Налог на доходы физических лиц

Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Плательщиками налога с доходов физических лиц (статья 207 НК РФ) выступают исключительно физические лица: как резиденты, так и нерезиденты. К налоговым резидентам согласно Налоговому кодексу относятся граждане РФ, лица без гражданства, граждане других государств, постоянно проживавшие на территории России в течение календарного года в общей сложности не менее 183 дней. Объектом обложения налогом у налоговых резидентов выступает доход, полученный ими в налоговом периоде от источников как в России, так и за ее пределами. В отличие от них для налоговых нерезидентов объектом обложения является доход, полученный исключительно из источников, расположенных в Российской Федерации. При этом положения Налогового кодекса устанавливают перечень доходов, подлежащих налогообложению, полученных как на территории РФ, так и за ее пределами. Российское налоговое законодательство установило обложение совокупного годового дохода.

За годы существования подоходного налога с физических лиц ставки этого налога достаточно часто менялись. Но эти изменения носили скорее косметический, нежели капитальный, характер, поскольку, как правило, менялись верхняя, высшая, ставка или же размер облагаемого по той или иной ставке совокупного годового дохода, что было связано с инфляционными процессами. При этом до принятия Налогового кодекса в части налога на доходы физических лиц ставки были прогрессивными. Начиная с 2001 г. в Российской Федерации действует фактически единая для определенного вида доходов ставка налога. Основной налоговой ставкой, которая применяется к большинству видов доходов, является ставка в размере 13%.

Налог на доходы физических лиц, безусловно, должен реализовать свою распределительную функцию. Единая ставка налога эту задачу не выполняет, так как не учитывает наличие у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. Единая пониженная ставка налога введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой части общества.

Необходимо подчеркнуть, что практически нигде в мире не существует плоская шкала подоходного налога. При этом прогрессия в большинстве стран достигает больших величин. В США, например, максимальная ставка равна 31%, в Японии – 50%, во Франции – 54%, а в Дании – 63%.

В сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет он занимает теперь третье место, уступая лишь налогам на добавленную стоимость и на прибыль, вся его доля в доходах консолидированного бюджета РФ в 2003 г. – 17% – явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления данного налога занимают доминирующее положение, достигая, например, в США 60% всех налоговых поступлений.

Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами.

Во-первых, низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России. Во-вторых, постоянными задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих в бюджете. В-третьих, неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий. В-четвертых, получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины всех положенных сумм этого налога.

Преимущество этого налога заключается в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог – достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований. Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его неуплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам.

20. Социальные выплаты и льготы, механизмы их финансирования. По­нятие публично-нормативного обязательства.

Основные социальные гарантии закреплены в конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике, они определены в статье 7 Основного закона РФ. «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный размер минимальной оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Развивается система социальных служб, устанавливаются пособия, пенсии и гарантии социальной защиты».
На современном этапе просматриваются 2 основные функции в системе государственной социальной защиты:
1. Социальные выплаты;
2. Система социального обслуживания одиноких, пожилых, престарелых, инвалидов, основанных на принципе заботы государства о социально уязвимых членах общества.
Социальные гарантии – это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституциональных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий выступают минимальные социальные стандарты.
Минимальные социальные стандарты – это установленные законодательством РФ нормы и нормативы, которые закрепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя.
Систему государственных минимальных стандартов составляют стандарты в области:
1. оплаты труда;
2. пенсионного обеспечении (пенсия –базов, стрхов, накопит)
3. образования;
4. здравоохранения;
5. культуры;
6. социального обслуживания;
7. жилищно-комунального обслуживания.
Пособия
- временно нетрудоспособным
- на воспитание детей
- по беременности и родам
Законодательное обеспечение соц обслуживания
1990 – гос пенсии
2001 – о мерах гос соц обеспеч в РФ
1994 – об индексации пенсий
1994- о надбавках к пенсии
2000 – система персонифицированных учетов для пенсионеров

Важную роль в политике доходов играет финансирование социальных программ. Система поддержания уровня доходов граждан, как правило, состоит из двух видов программ. К первому виду относятся программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию и временной безработицей. Эти программы финансируются за счет налогов на заработную плату, резервируемых для этих целей, и соответствующие пособия считаются заработанным правом, а не государственной благотворительностью.

Ко второму виду относятся программы государственной помощи, в соответствии с которыми предоставляют пособия тем, кто не может заработать сам, будучи нетрудоспособным или имеющим детей на своем иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений.

Составными частями государственного социального страхования в РФ являются государственные внебюджетные социальные фонды: Фонд социального страхования, Пенсионный фонд, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования.

Публичные обязательства, согласно ст. 6 БК РФ

В соответствии со ст. 6 БК РФ публичные нормативные обязательства представляют собой "публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации, за исключением выплат физическому лицу, предусмотренных статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях". Таким образом, исходя из смысла приведенного определения, публичное нормативное обязательство является видом публичного обязательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: