Сущность и основные задачи управления персоналом на предприятиях туризма

Индустрия туризма уникальна тем, что персонал составляет часть турпродукта, поэтому главные усилия менеджмента в туризме долж­ны быть направлены на управление персоналом (человеческими ре­сурсами). Однако, с другой стороны, внедрение автоматики, использование компьютерных технологий, рационализация труда и организация всей работы сервисных компаний и фирм приводят к сокращению пер­сонала. Несмотря на это, менеджеры сферы сервиса и туризма од­нозначно признают, что квалифицированные опытные работники вы­ступают основным активом любой компании. Персонал, или кадры (от лат. personalis), — это основной штатный состав работников организации, выполняюших различные производ­ственно-хозяйственные функции.

Управление персоналом — это комплексное, целенаправленное воз­действие на коллектив с целью обеспечения оптимальных условий для творческого, инициативного, сознательного труда отдельных его ра­ботников, направленного на достижение целей предприятия.Концепция управления персоналом — система теоретико-методоло­гических взглядов на понимание и определение содержания, целей, за­дач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также механизма его реализации в конкретных условиях функционирования организации.

Кадровое планирование — это направленная деятельность по под­готовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного раз­вития персонала, расчету его профессионально-квалификационной структуры, определению общей и дополнительной потребности, конт­ролю за его использованием. Кадровая политика формируется кадровыми службами. На сегод­няшний день в связи с ослаблением централизованной системы уп­равления туризмом перед туристскими фирмами стали вставать прин­ципиально новые задачи, связанные с управлением человеческими ресурсами, которые требуют совершенно иных навыков и умений, поэтому появилась новая профессия — персонал-менеджер, то есть управляюший персоналом. Управляющие персоналом — это самостоя­тельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главная цель которых — повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы разви­тия кадров организации. Исходя из этих задач определяются функции кадровой службы ком­пании, основные из них таковы:

- формирование кадров организации (планирование, отбор и найм, высвобождение, анализ текучести развитие работников (обучение и профессиональное развитие работников, аттестация и оценка персонала, организация продви­жения по службе);

- совершенствование организации труда и его стимулирования, создание безопасных условий труда.

Целями управления персоналом предприятия (организации) являются:

- повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;

- повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли; - обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.

Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:

- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;

- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;

- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;

- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;

- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);

- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;

- согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);

- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.

Эффективность управления персоналом, наиболее полная реализация поставленных целей во многом зависят от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми

Методы управления: - кадровое планирование; - управление изменениями; - оптимизация численности и структуры персонала, регулирование трудовых перемещений; - выработка правил приема, расстановки и увольнения работников; - структурирование работ, их новая компоновка, формирование нового содержания труда, должностных обязанностей; - управление затратами на персонал как средство воздействия на развитие трудового потенциала работника; - организация труда как средство создания обстановки, способствующей максимальной отдаче исполнителя в процессе работы; управление трудовой нагрузкой, оптимизация структуры рабочего времени; оценка и контроль деятельности; политика вознаграждения за труд, его высокие результаты; предоставление социальных услуг как средство мотивации, стабилизации коллектива; тарифные соглашения между администрацией и коллективом; социально-психологические методы (методы устранения конфликтных ситуаций, обеспечения взаимодействия и т.д.); формирование корпоративной культуры и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: