Уголовное законодательство: (основания освобождения от уголовной ответственности)

ü Деятельное раскаяние

ü Примирение с потерпевшим

ü Изменение обстановки

ü Истечение сроков давности

ü Амнистия

(основания освобождения от уголовного наказания):

ü Условно-досрочное освобождение

ü В связи с болезнью

ü В связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда

ü Помилование.

Административное, трудовое и гражданское законодательство:

ü Малозначительность

ü Истечение сроков давности

ü Крайняя необходимость

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

ü Невменяемость

ü Недостижение установленного законом возраста

ü Невиновное причинение вреда

ü Необходимая оборона

ü Крайняя необходимость

ü Малозначительность противоправного деяния

ü Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление

ü Физическое или психическое принуждение

ü Обоснованный риск

ü Исполнение приказа или распоряжения.

102. Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание - это совокупность идей, взглядов, представлений, чувств и эмоций, выражающих субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности.

Признаки правосознания:

· Это одна из форм человеческого сознания: сталкиваясь с правом в жизни люди так или иначе выражают свое субъективное отношение к нему, которое проявляется в чувствах, эмоциях, переживаниях по поводу существующих правовых норм и правового регулирования. Отношение к праву может выражаться и на более высоком уровне, когда выражаются определенные взгляды, идеи, теории. Это правосознание индивида и общества.

· Это отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности: правосознание касается только правовых явлений.

· Это субъективное отношение людей к праву и другим правовым явлениям действительности: каждый человек по-своему воспринимает право.

· Это явление, содержание которого составляют правовые идеи, теории, взгляды, представления, чувства, эмоции, переживания людей: они и выступают составными элементами правосознания.

· Это источник права в идеологическом смысле: прежде чем норма найдет свое закрепление в законе, она выражается в виде определенной правовой идеи. И только пройдя процедуру правотворчества эта норма станет общеобязательной.

· Правосознание выступает в качестве внутреннего регулятора поведения людей: оно выступает мотивом, побуждающим человека вести себя правомерно или противоправно.

Структура правосознания:

Ø Правовая психология: чувства, эмоции, переживания, настроения людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно-складывающуюся реакцию людей на правотворческую и правоприменительную деятельность, принятые НПА, практику их реализации, сложившийся в обществе правопорядок. Правовая психология относится к низшему уровню правосознания, поскольку дальше чувств и эмоций эта часть правосознания не идет. В этой связи, правовая психология не может радикально повлиять ни на действующее право, ни на практику его реализации.

Ø Правовая идеология: выражена в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, представлениях людей. Это уже более высокий уровень правосознания. На этом уровне правосознание способно активно повлиять на право и практику его реализации. Правовые идеи, будучи оформленными в правовые концепции, теории, способны радикально повлиять на действующее право, на практику его реализации. Господствующая в обществе правовая идеология, выраженная в правосознании политиков, самым непосредственным образом влияет на процесс формирования права, действующее законодательство, юридическую практику.

Отдельные исследователи дополнительно выделяют такие элементы правосознания как:

· Информационный: характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве, т.к. без информации не может быть отношения к праву.

· Оценочный: отношение людей к праву

· Волевой: психологическая направленность, готовность человека действовать определенным образом в правовой сфере.

Правосознание играет важную роль в общественной жизни: оно направляет правотворческую деятельность; наиболее отчетливо роль правосознания в общественной жизни проявляется в его функциях:

Познавательная (информационная) функция: правосознание способствует приобретению определенных знаний о праве и правовых явлениях действительности.

Оценочная функция: правосознание формирует отношение к праву, другим правовым явлениям в виде определенных предпочтений и оценок.

Регулятивная функция: правосознание способствует выработке соответствующей ориентации в сфере действия права и тем самым выступает в качестве своеобразного внутреннего регулятора поведения человека.

Ценностная функция, информативная, воспитательная, коммуникативная, прогностическая.

Виды правосознания:

По субъектам (носителям):

§ Индивидуальное

§ Групповое (коллективное)

§ Общественное

В зависимости от степени восприятия права и других правовых явлений:

§ Обыденное

§ Профессиональное

§ Научное

103. Понятие и принципы (требования) законности.

Законность может выступать в различных качествах:

· Законность может выступать в качестве правового принципа. В этом качестве она м.б. принципом организации и деятельности гос.аппарата, принципом гос.управления, принципом права, принципом правотворчества, принципом применения права, принципом юридической ответственности.

· Она может выступать в качестве метода гос.руководства обществом. Законность хар-ет деятельность органов гос-ва и должностных лиц, которая основывается на действующем законодательстве и протекает в строгом соответствии с нормами позитивного права.

· Она может выступать в качестве политико-правового режима общественной жизни. Здесь она выступает как определенный порядок, который выражается в господстве в гос-ве и об-ве права и закона.

Законность – это политико-правовой режим общественной жизни, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права всеми субъектами.

Признаки законности:

· Это определенный режим, политико-правовой режим общественной жизни

· Это режим, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права: неукоснительном соблюдении правовых запретов, должном исполнении юр.обязанностей, использовании субъективных прав без злоупотребления, надлежащем применении правовых норм компетентными органами.

· Это режим, который выражается в надлежащей реализации норм позитивного права всеми без исключения субъектами.

· Это политико-правовой режим, который обеспечивается, гарантируется гос-вом.

Принципы законности:

Принцип всеобщей законности: соблюдать и исполнять законы гос-ва обязаны все без исключения субъекты права (принцип равенства перед законом)

Принцип единства законности: законность в масштабах страны должна быть единой. Это обусловлено тем, что право – это единая система норм, осуществляющая единообразное регулирование основных общественных отношений на всей территории страны.

Принцип верховенства закона: ни один подзаконный НА не должен противоречить закону.

Принцип приоритета международного права: общепризнанные принципы и нормы МП и МД РФ являются составной частью ее правовой системы; при противоречии – применение норм МП.

Принцип недопустимости отступления от закона под предлогом целесообразности: нельзя обходить закон под предлогом того, что он устарел и его применение нецелесообразно. Пока закон действует, он обязателен к применению.

Принцип недопустимости произвола в деятельности должностных лиц: должностные лица, принимая властные решения должны руководствоваться законом, а не личными интересами.

Принцип неотвратимости юридической ответственности: ни одно правонарушение не должно оставаться без внимания компетентных государственных органов.

104. Понятие и принципы правопорядка. Правопорядок и общественный порядок.

Правопорядок складывается в результате надлежащей реализации правовых норм. Реализацией правовых норм завершается правовое регулирование конкретных правовых отношений, что приводит к их упорядочению, к созданию в обществе правопорядка.

Понимание правопорядка связывается только с позитивным правом и сводится только к реализации правовых норм, к правомерному поведению субъектов.

Исходя из того, что правопорядок является результатом действия права как в юридическом так и в общесоциальном смысле, различают правопорядок в общесоциальном и юридическом смысле.

Правопорядок в общесоциальном смысле – это порядок, основанный на праве в общесоциальном смысле, данный порядок возникает в обществе независимо от гос-ва и представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, сложившееся на основе права в общесоциальном смысле и фактической его реализации. Складывается на основе естественного права.

Правопорядок в юридическом смысле – это порядок, основанный на позитивном праве. данный правопорядок возникает по воле гос-ва и представляет собой, с одной стороны, состояние урегулированности, упорядоченности определенных видов общественных отношений нормами позитивного права, а с другой стороны – фактически складывающиеся в результате реализации норм позитивного права конкретные общественные отношения. В этой связи представляется возможность говорить о формальном и фактической правопорядке.

· Формальный правопорядок – это система общественных отношений, урегулированных нормами позитивного права. Он закрепляется в НПА и др.источниках права и сущ-ет независимо от того, реализуются нормы позитивного права или нет.

· Фактический правопорядок – это уже реально функционирующий формальный правопорядок, т.е. это уже упорядоченные в результате реализации норм позитивного права конкретные общественные отношения.

Исходя из того, что реально существующий в обществе правопорядок (правопорядок в юридическом смысле) – это фактический правопорядок, то его можно определить как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, сложившихся в обществе в результате реализации норм позитивного права конкретными субъектами.

Признаки правопорядка в юридическом смысле:

· Он предусмотрен нормами позитивного права (он должен получить формальное закрепление в нормах позитивного права)

· Фактически правопорядок складывается в результате реализации норм позитивного права конкретными субъектами.

· Это состояние фактической упорядоченности, организованности общественных отношений.

· Важнейшей предпосылкой правопорядка является законность.

· Правопорядок обеспечивается и поддерживается гос-вом.

Принципы правопорядка:

Принцип системности (правопорядок складывается на основе системы правовых норм и представляет собой сложившуюся в обществе систему отношений)

Принцип определенности (правопорядок складывается на основе правовых норм, обладающих формальной определенностью, следовательно, правопорядок выступает как четкая, строго определенная система ОО, складывающаяся в результате реализации норм права)

Принцип организованности (правопорядок складывается в обществе не стихийно, а при организующей роли гос-ва)

Принцип единства (единообразное правовое регулирование ОО и единства законности)

Принцип устойчивости (стабильный характер и устойчивость правопорядка).

Правопорядок не следует отождествлять с общественным порядком. Общественный порядок – это состояние фактической упорядоченности ОО, сложившееся в обществе в результате реализации социальных норм конкретными субъектами. Следовательно, правопорядок является частью общественного порядка, т.к. нормы права – это часть социальных норм. Правопорядок является основной частью общественного порядка, т.к. нормы права играют ведущую роль в системе социально-нормативного регулирования. Связь общественного порядка и правопорядка проявляется в том, что они имеют единую социальную природу и обусловлены закономерностями и целями общественного развития. Но существуют и различия:

· Разная нормативная основа: общественный порядок – вся совокупность норм; правопорядок – нормы права

· Разное происхождение: общественный порядок возник одновременно с об-вом; правопроядок – с гос-вом и позитивным правом

· По-разному обеспечиваются: общественный порядок обеспечивается обществом; правопорядок – гос-вом.

105. Обеспечение законности и правопорядка в обществе. Их общие и специальные гарантии.

Поскольку законность и правопорядок являются результатом действия норм позитивного права, то в обеспечении законности и правопорядка должно быть заинтересовано государство. Оно должно создавать определенные условия для господства в обществе законности и правопорядка и принимать специальные меры к их обеспечению. Но это обеспечивается не только усилиями гос-ва. И в самом обществе складываются определенные условия, обеспечивающие законность и правопорядок. Все эти условия, а также специальные меры гос-ва составляют систему гарантий законности и правопорядка в об-ве.

Все гарантии законности и правопорядка ввиду из многообразия традиционно подразделяют на общие и специальные:

Общие гарантии: условия, которые складываются в самом обществе:

· Экономические: определенные условия, которые складываются в экономической сфере общества (надлежащая организация экономической жизни общества, отлаженный хозяйственный механизм, стабильность в экономике и т.д.)

· Политические: режим демократии, политическая стабильность, сильная гос.власть.

· Идеологические: высокий уровень правового и нравственного сознания в обществе.

· Социальные: социальная защита гос-ва, высокий жизненный уровень, отсутствие безработицы.

Специальные гарантии: определенные меры, которые принимаются гос-вом в целях обеспечения законности и правопорядка:

- - меры, направленные на совершенствование законодательства (устранение пробелов, повышение качества и эффективности законодательства)

- - борьба с коррупцией, беззаконием и произволом в системе гос.органов

-- Борьба с правонарушениями во все сферах общественной жизни, своевременное привлечение к отв-ти

-- профилактика правонарушений

-- надлежащее применение права компетентными органами

-- обеспечение и защита прав и свобод граждан

-- эффективный контроль и надзор за состоянием законности и правопорядка

-- кадровое и материально-техническое укрепление ПО

106. Понятие и структура правовой системы. Национальные правовые системы, правовые семьи и типы права.

В современной юридической литературе нет однозначного понимания правовой системы. Широкая трактовка: Правовая система – взяты е в единстве и взаимосвязи все правовые явления общества. Это и само позитивное право, и правосознание, и правовая культура, и правотворчество, и правоприменительная деятельность, и законность и правопорядок и т.д. вместе с тем они образуют определенную систему, т.к. находятся в единстве между собой. При узкой трактовке понятием «правовая система» охватываются не все, а лишь некоторые правовые явления: позитивное право, господствующая правовая идеология, юридическая практика. Большинство исследователей в настоящее время исходит из того, что правовую систему не следует отождествлять с системой права. Термин «система права» характеризует само позитивное право как систему и раскрывает его внутреннее строение. В понятии же «правовая система» отражается не только позитивное право, но и все другие правовые явления общества.

Структура правовой системы:

Регулятивная подсистема: нормы права – позитивное право, источники права включая зак-во, индивидуальные правовые предписания, индивидуальные правовые акты, акты толкования права.

Идеологическая подсистема: правосознание, правовая культура, юридическая наука, юридическое образование, правовое воспитание.

Организационная подсистема: субъекты права и правоотношений, сами правоотношения, правотворчество, реализация и применение права, толкование права, правовое поведение, юридическая ответственность, законность, правопорядок.

Каждое гос-во имеет не только собственное право, но и собственную правовую систему.

Национальная правовая система – правовая система каждого отдельно взятого гос-ва.

Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права.

Р. Давид выделял три правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую, социалистическую, к которым примыкают религиозные и традиционные семьи.

Исходя из разных точек зрения представляется возможным выделить четыре основных правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-традиционную и социалистическую. В рамках РГПС можно выделить правовые подсемьи: романская, германская, скандинавская, славянская, латиноамериканская. А в рамках религиозно-традиционной – религиозную (мусульманская, иудейская, индуская) и традиционную.

С понятием «правовая семья» связано такое понятие, как «тип права». В советской ТГиП правовые семьи принято было выделять в рамках типа права, которые именовались историческими типами права.

В современной типологии права используется формационный подход, согласно которому выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права, каждый из которых существует в рамках соответствующей общественно-экономической формации и обусловлен определенным способом производства материальных благ.

Исходя из качественных особенностей права той или иной общественно-экономической формации выделяют три типа права:

· Сословное право: соответствовало азиатскому способу производства, рабовладельческому и феодальному обществам. Оно отражало и закрепляло структуру обществ, состоявших из классов-сословий и выступало как привилегия.

· Формальное право: это право буржуазного общества. Оно яляется правом всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы и качественно отличается от сословного права. Отменяются сословные привилегии, учреждается равенство всех людей перед законом, складываются основы гражданского общества.

· Социальное право: это право, возникшее в 20 веке. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи системы гос.гарантий.

В современной ТГиП используется также типология права, в основе которой лежит типология правовых систем: каждая правовая семья, выделяемая в процессе типологии правовых систем, рассматривается как соответствующий тип права (романо-германская, англосаксонская, религиозно-традиционная, и социалистическая правовые семьи могут рассматриваться как соответствующие типы права).

107. Романо-германская правовая система.

Возникла в 13 веке в странах континентальной Европы. Сложилась на основе изучения римского права. По мнению Р.Давида, система в своем развитии прошла три периода:

Первый период: господство обычного права. После распада римской империи на ее бывшей территории определенное время все еще продолжало действовать римское право. Однако, это оказалось слишком сложно для варваров. Начиная с 6 века большинство германских племен уже имело свои законы. Процесс создания этих законов продолжался до 12 века. Однако, «законы варваров» регулировали незначительную часть общественных отношений и были весьма разрозненными. Право существовало лишь формально.

Второй период: рецепция римского права и становление РГПС (экономические предпосылки, городское право, социально-культурные предпосылки, появление канонического права).

Третий период: период усиленного развития и кодификации европейского законодательства – формирование национальных правовых систем. Начиная с 19 века в странах Европы ничинают появляться кодексы.

Структура РГП:

· Четкое деление на публичное и частное право. это пошло от римского права, т.к. РГПС явилась результатом его рецепции.

· Деление на институты и отрасли. Выделяют гражданское, уголовное, конституционное, административное, ГПП и УПП.

· Нормы романо-германского права –это правила поведения общего характера, они не создаются судьями, а устанавливаются соответствующими правотворческими органами.

Источники:

· НПА, закон (строгая иерархия)

· Международные договоры

· Правовые обычаи

· Судебная и административная практика

· Общие принципы

· Обязательные прецеденты

· Правовая доктрина.

108. Англосаксонская правовая система.

Возникла в 11 веке. Ее возникновение и формирование связано с историей английского права. По мнению Р.Давида, в истории английского права можно выделить четыре периода:

Первый период: период англосаксонского права (с 5 века до 1066 г): характеризуется наличием многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения. Римское господство, существовавшее в Англии, не оказало какого-либо заметного влияния на право Англии. После его прекращения, варварские племена не имели общего для все права. В стране действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные обычаи. После обращения Англии в христианство, существовавшие в ней законы регулировали ограниченный круг общественных отношений. В 1017 г. датский король Канут, захвативший Британию, издал общие для всего гос-ва законы, но действующее право оставалось по-прежнему сугубо местным.

Второй период: период становления общего права (1066 г. – 1485г.) после нормандского завоевания в стране продолжали действовать старые англосаксонские обычаи, но завоевание все же оказало влияние на право. В стране установилась сильная централизованная власть короля, и одним из направлений ее усиления стало расширение юрисдикции королевских судов. Во второй половине 12 века в Англии возникает институт разъездных судей, которые при разрешении дел на местах руководствовались законодательными актами королей, местными обычаями и практикой местных судов. По возвращении в свою резиденцию они обобщали судебную практику и на ее основе разрабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские суды при рассмотрении дел. Так было создано т.н. «общее право». С середины 13 до середины 14 века зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего суда является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. (судебный прецедент).

Третий период: период расцвета общего права и его соперничество с правом справедливости (1485 – 1832): наряду с общим правом сформировалось право справедливости. Частные лица не имея возможности добиться решения в королевских судах или будучи недовольны решением, обращались к королю и просили разрешить дело по справедливости. Такое обращение обычно проходило через лорд-канцлера. Со временем, обращение к королю приняло общий характер и превратилось в обычное обжалование. В 15 веке лорд-канцлер становится более автономным судьей, единолично решающим дела от имени короля и совета. Появляется суд канцлера. Судопроизводство осуществлялось единолично в письменном виде. Лорд руководствовался не нормами права, а своей совестью. Но при вынесении решений он опирался также на принципы римского и канонического права.

Четвертый период: период развития и систематизации законодательства (1832-до н.в.): в самом начале этого периода были осуществлены правовая и судебная реформы. Было расчищено законодательство от архаичных и недействующих актов. В результате судебной реформы все суды были уравнены в правах. Было ликвидировано различие между судами общего права и судами справедливости. При этом все суды могли применять как общее право так и право справедливости. Возрастает значение законодательных и административных актов.

Структура англосаксонского права:

· Нет деления на публичное и частное право (система не восприняла и не рецептировала римское право)

· Характерно деление на общее право и право справедливости

· Отрасли права, особенно материального, выражены не очень четко. Это право процессуалистов и практиков.

· Нормы права: законодательные и прецедентные. прецедентные нормы – это часть судебных решений по конкретному делу (мотивировка и заключение; остальное – попутно сказанное)

Источники:

· Судебный прецедент

· НПА (закон, статут). Закон вносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой.

· Правовой обычай, доктрина и разум.

109. Мусульманская правовая система.

Возникла в 7 веке в Арабском Халифате в качестве одного из важнейших компонентов исламской религии. Эта религия содержит в себе теологию, которая уточняет и устанавливает, во что должен верить и во что не должен верить мусульманин, а также предписания, указывающие, что должны и не должны делать верующие (т.е. шариат). Шариат это мусульманское право.

Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций:

· В широком смысле как единую исламскую систему социально-нормативного регулирования (юр.нормы, религиозные и нравственные правила поведения, а также обычаи)

· Это юридические правила, которые занимают самостоятельное место в исламской системе социально-нормативного регулирования.

Следовательно, шариат – мусульманское право в широком смысле, а фикх – мусульманское право в узком смысле.

История: пророк Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения и нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались в проповедях. Другая часть норм сложилась в результате поведения и жизнедеятельности самого пророка. Эти нормы нашли свое отражение в первичных источниках Коране и сунне. После смерти Мухаммеда его нормотворческую деятельность продолжили ближайшие его соподвижники – халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и Сунну они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. Также влияние на мусульманское право оказали исламские правоведы и судьи (кади). В период 8-10 века зарождаются основные ветви ислама, восполняются правовые пробелы, на основе Корана формулируются множество предписаний. К концу 10 века завершился процесс формирования мусульманского права и оно было канонизировано.

Структура мусульманского права характеризуется тем, что оно знает деление на публичное и частное право (это носит весьма условный характер). Особая и наиболее развитая отрасль частного права – «право личного статуса», основными институтами которого являются брак, развод, родство, воспитание детей, материальное обеспечение семьи, завещание, наследование и тд. к частному праву относится и гражданское право (собственность, сделки и тд.)уголовное право объединяет нормы публичного и частного права. Публично-правовые нормы касаются лишь нескольких наиболее опасных проступков, за совершение которых установлены строго определенные наказания. Большинство других правонарушений считаются частными, т.к. затрагивают права и интересы отдельных лиц (санкция по усмотрению судьи).

Публично-правовая отрасль в мусульманском праве – нормы, регулирующие конституционные, административные и финансовые отношения + отрасль, регулирующая международные и некоторые внутригос.отношения. Вертикальные отношения регулируются не нормами мусульманского права, а государственными НПА.

Мусульманское право носит казуальный характер и представляет собой совокупность решений крупнейших правоведов по конкретным делам. Это большое кол-во неопределенных норм. + все выводы какой-либо школы, содержащиеся в канонизированные трудах юристов, признаются действительными, хотя могут и противоречить друг другу. Отмена устаревших норм не допускается, т.к. нормы мусульманского права являются религиозными нормами.

В структуре мусульманского права есть конкретные нормы и нормы-принципы. Нормы-принципы образуют общую часть МП и рассматриваются как исходный пункт при применении любой конкретной правовой нормы.

Под нормой права в мусульманском праве понимается правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Эти правила основаны на религиозных догмах, на вере. Их нельзя изменить, отменить или исправить. Нормы мусульманского права имеют отличительную черту в содержании: они не являются управомочивающими или запрещающими. Их основу составляет обязанность, долг совершить те или иные поступки.

Источники мусульманского права:

· Коран: священная книга ислама. Она является основополагающим источником МП. Это свод знаний, заповедей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни. В нормах Корана преобладают общие положения нравственного характера

· Сунна: это сборник адатов, т.е. традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда. Она рассказывает о поведении и бытии пророка, с этого должны брать пример верующие.

Первоначально единственным источников вероучения и права признавался только Коран, но со временем этого стало недостаточно и тогда стали прибегать к прецедентам и за образец брать поступки и действия пророка.

· Иджма: это согласованное заключение древних правоведов об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины. Коран и сунна это только историческая основа мусульманского права. Судья не может использовать только Коран и сунну, т.к. их окончательное толкование дано в иджме.

· Кияс: суждения по аналогии. Его можно рассматривать только как способ толкования и применения права, и с его помощью нельзя создавать основополагающие нормы права.

· Обычаи

· Традиции

· Государственные законы.

110. Теория разделения властей.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную является основным принципом организации государственной власти в современном демократическом государстве. Концепция разделения властей сформировалась в Европе 18 веке, в период буржуазных революций. В ее основе - идея ограничения абсолютизма, когда вся полнота государственной власти сосредоточена в руках монарха. Основоположники теории разделения властей - Джон Локк (1632-1704) и Шарль-Луи Монтескье (1689-1755). Сущность данного принципа Ш. Монтескье выразил в фундаментальном труде «О духе законов» (1748) следующим образом: «Свобода возможна при любой форме правления, если в государстве господствует право, гарантированное от нарушений законности посредством разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга».

Таким образом, главная цель разделения властей - не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека. Законодательные, судебные, исполнительные органы самостоятельны, независимы друг от друга; чиновник не вправе одновременно занимать должности в разных ветвях власти, которые взаимно контролируют, сдерживают друг друга; вмешательство одной ветви власти в компетенцию другой не допускается. При этом создание системы сдерживания и взаимоконтроля трех ветвей власти не исключает их взаимодействия, сотрудничества при решении общих задач и проблем.

Система разделения властей включает:

· четкое разграничение полномочий и предметов ведения между ветвями власти;

· взаимный контроль, систему сдержек и противовесов;

· взаимодействие, координацию деятельности всех ветвей власти.

Каждой ветви власти соответствуют своя система государственных органов, специфические признаки, принципы организации, нормативно-правовая база.

Законодательная власть осуществляется парламентами, региональными и местными представительными органами. Главная задача законодательной власти - сформировать законодательство как систему норм, обладающих высшей юридической силой. Законодательные органы обладают монополией на законотворчество. Кроме того, они устанавливают налоги, утверждают бюджет, контролируют его исполнение. Депутаты законодательных органов избираются населением на определенный срок. Основными принципами функционирования органов законодательной власти являются:

· коллегиальность деятельности;

· отсутствие соподчиненности законодательных органов всех уровней.

Исполнительная власть осуществляется президентом, правительством, министерствами, иными органами исполнительной власти. В их ведении - исполнение законов, повседневное управление, непосредственная организация жизни общества. Исполнительную деятельность характеризуют:

· организационный характер;

· ориентация на практическую реализацию законодательства;

· непрерывный характер управляющего воздействия во времени и в пространстве.

Исполнительная деятельность является повседневной, она не прекращается ни на один день. Исполнительные органы распоряжаются финансовыми, людскими, природными, правоохранительными, информационными ресурсами общества. В ведении исполнительных органов - вооруженные силы, полиция, тюрьмы. Следует отметить иерархическую организацию исполнительной власти с преобладанием единоначалия. Последнее позволяет оперативно принимать решения и организовывать их реализацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: