Особенности НПА:
1) Они обладают оперативностью, т.е. м.б. достаточно быстро изданы, изменены или отменены.
2) Они исходят из единого центра - гос-ва, что позволяет обеспечивать функционирование позитивного права как единой и целостной системы в масштабах всей страны и единообразно регулировать ОО.
3) Они обладают формальной определенностью, т.к. придают содержащимся в них юр.нормам четкость, ясность, понятность.
Виды НПА:
1) В зависимости от субъектов, устанавливающих НПА (субъектов правотворчества):
НА гос.организаций
НА негос.организаций
Совместные НА
НА народного правотворчества
2) В зависимости от действия во времени:
Постоянные – неопределенно длительного времени
Временные – действие ограничено во времени (пр. закон о бюджете)
3) В зависимости от действия в пространстве:
Общие (федеральные)
Региональные
Местные
4) В зависимости от действия по кругу лиц:
Общие – на всех лиц в гос-ве
Специальные – на отдельные категории лиц
Исключительные – искл. Определенную категорию субъектов из сферы действия общих или спец.актов (искл.уголовной и админ.ответсвенности для дипломатов).
|
|
5) В зависимости от характера содержащихся в актах норм права:
Основные – содержащие новые правовые нормы
Вспомогательные – пр. НА, вводящие в действие или отменяющие др.НА.
6) По юридической силе:
Законы – НПА, обладающие высшей юридической силой
Подзаконные акты
44. Закон как источник права. Понятие, признаки, виды.
Закон – принятый в особом порядке законодательными органами гос.власти или непосредственно народом НПА, который обладает высшей юридической силой, содержит первичные нормы права и регулирует наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
· Это определенный НПА
· Это НПА, который, по общему правилу, принимается высшими представительными оргамами гос.власти (законодательными органами) – парламентом, иными законодательными органами – или непосредственно народом – в порядке референдума. В ряде стран, например при военном положении, НПА может принять иной орган, не относящийся к представительным органам гос.власти – президентом или правительством.
· Это НПА, который обладает высшей юридической силой:
А) закон не подлежит утверждению со стороны какого-либо другого органа гос-ва
Б) никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, издавшего этот закон.
В) ни один подзаконный акт не должен противоречить закону
Г) в случае противоречия подзаконного акта закону – действует закон.
· Это НПА, который принимается в особом порядке – процедура принятия четко регламентирована законодательством.
|
|
· Это НПА, который содержит первичные, исходные нормы права. Подзаконные акты детализируют закон
· Это НПА, который регулирует наиболее важные ОО.
Разновидности закона:
1) По значимости:
o Конституционные – наивысшая юридическая сила
o Обыкновенные – издаются в развитие конституционных законов и не должны им противоречить. Они подразделяются на:
- кодифицированные и текущие
2) По субъектам:
o Законы, принятые на референдуме
o Законы, принятые законодательными органами
3) Применительно к федерациям:
o Федеральные
o Региональные
45. Подзаконные НА: понятие, виды.
Подзаконные НА – основанные на законе акты правотворческой деятельности гос. и негос.организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить. К ним относятся все НА, не являющиеся законами, они могут приниматься различными субъектами, иметь разную юридическую силу и сферу действия.
Все подзаконные НА м.б. разделены на 4 группы:
ОБЩИЕ: это НПА, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны (указы Президента, нормативные постановления федерального собрания и ГД., акты министерств). Это акты внешнего действия
МЕСТНЫЕ: это НПА, которые принимаются местными органами гос.власти, а также ОМСУ и населением на местах. Действуют в пределах АТЕ. Это акты внешнего действия
ВЕДОМСТВЕННЫЕ: это НПА, которые принимаются органами спец.компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства. Это акты внутреннего действия (акты министерств и комитетов)
ЛОКАЛЬНЫЕ: это НПА, которые принимаются различными гос.организациями для регулирования своих внутренних вопросов. Это акты внутреннего действия (правила распорядка и тд.)
46. Понятие и система законодательства. Система законодательства и система права.
Законодательство – это совокупность (система) всех действующих в гос-ве НПА.
Законодательство характеризуется:
· Компонентностью, т.е. зак-во складывается из определенных элементов (компонентов): НПА.
· Интегративностью и организованностью: НПА, составляющие зак-во гос-ва, связаны между собой и эти связи носят определенный характер: горизонтальные и вертикальные связи.
· Многоуровневостью: зак-во складывается из НПА разной юридической силы.
