Маркетинг как концепция современного бизнеса представляет собой способ мышления, исходным пунктом которого является спрос. Успех на рынке зависит от использования маркетинга:
1) как принципа управления предприятием, который заключается в последовательном направлении всех касающихся рынка решений на удовлетворение потребностей покупателей;
2) как средства, обеспечивающего получение преимущества у потребителей по сравнению с конкурентами с помощью специфических приемов, средств и инструментов;
3) как метода, позволяющего достичь согласованности и увязки интересов производителей и потребителей.
Базовыми концепциями маркетинга, составляющих три основополагающих подхода к организации маркетинговой деятельности, являются:
а) функциональный подход - основывается на поэлементном анализе сбытовой деятельности предприятия, а именно: оптовой реализации, транспортировке и хранении. Главный упор на внутрифирменное планирование;
б) институциональный подход - ставит во главу угла маркетинговой деятельности конечную реализацию произведенной продукции, ее розничную продажу. В этом случае в центре внимания находится работа с розничным торговцем, так называемый мерчендайзинг;
|
|
в) товарный подход - основывается на тщательном изучении покупательских предпочтений, с учетом которых осуществляется разработка изделий и их модернизация.
Известны следующие этапы становления концепции маркетинга:
1) производственная;
2) товарная;
3) интенсификация коммерческих усилий;
4) маркетинг.
Производственная - основывается на предрасположенности потребителей к широко распространенным и доступным по цене товарам. Это требует постоянного совершенствования технологии и организации производства, увеличения объемов и снижения издержек производства. Связь производителя и рынка осуществляется по схеме:
Товарная - основное внимание уделяется совершенствованию товара, повышение его качества при умеренных и доступных большинству потребителей ценах.
Интенсификация коммерческих усилий (или концепция сбыта) - максимум внимания уделяется наращиванию производства и совершенствованию товара, не занимаясь изучением и формированием рынка. Объектом внимания - существующий товар.
Маркетинг - связь производителя с рынком выглядит так: