Система управления охраны труда

Служба охраны труда в организации. Статья 217 Трудового Кодекса РФ(ТК РФ)определяет, чтов целях обеспечения соблюдения требований охраны труда (ОТ), осущес-твления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего произ-водственную деятельность, численностью работников которого превышает 50 человек, создается служба ОТ или вводится должность специалиста по ОТ, имеющего соответст-вующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы ОТ или введении должности специалиста по ОТ с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы ОТ, штатного специалиста по ОТ их функции осуществляет работодатель руководитель организации, другой уполномоченный работо-дателем работник либо организация или специалист, оказывающий услуги в области ОТ, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказыва-ющие услуги в области ОТ, подлежат обязательной аккредитации.

Структура службы ОТ в организации и численность работников службы ОТ определя-ются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной вла-сти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Проблема безопасности любого технологического процесса состоит в том, что реше-ние задач должно обеспечиваться на каждом участке производства, на каждом рабочем месте. Само решение должно основываться на комплексном, системном подходе, на чет-ком и ясном представлении на каком этапе работы по ОТ какие методы и средства необ-ходимо применять.

Цели управления охраной труда – совершенствование организации работ по обеспе-чению санитарно-гигиенических нормативов производственной среды, безопасности про-изводственных процессов, снижению травматизма и аварийности, на основе решения ком-плекса задач по созданию безопасных и безвредных условий труда, лечебно-профилакти-ческому и санитарно-бытовому обслуживанию работающих.

Управление охраной труда в организации – подготовка, принятие и реализация ре-шений по осуществлению правовых, социально-экономических, организационно-техни-ческих, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направлен-ных на обеспечение безопасности, сохранения жизни, здоровья и работоспособности че-ловека в процессе труда.

Объектом управления ОТ является деятельность функциональных служб и структур-ных подразделений по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах и в организации в целом.

Система управления охраной труда в организации (СУОТ) – часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоро-вья и безопасности труда, связанная с деятельностью организации [1].

Основу правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ТК РФ, Федеральные законы: «Об основах охраны труда в Российской Федерации», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных за-болеваний», а также постановления Правительства РФ по вопросам ОТ, нормативные пра-вовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией. Введен национальный стандарт «Общие требования к управлению охраной труда в организации» [2], основанный на тре-бованиях «Руководства по управлению системами профессиональной безопасности и здо-ровья» Международной организации труда.

Цель внедрения СУОТ решение задач пообеспечение безопасных и нормальных ус-ловий труда для работников на всех стадиях производственного процесса; условий, при которых обеспечивается не только своевременное устранение каких-либо нарушений норм ОТ, но и предупреждение возможности их возникновения. Выполнение задач управ-ления ОТ осуществляется на всех уровнях управления организации в соответствии с фун-кциями руководителей и исполнителей, их правами и обязанностями, закрепленными за-конодательными актами, постановлениями, распоряжениями, уставами, положениями, ин-струкциями и др. нормами, а также решениями трудовых коллективов путем принятия и реализации управленческих решений.

СУОТ включает: организационную структуру деятельность по планированию; распре-деление ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения и достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по ОТ в организа-ции. Внедрение системы основывается на выполнении следующих функций:

определение структуры, численности функциональных служб и структурных подраз-делений, должностных обязанностей специалистов службы ОТ и др. подразделений:про-изводственного контроля, пожарного надзора, экологической безопасности и т. п.;

анализа итогов идентификации опасных и вредных производственных факторов, резу-льтатов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по ОТ, сертифи-кации оборудования и объектов, выявлении и оценки профессиональных рисков;

анализа действующих в организации систем управлении качеством продукции и защи-ты окружающей среды;

анализа эффективности информационного обеспечения ОТ, системы обучения и про-верки знаний (руководителей и работников) по ОТ, системы оценки результатов работы по улучшению ОТ и материального поощрения всех категорий работников;

анализа документально оформленных отчетов по имеющимся травмам, производствен-но обусловленным и профессиональным заболеваниям, аварий, их причинах и мерах, при-нятых с целью их исключения в будущем;

выявлении наличия документов, регламентирующих действия персонала при возник-новении аварии и несчастного случая;

выявлении положения с расследованием и учетом производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий;

опросе (интервьюировании) работников и руководителей разных уровней управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: