Лекция.Правоохранительные органыи суд Республика Казахстан

Цель: роль правоохранительных органов в урегулировании обществе нного порядка, в обеспечении верховенства закона

План лекции:

1. Судебная власть: понятие, сущность, место в системе разделения властей

2.Разделение функций как основа системы правоохранительных органов.

3.Осуществление правосудия –как основная функция судов РК.

4.Правовойстатус адвокатуры, нотариата,МВД, Конституционный Совет РК

Ключевые слова:суд,закон,прокуратура,гражданство,Конституционный Совет,апелляция

1.Судебная власть: понятие, сущность, место в системе разделения властей. В сфере правоохранительной деятельности важное место занима­ют суды. При отправлении правосудия или принимая решение, выно­ся приговор, суд осуществляет применение права, реализует свои властные полномочия, вторгается в сферу прав и обязанностей граж­данина или юридических лиц.

Судебная власть — это применяемые в сфере уголовного, граж­данского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разре­шение всех дел и споров о нарушенном праве. Судебная власть в Рес­публике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом. Правосудие в РК осуществляется только судом. Судебная власть осу­ществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначе­нием защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организа­ций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных норма­тивных правовых актов, международных договоров Республики. Су­дебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовно­го и иных установленных законом форм судопроизводства. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Консти­туции и закону. Не допускается принятие законов или иных норма­тивных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей. Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению пра­восудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конк­ретным делам судьи не подотчетны.

Конституционные нормы конкретизированы в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 г.

2.Разделение функций как основа системы правоохранительных органов. В соответствии с принципом разделения властей, назначение судебной власти – защита прав, свобод и законных интересов граждан, государственных органов, организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативно-правовых актов, международных договоров Республики Казахстан.

Специфические признаки судебной власти состоят в том, что она осуществляется только специальными государственными органами – судами, посредством рассмотрения в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в установленном законом процессуальном порядке.

Носителем судебной власти выступают суды (судьи). Суды осуществляют власть от имени Республики независимо от чьей - либо воли. Судебная власть РК распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов и международных договоров РК.

Судебные решения носят общеобязательный характер на территории РК. Никакой иной орган власти или управления или организация не вправе осуществлять полномочия, отнесенные Конституцией и законами к компетенции суда. Закон также не допускает возможности учреждения специальных и чрезвычайных судов.

Основной функцией судов является функция правосудия. Правосудие – вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел в порядке, обеспечивающим законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Конституция устанавливает принципы правосудия, которыми должен руководствоваться судья при применении закона:

1.Лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда (презумпция невиновности). Это означает, что лицо, привлеченное к уголовной ответственности, не считается преступником до тех пор, пока не вступит в законную силу решение суда.

2.Никто не может быть подвергнут повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение.

3.Никому не может быть без его согласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;

4.В суде каждый имеет право быть выслушанным;

5.Закон обратной силы не имеет. Обратной силы не имеют законы:

а)устанавливающие или усиливающие ответственность;

б)возлагающие новые обязанности на граждан;

в)ухудшающие положение граждан. Если после совершения человеком правонарушения закон отменяется или смягчается ответственность за это правонарушение, то применяется новый закон.

6.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

7.Никто не обязан давать показания против самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которых определяется законом. К близким родственникам относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки. Священнослужители не обязаны свидетельствовать против доверившихся им на исповеди;

8.Любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

9.Не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания;

10.Применение уголовного закона по аналогии не допускается, т.е. не могут квалифицироваться как преступление действия человека внешне схожие с ним, но не предусмотренные (описанные) уголовным законом.

Судебная система. Конституция Республики Казахстан учреждает единую судебную систему государства. Систему судов в Республике Казахстан составляют Верховный Суд Республики и местные суды.

К местным судам относятся областные и приравненные к ним суды (Алматинский городской суд, Военный суд войск Республики Казахстан), районные (городские), военные суды, учрежденные законом.

Конституция Республики Казахстан запрещает учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Районный (городской) суд образуется Президентом республики по представлению уполномоченного органа, согласованному с Председателем Верховного суда.

Районный (городской) суд состоит из председателя и постоянных судей. Общее число судей для районных (городских) судов устанавливает Президент. Районный (городской) суд:

1) рассматривает по первой инстанции все дела, за исключением дел, отнесенных законом к ведению других судов;

2)ведет и анализирует судебную статистику;

3)осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.

Председатель районного суда наделен определенными полномочиями. Он рассматривает дела по первой инстанции, принимает граждан, организует работу по изучению судебной практики и т. д.

Областные и приравненные к ним суды образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом республики по каждой области. Общее число судей для каждого областного суда также устанавливает Президент. Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и постоянных судей. Органами областного суда являются: коллегия по гражданским делам; коллегия по уголовным делам; надзорная коллегия и пленарное заседание суда.

Областной суд наделен следующими полномочиями:

1)рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в апелляционном (кассационном), надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2)осуществляет надзор за деятельностью администратора судов области;

3)ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику и т. д.

Коллегии областного суда рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве судов первой инстанции, в апелляционном (кассационном) порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

На территории Республики Казахстан образуются Военный суд Республики Казахстан, военные суды объединений (армий, соединений, гарнизонов). Общее число военных судей устанавливается Президентом. Военный суд объединения образуется в составе председателя суда и судей военного суда. Военный суд объединения рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению, анализирует судебную статистику.

Верховный Суд Республики Казахстан венчает всю судебную систему. Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, хозяйственным, уголовным и иным делам, подсудным нижестоящим судам. Верховный Суд наделен следующими полномочиями:

- рассматривает судебные дела, отнесенные к его подсудности;

- рассматривает в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам все дела, рассмотренные нижестоящими судами;

-изучает и обобщает практику применения законов, других нормативных правовых актов;

- издает нормативные постановления, дающие разъяснения судам по вопросам судебной практики;

- разрабатывает предложения по совершенствованию законов, других нормативных правовых актов и т. д.

Общее число судей Верховного Суда устанавливается Президентом.

Органами Верховного Суда являются: Надзорная коллегия, Пленум, Коллегия по гражданским делам, Коллегия по уголовным делам.

Коллегии Верховного Суда рассматривают судебные дела по первой инстанции, в апелляционном (кассационном), а также в надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам. Коллегии вносят Председателю Верховного Суда предложения и материалы для дачи Пленарным заседанием Верховного Суда разъяснений по вопросам судебной практики.

3.Осуществление правосудия –как основная функция судов РК. Статус судей. Судья является носителем судебной власти в республике. Он в конституционном порядке наделен полномочиями осуществлять правосудие на профессиональной основе.

Судьями могут быть:

- граждане республики;

- достигшие двадцати пяти лет;

- имеющие высшее юридическое образование;

- стаж работы по юридической профессии не менее двух лет;

- сдавшие квалификационный экзамен.

- успешно прошедшие стажировку в суде и получившие положительный отзыв пленарного заседания суда;

- имеющие безупречную репутацию.

В отношении кандидатов в судьи областного и Верховного Суда закон дополнительно устанавливает стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет, из них, как правило, не менее двух лет судьей.

Все судьи обладают равным статусом, правовым положением. В зависимости от того, в каком звене судебной системы работают судьи, они различаются между собой только компетенцией. Судьи в Республике Казахстан независимы и несменяемы.

Конституция Республики Казахстан гарантирует неприкосновенность судей.

Судья не может быть:

- арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке;

- привлечен у уголовной ответственности без согласия Президента, основанного на заключении Высшего судебного совета или Сената (кроме случаев задержания на месте преступления или совершения тяжких преступлений). Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики.

Должность судьи не совместима:

- с депутатским мандатом;

- с занятием иной оплачиваемой должности;

- осуществлением предпринимательской деятельности, вхождением в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.

Судьи не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии. Судьи могут заниматься преподавательской, научной или иной творческой деятельностью.

Полномочия судьи приостанавливаются, если:

- дано согласие на заключение судьи под стражу или привлечение его к уголовной ответственности;

- судья был признан безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

- судья зарегистрирован кандидатом в Президенты, депутаты Парламента, местного представительного органа;

- при переходе на другую работу.

Судья освобождается от должности в следующих случаях:

- по собственному желанию;

- по состоянию здоровья, препятствующему участию в судопроизводстве, в соответствии с медицинским заключением;

- вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным, либо применения к нему принудительных мер медицинского характера;

- если в отношении судьи вступил в законную силу обвинительный приговор суда;

- при утрате судьей гражданства Республики Казахстан;

- назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу;

- упразднения суда или истечения срока полномочий;

- при признании судьи решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным либо умершим.

Нормативные акты Верховного суда. Пленум Верховного Суда рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов, других нормативных правовых актов судами. Пленум Верховного Суда принимает постановления нормативные и ненормативные. Согласно Конституции РК, нормативные постановления Верховного Суда республики относятся к источникам права Республики Казахстан.

Нормативные постановления Пленума Верховного Суда являются специфическими актами. Содержащиеся в них правовые нормы не являются первичными, но в них даются разъяснения норм законов и иных нормативных правовых актов, применяемых судами. Весьма важным является конституционное полномочие Верховного Суда — давать заключение об обоснованности предъявленного Президенту обвинения в совершении государственной измены. Перечень законов и других нормативных правовых актов, которые служат источником принятия нормативных постановлений Верховного Суда, ограничен этой сферой. Верховный Суд выступает субъектом, официально толкующим правовые нормы законов, других нормативных правовых актов, Такое толкование носит официальный и обязательный характер для судов.

Конституционный Совет - это самостоятельный и независимый от государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан государственный орган, обеспечивающий верховенство Конституции на всей территории Республики, подчиняющийся при осуществлении своих полномочий только Конституции Республики и Указу Президента «О Конституционном Совете».

Конституционный Совет состоит из семи членов, в том числе Председателя. Кроме этого, пожизненными членами Конституционного Совета являются по праву экс-Президенты Республики.

Председатель Конституционного Совета назначается на должность и освобождается Президентом Республики. Два члена Конституционного Совета назначаются на должность и освобождаются Президентом, два — Председателем Сената, два — Председателем Мажилиса Парламента. Срок полномочий членов Конституционного Совета — шесть лет. Половина членов Конституционного Совета обновляется каждые три года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: