Основным критерием управления качеством и эффективностью транспортного производства является интегральное качество. Его применение обусловлено наличием в системе грузового или пассажирского транспорта неодинаковых совокупностей простых натуральных показателей качества для разных уровней управления и видов работ. Интегральный показатель качества транспортной продукции непосредственно отражает как улучшение или ухудшение ее потребительной стоимости, так и увеличение или уменьшение затрат, которые для этого выделяются.
За длительный период времени интегральные показатели качества перевозок должны возрастать. С позиций народнохозяйственного подхода к улучшению качества перевозок темп возрастания их потребительной стоимости должен превосходить темп роста затрат.
В общем виде основной интегральный критерий управления качеством продукции: Ки = Сп /З
Сп= потребительная стоимость продукции.
З= затраты общества на производство и потребление продукции (стоимость).
|
|
На практике не представляется возможным точно определить интегральный показатель качества. Можно рассчитать лишь динамику его количественного изменения по отношению к исходному базовому уровню. Формула для расчета динамики интегральных показателей качества и эффективности для разных уровней и целей управления грузовым и пассажирским транспортом имеет следующий вид:
n
КТРИ = (1 + (å±DЭп) / Згр)*100
КТРИ = интегральный показатель качества, выраженный числом большим (повышение качества), меньшим (снижение качества) или равным единице (100); за единицу принимается уровень качества для исходного, базового периода;
±DЭп = суммарный экономический эффект (+) или ущерб (–) от изменения отдельных простых натуральных показателей качества в рассматриваемом периоде, руб.
Згр= суммарные затраты (тарифные привед. или текущие) за последний год рассматриваемого периода, руб.
1,2,3…n = кол-во интегрируемых (принятых к расчету) простых натуральных показателей качества.
1)) Применительно к качеству транспортного обслуживания производства при грузовых перевозках эффект или ущерб от изменения отдельных натуральных показателей качества сопоставляется с суммарными тарифными транспортными затратами народного хозяйства.
В число интегрируемых натуральных показателей качества необходимо включать:
1. эффект от перевыполнения или ущерб от недовыполнения плановой или заявленной потребности в перевозках грузов, связанный соответственно с увеличением или сокращением объема производства продукции;
2. эффект от ускорения или ущерб от замедления времени доставки грузов ((просрочки их доставки и невыполнения норм простоя поданного состава)) за полный цикл их перемещения от складов отправителей до складов получателей;
|
|
3. эффект от повышения или ущерб от снижения уровня сохранности грузов в процессе их перемещения ((от складов отправителей до складов получателей)) по всей сумме, независимо от того, на чью ответственность они отнесены;
4. эффект от уменьшения или ущерб от увеличения расходов грузоотправителей (грузополучателей) соответственно при росте или снижении статической нагрузки вагонов, а также от их недогруза.
***Уровень качества тр-тного обслуживания пр-ва зависит не только от тр-та, но и от грузовладельцев.
2)) Применительно к качеству транспортной продукции при грузовых перевозках ((с позиции интересов самого тр-та)) в число интегрируемых натуральных показателей качества целесообразно включать:
§ время доставки грузов,
§ уровень сохранности грузов, исчисленные в границах ответственности транспорта за выполнение данных показателей,
§ статическую или динамическую нагрузку вагонов (рстат, рдин),
§ полное время оборота вагона,
§ коэффициент порожнего пробега к груженому (aпоргр)
Эффект или ущерб от изменения названных показателей качества должен соизмеряться с эксплуатационными (для текущих условий) или приведенными (для перспективных условий с развитием пропускной способности) затратами.
3)) Применительно к ж.д. транспорту в число интегрируемых натуральных показателей качества эксплуатационной работы в грузовом движении рекомендуется включать:
§ статическую или динамическую нагрузки вагона (рстат, рдин),
§ время нахождения вагона на грузовых и технических станциях (tст),
§ коэффициент порожнего пробега вагона к гружженому (aпоргр),
§ массу поезда брутто (Qбрп),
§ участковую скорость движения поезда (Vучп),
§ коэф-т вспомогат. линейного пробега локомотива к пробегу в голове поездов (bвсп).
В результате сопоставления суммарного экономического эффекта или ущерба от изменения вышеназванных шести показателей качества работы подвижного состава с эксплуатационными расходами будет получен интегральный показатель качества эксплуатац. работы без учета времени доставки грузов и уровня их сохранности.
При включении в расчет эффекта или ущерба от изменения этих двух показателей качества грузовых перевозок интегральное качество (по восьми показателям) будет характеризовать качество эксплуатационной работы с учетом качества конечной транспортной продукции.
Суммарный экономич.эффект (+) или ущерб (-) от изменения 8 показателей:
±DЭп = ± DЭвр ± DЭвt ± DЭвa ± DЭПQ ± DЭПv ± DЭЛb ± Ен DМгр ± DЭгрсх
DЭвр DЭвt DЭвa =эффект или ущерб от изменения соответственно нагрузки, простоя вагона, коэффициента порожнего вагона;
DЭПQ DЭПv DЭЛb =эффект или ущерб от изменения соответственно массы брутто поезда, участковой скорости движения, коэффициента вспомогательного линейного пробега локомотива к пробегу в голове поезда;
DМгр DЭгрсх =эффект или ущерб от изменения соответственно времени доставки и уровня сохранности перевозимых грузов.
По стоимостной оценке первых шести показателей вышеприведенной формулы могут быть применены разные методы расчета: по единичным или укрупненным расходным ставкам, с помощью коэффициентов влияния или непосредственный расчет по статьям расходов с использованием конкретных статистических и нормативно-справочных материалов.
При стоимостной оценке динамики седьмого показателя формулы (DМгр) среднее время доставки грузов может быть принято примерно равным среднему времени оборота груженого вагона, а среднесуточная скорость доставки грузов – соответственно среднесуточному пробегу груженого вагона.
|
|
tдост = lгр / Qгрв
При стоимостной оценке динамики восьмого показателя формулы могут быть использованы отчетные данные о размерах прямых убытков от несохранных перевозок, принятых на ответственность ж/дорог.
Расчеты интегральных показателей качества эксплуатационной работы могут выполняться как для сети железных дорог в целом, так и для каждой дороги или входящего в нее отделения по отчетным или плановым исходным данным, а также при сопоставлении отчетных данных с плановыми.