Комплексная цель: сформировать у студентов систему знаний, основные понятия и общие представления о специальной психологии как науке.
1. Специальная психология как наука. Предмет специальной психологии. Место специальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь специальной психологии с нейропсихологией, патопсихологий, дефектологией, коррекционной педагогикой.
Предмет, объект, задачи, методы специальной психологии.
Методология специальной психологии: культурно-исторический и естественно-научный подходы. Отношения к аномалиям развития в исторической перспективе. Институциональная и интегративная стратегии помощи детям, их преимущества и недостатки.
2. Основные понятия специальной психологии. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии (понятия норма и отклонение от нормы в психическом и физическом развитии (аномалия), дефект, компенсация, психическая депривация, аномальный ребенок, реабилитация и абилитация, социализация и ресоциализация, коррекция).
Модели отношения общества к лицам с нарушениями в развитии. Каритативная модель отношения: понятия «убогий», «призрение», «приют». Клиническая модель отношения: понятия «дефект», «аномалия», «больной ребенок», «диагностика», «отбор», «лечебная педагогика» и «дифференцированное обучение». Реабилитационная модель отношения: понятия «коррекция», «аномальный ребенок». Социокультурная модель: понятия «социальная адаптация», «социализация», «проблемные дети», «дети группы риска», «дети с проблемами психического развития», «отклоняющееся развитие», «нарушения в развитии», «совместное обучение», «интегрированное обучение», «интеграция».