· по степени охвата
- общие(охватывают всю социально-экономическую систему)
- локальные(одну или несколько подсистем)
· по проблематике
- макрокризис(уровень страны)
- мезо (уровень региона или отрасли)
- микро (уровень предприятия)
· по струткуре отношения в социально-экономической системе
- экономические
- социальные
- экологические
- политические
· по степени проявления
- предсказуемые
- неожиданные
- латентные (скрытый, должны видеть менеджеры)
- явные (снижение результатов)
- легкий
- глубокий
- финансовая катастрофа
Основные типы кризисов: социологический; экономический; политический; демографический; психологический; экологический
Нарушение одного из элементов связанного в цепочки приводит к нарушению всей цепи.
Антикризисное управление- такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредствам использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющий стратегический характер, позволяющий устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы.
|
|
Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить 3 группами.
Первая группа включает:
• Проблемы распознания предкризисных ситуаций (увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер).
• Проблемы предотвращения кризиса (построить и запустить в действие специальные механизмы).
• Проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии.
• Проблемы выхода из кризиса.
• Проблемы ликвидации последствий кризиса.
Вторая группа связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации:
1. Методологические проблемы антикризисного управления (формирование миссии и цели управления; определение путей, средств, методов управления).
2. Финансово-экономические проблемы антикризисного управления (определение типов диверсификации производства или проведение конверсии; поиск источников финансирования).
3. Правовые проблемы антикризисного управления.
4. Проблемы организации антикризисного управления.
5. Социально-психологические проблемы антикризисного управления.
Третья группа:
• Конфликтологические проблемы управления.
• Маркетинг: поведение в условиях неопределенности.
• Внешнее управление и проблемы санации(система мероприятий по улучшению фин. состояния)
|
|
Можно выделить шесть функций АУ:
1. предкризисное управление,
2. управление в условиях кризиса,
3. управление процессами выхода из кризиса,
4. стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспечение управляемости)
5. минимизация потерь и упущенных возможностей
6. своевременное принятие решений.
Существует 2 стадии антикризисного управления предприятием:
И стадии и что входит в них переплетаются обратной связью..
1 Стадия (Антикризисное стратегическое планирование) в состав её входят:
· Анализ внутренних и внешних причин кризисной ситуации на предприятие
· Пересмотр миссии и системы целей предприятия
· Анализ альтернатив и выбор антикризисной стратегии
2 стадия (Тактическое планирование) в состав её входят:
· Реализация выбранной антикризисной стратегии
· Оценка и контроль результатов антикризисной стратегии
Системе антикризисного управления присущи следующие свойства:
1) гибкость и адаптивность. Данная система наиболее часто применяется при матричной системе управления;
2) способность принятия неформального управления, наличие терпения и уверенности управляющего;
3) диверсификация управления. В данном случае происходит поиск новых типологических признаков, необходимых в сложной ситуации;
4) снижение централизма с целью обеспечения мгновенного реагирования на кризисные явления;
5) усиление интеграционных процессов, позволяющее более полно и точно использовать потенциал компетенции.
58) Антикризисное управление на основе внедрения технологических инноваций.
Применение инноваций в АУ зависит от следующих факторов:
6. Стадия жизненного цикла предприятия
7. Финансовая устойчивость
8. Инновационный потенциал предприятия
9. Стили руководства
10. Корпоративная куль тура
В зависимости от этих факторов осуществляется выбор инновации, необходимых в рамках АУ.
o Продуктовые или процессные
o Маркетинговые, технологические или продуктовые
o Стратегические или адаптационные
Технологические инновации – инновации в области технологии, усовершенствование технологии, применение принципиально новых технологий в производстве выпускаемого продукта, освоение новых технологических регламентов, новых видов технологического оборудования и технологической оснастки.
Данный вид инноваций требует высоких затрат ресурсов как материальных так и трудовых, однако уровень затрат при незначительном изменении технологии менее ресурсоемки.
Такой товар, как технология, нужно рассматривать с учетом:
- потребительной стоимости;
- труда по созданию;
- процесса потребления технологических знаний. Технологические знания являются нематериальным продуктом, его полезность не определяется формой материального носителя (техническая документация, опыт и т.п.). Она заключается в создании условий для повышения эффективности производства, выпуска новых видов продукции и ускорения ее реализации.
ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ - полезность продукта, его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
Специфика потребительной стоимости и труда по созданию технологии предопределяет особенности потребления этого товара. Технологические знания используются в производственном процессе, однако, характер их потребления обусловливает то, что труд по созданию технологических знаний не переносится на продукт предприятия, который создается с помощью этих знаний.
На использование технологии влияют:
— темпы устаревания технологии и замены ее новой, более совершенной;
— скорость распространения данных технологий.
Ожидаемый эффект от внедрения:
o Расширение доли рынка или углубление в целевом сегменте
o Выход на новые рынки или целевые сегменты
|
|
o Занятие новых позиций
59) Антикризисная стратегия развития предприятия. Основные этапы разработки антикризисной стратегии
АУ осуществляется на тактическом и стратегическом уровне.
Стратегическое АУ связанно с разработкой антикризисной стратегии на предприятии. Тактическое АУ связанно с реализацией, разработкой стратегии и соответствующих инструментов.
Антикризисная стратегия – стратегия, направленная на оптимизацию поведения бизнеса и устранение кризиса в условиях спада в отросли, устойчивого снижения основных финансовых показателей деятельности и угрозы банкротства или недопущения кризиса на стадиях роста.
Антикризисная стратегия разрабатывается на основе эталонной стратегии.
Виды эталонной стратегии:
· стратегии роста:
- концентрированного роста
- интегрированного роста
- диверсифицированного роста
-стратегия сокращения
Виды антикризисных стратегий:
· Российские исследователи [Г.А. Александров и др]
· А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд
Российские исследователи [Г.А. Александров и др]
Отечественные авторы предлагают использовать предприятию защитную реакцию в качестве тактики в момент вхождения в кризис, а наступательную реакцию – в качестве стратегии последующих действий. Обобщая имеющийся опыт, составим схему, по которой можно предложить действовать предприятию на стадии «лечения» для выхода из финансового кризиса.
Стратегия:
а) Защитные
б) Наступательные
Цель: Выход из кризисных ситуаций
Задачи:
1. Формулировка общих процедур преодоления кризиса.
2. Анализ деятельности предприятия.
3. Предложение мероприятий для выхода из кризисных ситуаций.
Мероприятия:
1. Устранение убытков
2. Выявление резервов
3. Привлечение консультантов
4. Кадровые изменения
5. Реструктуризация задолженности
6. Снижение издержек
7. Продажа активов
8. Анализ и оценка состояния предприятия и его потенциала
9. Производственные программы выхода из кризиса
10. Повышение доходов
1. Устранение убытков
2. Выявление резервов
3. Привлечение консультантов
|
|
4. Кадровые изменения
5. Реструктуризация задолженности
6. Снижение издержек
7. Продажа активов
8. Анализ и оценка состояния предприятия и его потенциала
9. Производственные программы выхода из кризиса
10. Повышение доходов
А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд
А. А. Томпсон и А. Дж. Стрикленд в случаях, когда предприятие находится в кризисном положении, предлагают использовать так называемые «стратегии восстановления».
Стратегия: Восстановление
Цели: Обнаружение и ликвидация источников конкурентной и финансовой слабости предприятия
Задачи:
1. Диагностика причин неудовлетворительного функционирования фирмы
2. Выявление слабых сторон
3. Предложение мероприятий по улучшению состояния
Мероприятия:
1. Пересмотр текущей стратегии деятельности предприятия.
2. Принятие мер для увеличения доходов.
3. Последовательное снижение издержек.
4. Продажа части активов с целью увеличения наличных средств для сохранения оставшейся части бизнеса.
5. Использование комбинации вышеуказанных мероприятий.