Классификация (виды) налогов

I. По способам взимания:

1. Прямые налоги – сбор в пользу государства, собираемый с физических и юридических лиц, в зависимости от размеров их доходов и стоимости имущества:

а) прямые налоги с доходов: подоходный налог с зарплаты (физические лица) – в России – 13%, налог на прибыль (юридические лица) – 24на сверхприбыль, налог на доходы с денежного капитала, налог на доходы от добычи нефти и т.д.;

б) прямые налоги с имущества (поимущественные): поземельный налог, подомовой налог, налог с наследства и дарения (с 01.01.06. в России полностью отменен налог на наследство, от уплаты налога на дарение – 13% освобождены прямые родственники).

2. Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включенные в их цену, а значит, уплачиваются при покупке товара (не обязательны к уплате).

а) налог на добавленную стоимость (НДС) – изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства – 18 – 20 %. При вывозе товара за границу государство возвращает фирме НДС;

б) акциз (налог с продаж) – налог на товары массового потребления, коммунальные, транспортные, культурные и другие услуги;

в) таможенные пошлины – налоги на внешнеторговый оборот товаров: экспортные, импортные, транзитные. Цели таможенных пошлин: 1) фискальная; 2) протекционистская; 3) антидемпинговая; 4) преференциальная.

II. По порядку использования:

1. Общие – обезличенные налоги, поступающие в единую кассу государства и расходуемые на разные цели.

2. Целевые (специальные) – платежи, вносимые гражданами и фирмами, ради осуществления государством конкретного расхода. Дорожный налог – дорожное строительство; Единый социальный налог (ЕСН) – суммарный налог на фонд заработной платы, идущий на обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд, на страхование по безработице. ЕСН в 2002 г. собран в размере 257,5 млрд. руб. – 12,9% всех налоговых поступлений в Федеральный бюджет России – признан плохо собираемым налогом. => В 2005 г. его ставка снижена с 36% до 26%.

III. Налоги в зависимости от органов взимания и распределения. Вводятся конкретным органам власти, но поступать могут в разные бюджеты.

1. Федеральные налоги (подоходный, НДС, таможенные пошлины и т.д.);

2. Региональные налоги (налог на имущество предприятий, налог за пользование природными ресурсами и т.д.);

3. Местные налоги (на имущество физических лиц, налоги за право торговли, рекламу, предпринимательскую деятельность – вмененный налог и т.д.).

В 1999 г. налоги, поступившие в Федеральный бюджет РФ, распределились следующим образом: НДС – 37%, таможенные сборы – 14,3%, акцизы – 13,6% (на спирт – 2%, газ – 8,5%, нефть – 2%, импорт – 0,4%, бензин – 0,7%), налог на прибыль – 13%, подоходный налог – 3,3% (в западных странах он традиционно составляет ¼ часть налоговых поступлений), плата за пользование природными ресурсами – 1,8%, налог на покупку валюты (в 2003 г. отменен) – 0,25%.

VI. Налоги по характеру налоговых ставок:

1. Пропорциональная налоговая ставка – используется единая ставка налогообложения, независимо от величины доходов, прибыли, стоимости имущества. Пример: подоходный налог – 13%, Налог на прибыль фирмы – 24%.

2. Прогрессивная налоговая ставка – ставка налога возрастает по мере увеличения облагаемого дохода или стоимости имущества. Подобным образом исчислялся подоходный налог в России до 2001 г. Пример: подоходный налог в 1997 г.

Облагаемый годовой доход Ставка налога
до 12 млн. руб. 12%
12 – 24 млн. руб. 1 млн. 440 тыс. руб. + 20% от разницы
24 – 36 млн. руб. 3 млн. 840 тыс. руб. + 25% от разницы
36 – 48 млн. руб. 6 млн. 840 тыс. руб. + 30% от разницы
48 млн. руб. и более 10 млн. 440 тыс. руб. + 35% от разницы

3. Регрессивная налоговая ставка – ставка налога снижается по мере роста величины облагаемого дохода или имущества. Возникает, когда доход растет быстрее налоговой ставки – стимул к уплате и при косвенном налогообложении.

Налоговые преференции по подоходному налогу (льготы).

1/ Не облагаются налогом малые доходы: стипендии, пенсии, алименты, пособия.

2/ Возвращается уплаченный подоходный налог (в 13%) с сумм более 25 тыс. руб. (в 2001 г.), более 38 тыс. руб. (2004 г.), до 50 тыс. руб. (предлагается с 2007 г.) – если она пошла на лечении или обучение.

3/ Льгота на детей. Если в семье 1 ребенок, то 13% налогом ежемесячно не облагается сумма в 300 руб. (2 ребенка 600 руб. и т.д.). Если воспитывает один из родителей – сумма необлагаемая удваивается. (13% от 300 руб. – 39 руб.).

4 / Не облагается 13% подоходным налогом сумма в 400 рублей каждый месяц до тех пор, пока вся зарплата с начала года не достигнет 20 тыс. руб. (2003 г.). Если зарплата 2 тыс. руб. – то до ноября 400 рублей не облагаются 13% налогом. (13% от 400 руб. – 52 руб.).

5/ Гражданин РФ имеет право один раз в жизни вернуть уплаченный подоходный налог от стоимости приобретенной недвижимости. Так, если куплена квартира за 1 млн. руб., то государство постепенно вернет 130 тыс. руб. (13%).

Налоговая система – это динамичный, достаточно гибкий инструмент фискальной политики. От умения им пользоваться во многом зависит экономическое процветание государства.

Вопрос 4. Бюджетный дефицит – это сумма превышения за каждый год расходов федерального правительства над его доходами.

Причины дефицита.

1/ Спад общественного производства (кризис);

2/ Плохое поступление налогов;

3/ Теневая экономика;

4/ Чрезмерные расходы на социальные программы;

5/ Политический популизм;

6/ Военные расходы.

В современных условиях почти во всех странах существуют бюджетные дефициты, так как значительно расширились функции государства. Только в 2003 г. федеральный бюджетный дефицит США составил $ 250 млрд.

В экономической теории нет однозначного подхода к оценке бюджетного дефицита. С одной стороны он оценивается как бесспорное зло. Отрицательные последствия для экономики возникают: 1) при «эффекте вытеснения», когда в условиях высокого уровня занятости и ограниченности ресурсов бюджетный дефицит вытесняет частные инвестиции из экономики; 2) при «циклическом бюджетном дефиците», вызванным циклическим спадом производства, что свидетельствует о недоиспользовании обществом производственных ресурсов. С другой стороны дефицит может стимулировать экономику. Положительные эффекты возникают: 1) в условиях низкой занятости населения и недоиспользовании ресурсов – стимулируется приток частных инвестиций; 2) в условиях формирования «структурного бюджетного дефицита», являющегося результатом сознательной деятельности правительства по предотвращению экономического спада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: