1. Применение одна из форм реализации права.
Физические и юридические лица обычно самостоятельно реализуют свои права. В реальной жизни возникают ситуации, когда реализация права невозможна без вмешательства государства, его органов, должностных лиц. Это:
• отношения в сфере государственного управления (например, назначение должностного лица вышестоящим должностным лицом);
• отношения в области распределения материальных благ и социальной сфере (выплата пособий, пенсий, выделение земельных участков);
• отношения при разрешении споров о праве (например, при судебных спорах);
• отношения по привлечению к юридической ответственности, назначению и исполнению наказания;
•иные общественные отношения.
2. К признакам применения права относятся:
•его осуществление компетентными государственными органами и должностными лицами;
• соблюдение процессуальной формы;
• индивидуальный характеру
• установление конкретных субъективных прав, юридических обязанностей, ответственности в случае их нарушения;
|
|
• принятие индивидуального правового решения (например, приказа о назначении на должность, приговора суда).
3. Основными стадиями правоприменения являются:
• установление фактических обстоятельств дела;
• исследование и квалификация фактических обстоятельств;
• решение по юридическому делу.
Под фактическими обстоятельствами понимаются: лицо, совершившие правонарушение; время и место совершения правонарушения; способ I совершения, вредные последствия; обстоятельства совершения сделки ] (в гражданском праве); содержание трудового конфликта (спора), его участники (в трудовом праве).
Поскольку фактические обстоятельства происходили в прошлом, их I подтверждение происходит с помощью доказательств всевозможных 1 материальных и нематериальных "следов" правоотношения (вещей, документов, свидетельств очевидцев).
Доказательства должны быть относимыми иметь отношение и исследуемым обстоятельствам; допустимыми собранными без нарушения материального и процессуального права; полными и всесторонними -полностью восстанавливать и подтверждать наличие фактических об- i стоятельств.
При квалификации фактических обстоятельств находятся нормы права, которые охватывают, регулируют исследуемые обстоятельства и правоотношения. При этом на правоприменителе лежит большая ответственность, так как от правильного выбора юридической нормы зависит правильность правоприменительного процесса в целом.
Принятие решения по юридическому делу включает в себя два основных этапа:
• процесс принятия решения (с учетом фактических обстоятельств, их квалификации, опыта и подготовки правоприменителя);
|
|
• издание индивидуализированного акта применения права (например, приговора, решения суда).
4. Акты применения права классифицируются: по издавшим их субъектам на:
• акты органов государственной власти (например, постановление Государственной Думы о назначении Председателя Центрального банка, указ Президента РФ о назначении федерального министра);
• акты органов государственного управления (например, приказ о принятии на работу конкретного лица, приказ о назначении на должность внутри организации);
• акты контрольно-надзорных органов, инспекций (например, постановление налоговой инспекции о применении определенных мер юридического воздействия в отношении конкретного неплательщика налога физического лица, организации);
• акты судебных органов (приговор суда по конкретному уголовному делу, решение суда по гражданско-правовому делу);
• акты органов местного самоуправления (например, постановление представительного органа муниципального образования об утверждении конкретного лица на должность главы местной администрации);
по характеру правового воздействия:
• регулятивные (например, приказ о приеме на работу сотрудника организации);
• охранительные (приговор суда по уголовному делу); по значению:
• основные (например, решение суда по существу юридического дела);
• вспомогательные (определение о принятии дополнительных исковых требований);
по форме:
• устные (наложение штрафа за безбилетный проезд);
• резолютивные (наложение резолюции (например, "согласен") руководителем организации на заявление работника);
• документированные (указ Президента РФ; приговор суда).
Правоприменительный процесс осуществляется также в случае пробелов в праве.
5. Пробел в праве отсутствие необходимой нормы, регулирующей общественные отношения, нуждающиеся в правовой регламентации.
В случае обнаружения пробела в праве он ликвидируется путем:
• издания компетентными органами недостающей правовой нормы (нор
мативно-правового акта) обычно длительный процесс, не позволя
ющий оперативно реагировать на потребности правового регулирова
ния;
• заполнения пробела в праве правоприменителем (не лучший с точки 1
зрения законности способ, однако оперативный и эффективный в I
нынешних условиях).