Единая государственная система экологического мониторинга

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна была объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.

В рамках Единой государственной системы экологиче­ского мониторинга решаются следующие задачи:

— разработка программ наблюдений за состоянием окружающей природной среды на территории России;

— организация наблюдений и проведение измерений показателей объектов экологического мониторинга;

— обеспечение достоверных и сопоставимых данных наблюдений как в отдельных регионах, так и по всей тер­ритории РФ;

— сбор и обработка данных наблюдений;

— организация хранения данных наблюдений, созда­ние специальных банков данных;

— гармонизация банков данных и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;

— оценка и прогноз состояния объектов окружающей среды и антропогенного воздействия на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния среды обитания человека;

— обеспечение доступности экологической информа­ции широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;

— информационное обеспечение органов управления состоянием окружающей природной среды и природных ресурсов, экологической безопасностью;

— разработка и реализация единой научно-техниче­ской политики в области экологического мониторинга.

Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе террито­риально-ведомственного принципа, предусматривающего максимальное использование возможностей уже сущест­вующих государственных и ведомственных систем мони­торинга состояния окружающей природной среды, антро­погенного воздействия, состояния биоты, экосистем, сре­ды обитания человека.

К базовым функциональным подсистемам относятся системы мониторинга:

— состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв (Росгидромет);

- антропогенных воздействий и использования при­родных ресурсов (Минприроды и его территориальные органы);

— земель (Роскомнедра);

— недр (Роскомнедра);

— наземной флоры и фауны (Минприроды и его территориальные органы);

— состояния среды обитания человека (Госкомсанэпиднадзор).

Указанные органы исполнительной власти, их территориальные подразделения осуществляют координацию деятельности соответствующих отраслевых, ведомственных и объектовых служб мониторинга, выполняющих ра­боты в рамках указанных базовых функциональных систем ЕГСЭМ, а также сбор и обобщение данных)

К базовым подсистемам относится мониторинг:

— лесов (Рослесхоз);

— водохозяйственных систем (Роскомвод);

— рыб, водных животных и растений (Роскомрыболовство);

— военных объектов (Минобороны);

— объектов атомной промышленности (Минатом),

В ЕГСЭМ могут функционировать другие специальные системы мониторинга.

К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:

— картографическое и геодезическое обеспечение (ре­ализуемое Роскартографии);

— метрологическое обеспечение измерений (Госстандарт);

— средства и системы космического мониторинга;

— системы связи и коммуникаций (соответствующие федеральные органы и их территориальные подразделе­ния).

Конкретный механизм функционирования ЕГСЭМ определяется Положением о Единой государственной систе­ме экологического мониторинга, утвержденным Прави­тельством Российской Федерации, в котором определяются компетенция, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий и организаций, осуществ­ляющих экологический мониторинг на основании спе­циальной Государственной программы.

ЕГСЭМ форми­руется на трех основных организационных уровнях — федеральном, субъектов Российской Федерации, локаль­ном (объектном).

Территориальные системы экологического мониторин­га (ТСЭМ) организуются в субъектах РФ и являются ос­новными системообразующими элементами ЕГСЭМ. ТСЭМ строятся в субъектах РФ по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения со­поставимости информации между отдельными подсис­темами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мо­ниторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть наблюдений за объектами, представляющими инте­рес непосредственно для данного субъекта Российской Федерации.

Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых функциональных и специальных пoдсистем мониторинга. Функции основного системообразующего центра ТСЭМ выполняет региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ) территориально­го органа Минприроды, информационно связанный со всеми указанными центрами.

Для контроля функционирования объектов хозяйст­венной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную сре­ду и зон их непосредственного влияния (импактный мо­ниторинг). Предприятия и организации, осуществляю­щие хозяйственную деятельность, оснащаются средствами контроля воздействий на окружающую среду, производи­мых в процессе функционирования предприятия. Систе­мы контроля воздействий создаются за счет средств субъ­ектов хозяйственной деятельности, которые обеспечи­вают их регламентное функционирование. Указанные системы контроля подлежат аттестации по правилам, ут­верждаемым руководящими органами ЕГСЭМ.

Региональный уровень ЕГСЭМ формируется субъекта­ми Российской Федерации для решения задач экологи­ческого мониторинга, носящих региональный характер. При этом определяются подсистемы ЕГСЭМ, участвую­щие в формировании региональной системы.

функциональных органов, способных обслуживать ряд субъектов РФ.

Федеральный уровень ЕГСЭМ образован центральны­ми органами федеральной исполнительной власти, подве­домственными им научными и производственными орга­низациями, осуществляющими функции информацион­но-аналитических центров ЕГСЭМ.

Сбор, хранение и анализ обобщенной информации, поступающей от информационных звеньев функциональ­ных подсистем мониторинга территориального уровня, а также от федеральных центров ведомственных специали­зированных подсистем, осуществляется в информацион­но-управляющих федеральных центрах функциональных подсистем. Организация взаимодействия информацион­но-аналитических центров, обеспечение формирования банков данных ЕГСЭМ в целом осуществляются инфор­мационно-аналитической системой Минприроды (ИАС). ИАС играет координирующую роль в обеспечении сопос­тавимости информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ.

С целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных в рамках ЕГСЭМ функционирует система обеспе­чения качества данных (СОКД), реализуемая через феде­ральные центры, координирующие деятельность соответ­ствующих базовых функциональных и специальных под­систем ЕГСЭМ. Основные задачи СОКД:

— координация разработки, унификации и стандарти­зации методик анализа объектов мониторинга и техниче­ских средств, позволяющих реализовать эти методики;

— обеспечение функционирования единой системы внешнего контроля качества аналитических работ;

— координация работ по сертификации и аттестации звеньев мониторинга;

— научно-методическое и организационное руковод­ство системой обеспечения качества данных на террито­риальном уровне;

— метрологическое обеспечение средств измерения, проводимых в рамках ЕГСЭМ.

Помимо совокупности функциональных и специаль­ных подсистем мониторинга, для полноты оценки состоя­ния окружающей среды в рамках ЕГСЭМ на федераль­ном уровне обеспечивается функционирование некоторых других подсистем мониторинга, как правило, не имею­щих территориального уровня. К ним, в частности, отно­сятся подсистемы мониторинга:

— дальнего (трансграничного) переноса загрязняющих воздух веществ;

— комплексного фонового — на территории биосфер­ных заповедников;

— озонового слоя;

— гелиогеофизической, в частности ионосферно-магнитной, обстановки;

— геокриологического.

В случае необходимости в составе ЕГСЭМ исходя из требований экологической обстановки могут создаваться и другие тематические системы экологического монито­ринга.

ЕГСЭМ принимает участие в международных проек­тах и программах по мониторингу окружающей среды, осуществляет информационное взаимодействие с этими системами, проводит работы по согласованию методоло­гии и метрологическому обеспечению мониторинга.

Информация, получаемая на всех иерархических уров­нях ЕГСЭМ, является приоритетной по отношению к ин­формации, получаемой из других источников, при под­готовке и принятии решений в области охраны окру­жающей среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления. Эта информация является государственной собственностью, право владе­ния, пользования и распоряжения ею регламентируется соответствующими законами Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: