Принципы – это основополагающие правила, которыми должны руководствоваться работники аппарата управления в процессе принятия и реализации решений.
Первый принцип обоснования решений – это объективность. Он требует рассматривать явления такими, какие они есть, принимать решения в интересах системы, без субъективизма и личной заинтересованности.
Второй принцип – всесторонность рассмотрения. Он позволяет глубоко изучить проблему, требующую принятия решения, путем движения от абстрактного (простейших отношений) к конкретному (сложным и глубинным отношениям), от явления к сущности.
Принцип всесторонности требует при принятии управленческого решения наличия полной и достоверной информации о возникновении и развитии проблемной ситуации. Получение информации связано с определенными затратами. При оценке информации необходимо сопоставлять затраты на ее получение с тем эффектом, который она может дать. Переоценка информации может привести к исследованию несущественных подробностей, мелких фактов и увести от существа проблемы.
|
|
Третий принцип − это комплексный подход, который означает, что желаемый результат выполнения решения должен касаться всех основных аспектов проблемной ситуации. В случае игнорирования данного требования принимаемое решение может быть односторонним и его реализация может привести к возникновению или углублению других противоречий, иногда даже более серьезных, чем решаемое.
Четвертый принцип – системный подход к обоснованию решения предполагает:
· рассмотрение проблем, возникающих в управлении организационно-экономическими объектами, как комплекса взаимосвязанных, взаимодействующих и развивающихся частей и подсистем;
· рассмотрение любой проблемы как состоящей из отдельных подсистем и являющейся в свою очередь подсистемой системы более высокого уровня;
· четкое выделение цели принимаемого решения, механизма связи данной цели с целями функционирования системы, а также установление возможности измерения достижения поставленной цели или эффективности деятельности системы.
Пятый принцип – конкретно-исторический подход, суть которого состоит в рассмотрении управленческих проблем и явлений в связи с конкретными историческими условиями, в нахождении причин их возникновения в прошлом и оценке возможных последствий принимаемых решений в будущем.
Таким образом, управленческое решение может считаться качественным, если оно отвечает всем перечисленным выше требованиям, несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или даже невозможности его реализации.