Поведение потребителя в рыночной экономике

План.

1. Потребительский выбор и его особенности.

2. Функция полезности.

3. Основные постулаты теории поведения потребителя.

4. Условие равновесия потребителя.

5. Потребительский выбор.

Потребительский выбор и его особенности.

Полезность блага Полезность блага (utility ofgood) - это способ­ность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для пот­ребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоян­ны, а функция потребления непрерывна (и, следовательно, дифференцируема в каждой точке). Это означает, что любому беско­нечно малому увеличению количества блага Q соответствует приросту общей полезности Uобщ (рис. 4.1, а). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность каждой дополнительной единицы блага неуклонно умень­шается (рис. 4.1, 6). Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность ста­новится равной Нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.

Если дальнейшее потреб­ление приносит вред (пре­дельная полезность блага отрицательна), то общая по­лезность снижается (см. отре­зок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для пот­ребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: