Физическая текучесть кадров охватывает тех работников, которые в силу разных причин увольняются и покидают организацию. Скрытая (психологическая) текучесть кадров возникает у тех сотрудников, которые внешне не покидают организацию, но фактически уходят из нее, выключаются из организационной деятельности[1].
Внутриорганизационная - связанная с трудовыми перемещениями внутри организации, и внешняя - между организациями, отраслями и сферами экономики.
Естественная текучесть (3-5% в год) способствует своевременному обновлению коллектива и не требует особых мер со стороны руководства и кадровой службы. Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические, психологические трудности.
Основные причины текучести кадров
Материальные (неконкурентоспособные ставки оплаты, несправедливая структура оплаты, нестабильные заработки);
1. Организационные (график, режим, условия работы не соответствующие ожиданиям сотрудника, отсутствие возможности карьерного роста, повышения квалификации);
|
|
2. Межличностные (взаимоотношения с руководством и коллегами).
Факторы, способствующие уходу персонала
возраст сотрудника (наиболее рискованный возраст перехода на другую работу до 25 лет);
· квалификация сотрудника (работники низшей квалификации чаще меняют работу);
· место жительства сотрудника (чем дальше сотрудник живет от работы, тем больше риск его ухода);
· стаж работы на предприятии (после трех лет стажа происходит резкое снижение текучести, что объясняется фактором возраста, так и проблемами адаптации).
Методы управления и минимизации текучести персонала
Выявление причин увольнения каждого работника и ведение статистики этих причин;
1. Ведение статистики увольнений;
2. Разработка программ ротации персонала (как горизонтальной, так и вертикальной);
3. Разработка системы отбора и адаптации персонала, системы наставничества;
4. Определение имиджа компании на рынке труда и при необходимости его формирование;
5. Создание временных групп сотрудников для работы над проектами;
6. Использование некоторых работников как внутренних консультантов в различных частях компании;
7. Проведение системы оценки сотрудников и формирование кадрового резерва;
8. Отслеживание карьеры ушедших сотрудников и их котировки на рынке труда;
9. Организация работы менеджера по персоналу, привлечение консультантов по кадрам, проведение анализа текучести кадров.