1. Сравните волюнтаризм А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.
2. Перечислите философские направления XX в., в которых большое внимание уделяется языку.
3. Мартин Хайдеггер сделал весомый вклад в феноменологический подход к герменевтике. Объясните, в чем именно он заключался.
4. Сравните изменения в позиции «раннего» Витгенштейна, выраженные в «Логико-философском трактате» (1921), и «позднего», изложенные в произведении «Философские исследования» (1953).
5. Сравните понимание свободы в экзистенциализме и в философии жизни.
6. Сравните неопозитивизм и постпозитивизм в их исходных позициях.
7. Объясните, почему идеи постмодернизма завоевали себе право на существование, особенно в искусстве.
8. Сравните понимание истины в прагматизме и философии жизни.
9. Покажите, что иррационализм – отличительная черта философских направлений западной философии XIX – XX вв.
10. Проиллюстрируйте разнородность основных философских направлений современности: аналитической философии, феноменологии, герменевтики и постмодернизма.
Вариант № __5__ Задание № _9___
Ответ:
Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии экзистенциализме, прагматизме, неотомизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.
Вопрос об иррациональном в познавательной деятельности тесно связан с проблемой рациональности. Иррациональное имеется во всех сферах культуры, в любой деятельности человека. Важно, чтобы верховенство в науке и социальном устройстве сохранялось за Разумом. Дело в том, какое место по отношению к Разуму и к духовным ценностям человека занимает иррациональное
Зачтено__________________________ (подпись преподавателя)
Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя)
Рекомендации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание «Таблицы»
Таблица 1
феноменология | герменевтика | неопозитивизм |
1) бессмысленные высказывания; 2) соотносительность субъекта и объекта; 3) истина раскрывается через вопрос; 4) феноменологическая редукция; 5) верификация; 6) эйдос; 7) интерпретация; 8) понимание; 9) язык – это диалог; 10) феномен; 11) язык – это игра; 12) эпоха; 13) логический эмпиризм; 14) критерии научности высказывания; 15) язык – это бытие; 16) интенция; 17) математическая логика; 18) «Логико-философский трактат» (1921).
Таблица 2
Э. Гуссерль | экзистенциализм | позитивизм |
1) нейтральные элементы мира; 2) «трансцендентальный» мир сознания; 3) метафизическая стадия познания; 4) феноменологический метод исследования; 5) интенциональность; 6) «Логические исследования» (1901);
7) Ж.-П. Сартр; 8) экзистенция; 9) теологическая стадия познания; 10) «Философия как строгая наука» (1911); 11) бытие-в-мире; 12) пограничная ситуация; 13) О. Конт, эмпириокритицизм; 14) принцип экономии мышления; 15) переживание человеческого существования; 16) страх перед смертью; 17) «чистое» сознание; 18) позитивная стадия познания.
Таблица 3
аналитическая философия | психоанализ | Г.-Х. Гадамер |
1) Эрих Фромм; 2) центр философского анализа – естественный язык; 3) аппликация – предпосылочность науки; 4) смысл имени; 5) сублимация; 6) Дж. Мур; 7) бессознательное; 8) понимание; 9) архетип; 10) герменевтический метод; 11) либидо; 12) редукция; 13) герменевтика; 14) значение имени; 15) язык; 16) Карл Юнг; 17)»Истина и метод» (1960); 18) здравая философия – это логика.
Таблица 4
неопозитивизм | постпозитивизм | постмодернизм |
1) научная революция; 2) синтетические предложения; 3) Карл Поппер; 4) физикализм; 5) Б. Рассел; 6) атомарные предложения; 7) «смена теорий обеспечивает рост научного знания»; 8) Жан Лиотар; 9) «философствование должно быть научным»; 10) принцип фальсификации; 11) интерпретация текста; 12) парадигма; 13) метод деконструкции; 14) Жак Деррида; 15) письменный текст; 16) аналитические предложения; 17) эстетика возвышенного; 18) верификация.
Таблица 5
прагматизм | философия жизни | экзистенциализм |
1) «самость»; 2) «прагматическая максима»; 3) А. Шопенгауэр; 4) «истина – это польза»; 5) экзистенция; 6) проблематическая ситуация; 7) ответственность; 8) становление; 9) воля к власти; 10) сверхчеловек; 11) истина – это фикция; 12) Чарльз Пирс; 13) А. Камю; 14) Джон Дьюи; 15) свобода; 16) воля к жизни; 17) К. Ясперс; 18) концепция «радикального эмпиризма».
Таблица 6
Ф. Ницше | Ж.-П. Сартр | неопозитивизм |
1) Л. Витгенштейн; 2) учение о вечном возвращении; 3) «Так говорил Заратустра»; 4) атомарный факт; 5) учение о сверхчеловеке; 6) учение о переоценке всех ценностей; 7) «история любой жизни – это история поражения»; 8) «человек сам себя создает в любой ситуации»; 9) «становление – это процесс, ведущий в никуда»; 10) человек свободен в выборе, человек ответственен за свой выбор; 11) бытие в себе; 12) бытие для себя; 13) воля к власти; 14) логический атомизм; 15) атомарные предложения; 16) человек самоценен; 17) бессмысленные предложения; 18) научно-осмысленные предложения.
Таблица 7
Западная философия второй половины XIX – начала XX вв. (общие черты) | Анри Бергсон | герменевтика |
1) память; 2) антиинтеллектуализм; 3) индетерминизм; 4) сциентизм; 5) вживание; 6) антигуманистическая сущность науки; 7) «жизнь – это иррациональная творческая сила», могучий «жизненный порыв»; 8) «длительность – это время жизни, ее сущность»; 9) онтологизация языка; 10) развитие личности – это чередование творческих актов; 11) иррационализм; 12) «творческая эволюция»; 13) В. Дильтей; 14) антропологизм; 15) сопереживание; 16) вчувствование; 17) релятивность истины; 18) проблема исторического понимания.
Таблица 8
сциентизм | антисциентизм | антропологизм |
1) сущность человека (экзистенция); 2) индустриальное общество; 3) отчуждение; 4) информационное общество; 5) Джордж Оруэлл «1984»; 6) философская антропология; 7) Олдос Хаксли «О дивный новый мир»; 8) А. Тоффлер; 9) Евгений Замятин «Мы»; 8) экзистенциализм; 9) персонализм; 10) техницизм; 11) свобода; 12) постиндустриальное общество; 13) информация.
Таблица 9
онтология | философия языка | структурализм |
1) лингвистика; 2) бытие-вопрошание; 3) структурный анализ общения; 4) «делание»; 5) забота; 6) структурный анализ форм бытия; 7) неопозитивизм; 8) логика; 9) бытие-в-мире; 10) парадоксы теории множеств; 11) логическая форма; 12) К. Леви-Строс; 13) понимание текстов; 14) Г. Фреге; 15) сознание; 16) структура знания; 17) структурный анализ культуры; 18) «наличное бытие».
Таблица 10
З. Фрейд | религиозная философия XX в. | аналитическая философия |
2,4,5,9,14,16. | 1,3,7,8,10,12. | 6,11,13,15,17,18. |
1) проблема добра и зла; 2) «Я»; 3) Ж. Маритен; 4) «Сверх-Я»; 5) психоанализ; 6) принцип верификации; 7) персонализм; 8) неотомизм; 9) бессознательное; 10) Г. Марсель; 11) построение идеальных моделей осмысленного рассуждения; 12) проблема веры и знания; 13) философия логического анализа; 14) сублимация; 15) устранение из науки псевдопроблем; 16) «Оно»; 17) искусственный язык; 18) Р. Карнап.
Зачтено__________________________ (подпись преподавателя)
Не зачтено_______________________ (подпись преподавателя)