Педагогическая психология развивается в общем контексте научных представлений о человеке, которые были зафиксированы в основных психологических течениях (теориях), оказавших и оказывающих большое влияние на педагогическую мысль в каждый конкретный исторический период.
Психологические течения и теории, которые могли повлиять на осмысление педагогического процесса
Эмпирические данные экспериментов Г. Эббингауза по исследованию процесса забывания и полученная им кривая забывания, характер которой учитывается всеми последующими исследователями памяти выработки навыков, организации упражнений.
Бихевиоризм Дж. Уотсона и необихевиоризм. Уже в середине нашего столетия была разработана концепция оперантного поведения и практику программированного обучения. Разработанна целостная концепция научения (learning), включающая его закономерности, факты, механизмы.
Психоанализ 3. Фрейда, К. Юнга, разрабатывающий категории бессознательного, психологической защиты, комплексов, стадиальности развития «Я», свободы, экстраверсии—интроверсии. (Последнее находит самое широкое применение и распространение во множестве педагогических исследований благодаря тесту Г. Айзенка.)
|
|
Гештальтпсихология – концепция динамической системы поведения или теория поля К. Левина, генетическая эпистемология или концепция стадиального развития интеллекта Ж. Пиаже, которые внесли вклад в формирование понятий инсайта, мотивации, стадий интеллектуального развития, интериоризации.
Когнитивная психология Г.У. Найссера, М. Бродбента, и других, сделавшая акцент на знании, информированности, организации семантической памяти, прогнозировании, приеме и переработке информации, процессах чтения и понимания, когнитивных стилях.