· Объективностью строения: структура зак-ва складывается в целом независимо от органов, устанавливающих НПА, т.к. предопределена рядом объективных факторов (горизонтальная структура предопределена системой общественных отношений; вертикальная – юридической силой НА; федеративная – формой гос.устройства).
· Целостностью: зак-во представляет собой единое целое, где НПА связаны между собой
· Структурированностью: наличие в системе зак-ва определенных компонентов и существующими между ними связями.
Законодательство – это взятые в единстве и взаимосвязи действующие в гос-ве НПА, выступающие как целостное образование, имеющее свою структуру.
Система законодательства тесно связана с системой права, но не сливается с ней. Это обусловлено:
Во-первых, система законодательства и система права отражают разные стороны позитивного права. Система зак-ва отражает внешнюю сторону позитивного права: каким образом структурированы источники права, как НПА. Система права отражает внутреннюю сторону позитивного права: каким образом структурируются нормы, независимо от того, в каких юридических источниках они выражены.
Во-вторых, система законодательства и система права складываются из разных элементов. Первичными элементами системы законодательства являются НПА, которые объединяются в отрасли законодательства. Первичными элементами системы права являются нормы права, которые объединяются в субинституты, подотрасли и отрасли права, а также в правовые общности.
|
|
В-третьих, система зак-ва и система права – это не совпадающие системы. Системой зак-ва охватывается только часть норм, составляющих систему права.
В-четвертых, система законодательства более подвержена влиянию субъективного фактора, поскольку создается законодателем и в определенной степени зависит от его воли. Система права складывается объективно, т.к. обусловлена системой реально сложившихся общественных отношений.
В-пятых, отрасли зак-ва, выделяемые в его горизонтальной структуре не всегда соответствуют отраслям права и в целом с ними не совпадают.
47. Систематизация законодательства: понятие и формы.
Систематизация законодательства – деятельность, связанная с упорядочиванием действующего зак-ва и приведением его в стройную, внутренне согласованную систему.
Цели систематизации:
1) Освобождение действующего зак-ва от избыточного нормативного материала, что делает его более компактным
2) Приведение зак-ва в отдельную систему, что делает его обозримым и доступным для должностных лиц и граждан.
Формы систематизации законодательства:
· Кодификация – связана с коренной переработкой действующего законодательства и изданием взамен множества разрозненных НПА единых, внутренне согласованных кодифицированных актов. Носит официальный характер. В процессе кодификации устраняются пробелы и противоречия в правовом регулировании, отменяются устаревшие, неэффективные и малоэффективные нормы права. Виды кодификации:
Ø Всеобщая кодификация – принятие сводных кодифицированных актов по всем основным отраслям права и создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов типа «кодекса кодексов».
Ø Отраслевая кодификация – кодификация той или иной отрасли права и создание кодифицированного акта, объединяющего значительную часть норм соответствующей отрасли права (ГК, УК, ТК и тд)
|
|
Ø Специальная кодификация – это кодификация одного или нескольких институтов права, в результате которой нередко создаются комплексные кодифицированные акты (Лесной, Таможенный, Воздушный кодекс и др.)
Виды кодифицированных актов:
§ Основы законодательства – акты федерального законодательства, содержащие принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения федерации и субъектов (ОЗ о культуре, ОЗ о нотариате и тд.)
§ Кодексы – регулируют сферу однопорядковых отношений. Бывают отраслевые и комплексные.
§ Уставы – комплексные НА, регулирующие ту или иную сферу гос.деятельности.
§ Положения – сводные НА, детально регул. Правовое положение, задачи и компетенцию органов, учреждений, организаций.
§ Правила – порядок организации какого-либо роде деятельности
· Консолидация – такая форма систематизации законодательства, при которой устраняется множественность НПА одинаковой юридической силы, принятых в разное время по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам. Результат – принятие соотв.правотв.органом нового укрупненного НА, в состав которого вкл. Нормы, содержавшиеся в ранее действовавших разрозненных НА. Отличие от кодификации – консолидированные акты не устанавливают новых норм права и ничего не меняют в правовом регулировании соотв.общ.отношений. при консолидации изменяется только внешняя обработка нормативного материла без изменения его по существу.
· Инкорпорация – форма систематизации зак-ва, которая не связана с правотворческой деятельностью и заключается в создании разного рода сборников или собраний НА. виды:
- официальная / неофициальная
- хронологическая / систематическая (предметная)
- полная / частичная.
48. Государство, право и гражданское общество.
Необходимо начать с понятия гражданского общества вообще. Под гражданским обществом в современной науке ТГП понимают определенную ступень в развитии общества, особый тип государственно-организованного общества, который исторически приходит на смену традиционному, сословно-кастовому обществу, присущему эпохе рабовладения и феодализма. Формирование гражданского общества длительный исторический процесс, который продолжается до сих пор. Гражданское общество, как определенный идеал общественного устройства и как тип государственно-организованного общества должен отвечать некоторым признакам:
· Это общество, основу которого составляет частная собственность и многоукладная рыночная экономика.
· Это обязательно демократическое общество, т.е. общество с развитыми институтами непосредственной и представительной демократии. Здесь обязательно д.б. выборные органы.
· Это правовое общество, т.е. общество, в котором господствует право, признаются и обеспечиваются естественные права человека, действующие правовые законы.
· Это общество, которое характеризуется самоорганизованностью, широко развитым самоуправлением народа.
· Это общество, в котором центральное место занимает человек, выступающий как свободная личность и подлинный гражданин своей страны. Это общество свободных индивидов.
· Это общество, в котором все равны перед законом и правосудием.
Соотношение гос-ва и права с гражданским обществом:
Существуют разные точки зрения на такое соотношение:
o Государство и позитивное право не входят в состав гражданского общества, а находятся за его пределами.
o Государство и право является составными частями гражданского общества, его неотъемлемыми элементами.
Решение вопроса о соотношении и взаимодействии государства и права с гражданским обществом находится в прямой зависимости от того, что будет пониматься под гражданским обществом:
· При узкой трактовке гражданского об-ва, когда под ним понимают относительно независимую от гос-ва сферу общественной жизни, то соотношение гос-ва и права с гражданским обществом таким:
-- гражданское об-во и гос-во выступают как две относительно самостоятельные стороны общественной жизни, так или иначе связанные между собой и взаимодействующие друг с другом. Гос-во не должно вмешиваться во внутренние дела гражданского общества, в частную жизнь, гос.регулирование позитивным правом д.б. минимальным. Гос-во должно регулировать публичные отношения, обеспечивать свободу своих граждан и поддерживать в обществе определенный порядок. Гражданское общество через общественные объединения способно оказывать на гос-во определенное воздействие, контролировать его деятельность и подчинять своим интересам.
· При широкой трактовке гражданского об-ва, когда под ним понимают само общество с определенными признаками, то соотношение будет таким:
-- гос-во и гражданское общество выступают как: одно (гос-во) является составной частью другого (об-ва). но и тут двусторонний характер взаимодействия. Гос-во как составная часть гражданского общества, его особая политическая организация и официальный представитель, должно осуществлять управление обществом и регулировать наиболее важные общественные отношения в различных сферах общественной жизни. Вмешательство гос-ва в жизнь общества должно происходить только тогда, когда такое вмешательство необходимо. Гражданское же общество способно поставить гос-во на службу обществу и превратить его в орган, подчиненный обществу.
49. Правовое гос-во: понятие и признаки.
Идея правового гос-ва в виде идеи гуманизма, свободы, господства права и закона зародилась в глубокой древности. Однако, Термин «правовое государство» появился в первой трети 19 века. Примерно к этому же времени сформировалась и теория правового государства. Идея ПГ получила широкое распространение в произведениях современных российских и зарубежных исследователей. Существуют концепции правового гос-ва, которые по-разному трактуют его понятие:
Либеральная концепция: основанная на теории естественного права, выдела правовое гос-во как форму организации и деятельности гос.власти, при которой гос-во действует на основе естественного права и правовых законов, признает и гарантирует естественные права человека и, прежде всего, право частной собственности. Гос-во не вмешивается в экономику и в частную жизнь своих граждан. Оно выполняет роль «ночного сторожа» и призвано защищать частную собственность и свободу личности. За гражданами признавались только личные и политические права, экономические и социальные – отрицались.
Концепция социального правового гос-ва: активное вмешательство гос-ва в экономические и социальные отношения. Признает не только гражданские и политические, но также экономические, социальные и культурные права личности, и требует их гос.обеспечения.
Позитивистские концепции: правовое гос-во – это гос-во, связанное в своей деятельности с позитивным правом, т.е. своими же собственными законами, независимо от того, соответствуют они праву или нет. Т.е. правовое гос-во мыслится как гос-во, связывающее и ограничивающее себя нормами, которое само же и создает.