УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЗАНЯТОСТЬ И РЫНОК ТРУДА»
ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Разделы | Часы | ||
Всего | Лекции | Практич. занятия | ||
1. | ВВЕДЕНИЕ. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫ | |||
2. | БЕЗРАБОТИЦА. ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ | |||
3. | СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА. ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА | |||
4. | СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА. ЦЕНТРЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ | |||
ВСЕГО |
ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
№ темы | Разделы | Часы | ||
Всего | Лекции | Практич. занятия | ||
1. | ВВЕДЕНИЕ. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫ | |||
2. | БЕЗРАБОТИЦА. ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ | |||
3. | СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА. ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА | |||
4. | СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА. ЦЕНТРЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ | |||
ВСЕГО |
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫ
|
|
1. Понятие. Виды и формы занятости.
2. Проблемы занятости населения.
3. Государственное регулирование занятости. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения.
4. Механизм реализации государственной политики занятости.
Раздел 2. БЕЗРАБОТИЦА. ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
1. Понятие. Характеристика основных типов.
2. Причины возникновения безработицы.
3. Последствия безработицы.
4. Методы оценки и показатели безработицы.
Раздел 3. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА. ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА
1. Определение рынка труда.
2. Рабочая сила и ее конкурентоспособность.
3. Особенности российского рынка труда.
4. Типология и структура рынка труда.
5. Рынок труда и заработная плата.
6. Роль и место государственных служб занятости на современном рынке труда в России.
Раздел 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
1. Специфика трудовых отношений.2. Государственное регулирование рынка труда. 3. Правовое регулирование рынка труда.4. Перспективные направления развития рынка труда.5. Центры сертификации персонала. Цели и задачи.6. Центры развития карьеры и профориентации.ПЛАН ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Тема 1. ВВЕДЕНИЕ. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫ
Вопросы для обсуждения: Что такое занятость населения. Какие известны формы и виды занятости. Принципы формирования занятости. Законодательная база занятости. Основные направления активной политики занятости. Занятость в современной России.
|
|
Форма текущего контроля: опрос
Семинар 2. Тема 2. БЕЗРАБОТИЦА. ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Вопросы для обсуждения: Что такое безработица. Основные виды безработицы. Зависимость безработицы и инфляции. Экономические последствия безработицы. Проблемы трудоустройства молодежи.
Форма текущего контроля: опрос
Семинар 3. Тема 3. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА. ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА
Вопросы для обсуждения: Понятие рынка труда. Рабочая сила и ее конкурентоспособность. Особенности российского рынка труда. Сегментация рынка труда. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда. Внутренний и внешний рынок труда. Международный рынок труда.
Форма текущего контроля: опрос
Семинар 4. Тема 3. СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА. ЕГО ТИПОЛОГИЯ И СТРУКТУРА
Вопросы для обсуждения: Рынок труда отдельных профессий. Государственная политика регулирования рынка труда. Правовое регулирование рынка труда. Влияние службы занятости на рынок труда. Структура службы занятости. Ее цели и задачи.
Форма текущего контроля: опрос
Семинар 5. Тема 4. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА. ЦЕНТРЫ СЕРТИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Вопросы для обсуждения: Современный рынок труда. Ошибки и заблуждения граждан в поиске работы. Рынок вакансий. Нарушения и ошибки работодателей. Социальные гарантии и компенсации гражданам, потерявшим работу (высвобожденным с предприятий; впервые ищущим работу). Перспективные направления развития рынка труда. Центры сертификации персонала. Цели и задачи. Центры развития карьеры и профориентации.Форма текущего контроля: опрос
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛЕКЦИЙ
ВВЕДЕНИЕ. ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. ЕЕ ФОРМЫ И ВИДЫПонятие, виды и формы занятости.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.
Занятость с точки зрения вещественного содержания - это деятельность людей, направленная на удовлетворения личных, коллективных и общественных потребностей и приносящая доход.
С точки зрения общественной формы занятости - это определенная совокупность социально-экономических отношений между людьми по поводу обеспечения трудоспособного населения рабочими местами, формирования, распределения и перераспределения трудовых ресурсов с целью их участия в общественно полезном труде и обеспечение расширенного воспроизводства рабочей силы. Эта совокупность социально-экономических отношений находит свое выражение в таких экономических категориях, как индивидуальная (семейная) и коллективная трудовая деятельность, процесс труда, интенсивность и производительность, мобильность рабочей силы, общеобразовательная и профессиональная подготовка кадров, заработная плата и др.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы, система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.
Различают три основных вида занятости: полную, рациональную и эффективную.
Полная занятость - это предоставление обществом всему трудоспособному населению возможности заниматься общественно полезным трудом, на основании которой осуществляется индивидуальное (в рамках семьи) и коллективное (при участии фирм, компаний и государства) воспроизводство рабочей силы и удовлетворение всей совокупности потребностей.
|
|
Рациональная занятость - занятость, которая имеет место в обществе с учетом целесообразности перераспределения и использования трудовых ресурсов, из половозрастной и образовательной структуры. Этот вид занятости не всегда бывает эффективным, поскольку осуществляется с целью улучшения половозрастной структуры занятости, привлечения к трудовой деятельности трудоспособного населения отдельных отсталых регионов.
Эффективная занятость - это занятость, которая осуществляется в соответствии с требованиями интенсивного типа воспроизводства, критериями экономической целесообразности и социальной результативности, ориентирована на сокращение ручного, непрестижного и тяжелого и физического труда.