Принципы правотворчества: (см. с. 359-363)

Принципы правотворчества – руководящие идеи, начала, на которых должна основываться правотворческая деятельность и которые должны составлять ее главное содержание.

· Демократизм

· Гласность

· Научность

· Законность

· Профессионализм

· Связь правотворчества с практикой

· Оперативность

74. Формы (виды) правотворчества.

В зависимости от создаваемых правотворческими органами источников права:

· Принятие НПА: принимаются в основном законодательными и исполнительными органами гос.власти, в некоторых случаях – народом.

· Заключение нормативных правовых договоров: заключаются между гос-вами (международные договоры), между гос.органами, между гос. и негос.органами (внутригос. договоры публично-правового характера).

· Создание юридических прецедентов: субъектами, создающими данные источники права, являются суды (суд.прецеденты), атакже органы исполнительной власти (админ.прецеденты).

· Санкционирование обычаев

· Признание юридической доктрины: преимущественно в древних и средневековых гос-вах. Сейчас – Великобритания.

По субъектам правотворчества:

· Правотворчество гос.организаций: правотворчество, которое осуществляется ОГВ, а также другими гос.организациями (гос.учреждения и гос.предприятия).

· Правотворчество негос.организаций: при делегировании полномочий + правотворческая деятельность ОМСУ, негос. учреждений и предприятий, а также некоторых общественных объединений.

· Совместное правотворчество: это правотворческая деятельность ОГВ совместно с негос.организациями.

· Правотворчество народа: принятие НПА на референдуме.

По способу установления правовых норм:

· Непосредственная правоустановительная деятельность: правотворческий орган сам устанавливает нормы права.

· Санкционирование: правотворческий орган сам не устанавливает нормы права, а объявляет в качестве таковых уже существующие неправовые нормы, придавая им юридическую силу.

Исходя из правотворческой компетенции субъектов:

· Компетеционное правотворчество: это правотворчество, осуществляемое правотворческими органами в рамах своей компетенции.

· Делегированное правотворчество: это правотворчество, которое осуществляется за пределами компетенции правотворческого органа. Ему передаются полномочия, которые входят в компетенцию другого правотворческого органа.

С учетом юридической силы принимаемых НПА:

· Законотворчество / законодательная деятельность: принятие НПА высшей юридической силы

· Подзаконное правотворчество: носит производный (вторичный) характер по отношению к законотворчеству, т.к. принятие подзаконных НПА всегда осуществляется не взамен, а во исполнение законов и направлено на их конкретизацию и детализацию. Подзаконное правотворчество можно подразделить на четыре основных вида:

o Общее (связано с принятием подзаконных НПА общего характера)

o Местное (принятие НПА местного значения)

o Ведомственное (принятие ведомственных НПА)

o Локальное (принятие локальных НПА)

С учетом принципа разделения властей:

· Правотворчество законодательных органов (принятие актов высшей юридической силы)

· Правотворчество ОИВ (принятие подзаконных НПА)

· Судебное правотворчество (судебный прецедент)

С учетом федеративного устройства гос-ва:

· Федеральное правотворчество

· Региональное правотворчество.

75. Правотворческий процесс, его стадии.

1) Подготовительный этап правотворческого процесса:

А) стадия принятия решения о подготовке проекта НПА: утверждение плана проектных работ того или иного правотворческого органа.

Б) стадия подготовки (разработки) проекта НПА: осуществляется либо самим правотворческим органом, либо другими субъектами по поручению правотворческого органа, либо по инициативе иного субъекта.

В) стадия предварительного обсуждения проекта НПА: это м.б. обсуждения в самом правотворческом органе, расширенные заседания в комиссиях по подготовке проекта, обсуждение в печати и на телевидении и т.д.

Г) стадия доработки и утверждения НПА: проект дорабатывается с учетом поступивших замечаний и предложений, окончательно редактируется и утверждается. После этого наступает второй этап:

2) Основной этап правотворческого процесса:

А) стадия официального внесения проекта НПА в правотворческий орган: или стадия правотворческой инициативы. Доработанный и утвержденный проект НПА в официальном порядке вносится готовившими его органами или организациями в соответствующий правотворческий орган. Официально вносить проекты в законодательный орган могут лишь субъекты, обладающие правом законодательной инициативы.

Б) стадия обсуждения проекта НПА в правотворческом органе: проект вновь подвергается обсуждению, но оно носит уже официальный характер. Как правило, это несколько чтений. В первом чтении заслушивается доклад лица, внесшего законопроект и содоклад соответствующего комитета ГД. Затем депутаты обсуждают основные положения законопроекта и высказывают по ним свои замечания и предложения в форме поправок. После этого законопроект отклоняется или одобряется в целом и направляется на доработку в комитеты ГД. Во втором чтении обсуждается доработанный вариант законопроекта и принимается решение: поставить законопроект на голосование или направить его на третье чтение. При третьем чтении в законопроект нельзя вносить какие-либо поправки, здесь законопроект может лишь одобряться или не одобряться.

В) стадия принятия НПА: после того, как в процессе обсуждения в правотворческом органе проект нормативного акта получил одобрение, он ставится на голосование. В России, принятый ГД (нижней палатой) в течение пяти дней передается на рассмотрение в верхнюю палату – Совет Федерации для его одобрения (большинством голосов). Далее в течение пяти дней закон направляется Президенту для подписания и обнародования.

Г) стадия официального опубликования (обнародования) НПА: завершающая стадия принятия НПА – стадия промульгации.

76. Юридическая техника: понятие и виды. Правотворческая техника.

Правотворческая (законодательная) техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании НПА. Правотворческая техника является разновидностью юридической техники.

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении, опубликовании и систематизации правовых актов и иных юридических документов.

Понятие «законодательная техника» рассматривается в широком и узком смысле:

· Законодательная техника в широком смысле тождественна правотворческой технике, поскольку под законом в этом смысле понимается любой НПА и даже любой источник права.

· Законодательная техника в узком смысле – это совокупность правил, средств и приемов, которые используются при подготовке, оформлении и опубликовании не любых НПА, а только законов. Это и есть разновидность правотворческой техники.

В содержании правотворческой техники можно выделить три основных элемента: правила правотворческой техники, средства правотворческой техники и приемы (способы) правотворческой техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: