средней группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
24. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в старшей группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2012.
25. Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. – Мозаика-Синтез, 2013.
26. Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе.- М., АСТ; Мн.: Харвест, 2007.
27. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.,1987.
28. Сорокова М.Г. Математика в Монтессори-Педагогике.М.,1995.
29. Стойлова Л.П. Математика: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений /Л.П.Стойлова. – М.:Издательский центр «Академия», 2007.
30. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников./Под ред. А.А.Столяра. М., 1988 (книжный и электронный вариант).
Приложение 7Дидактические игры по разделу «Величина»
1. Игра «Цветные автомобили» (подвижная)
Цель: учить сравнивать на глаз две полоски по длине и
проверять глазомерные действия приёмами наложения или приложения.
Материал: цветные полоски-образцы: 10 см, 20 см, 30 см, закреплённые в разных местах комнаты. У каждого ребенка одна полоска равная полоске-образцу.
Ход игры: Воспитатель сообщает, что у каждого ребенка есть полоска - это номер машины. Просит показать её длину. Обращает внимание на гаражи для машин с соответствующими номерами. Дети, подражая машинам, двигаются по комнате. По сигналу «Машины в гаражи» подходят к полоскам-образцам. Нескольких детей воспитатель просит объяснить, почему выбран этот «гараж». Дети прикладывают свою полоску к образцу.
Варианты:
- сравнивать полоски по ширине (длина одинаковая);
- цвет полосок-образцов и полосок у детей различный;
- в средней группе сравнивают полоски по длине и ширине одновременно.